2.4. Организация управления транспортной системой России
В ходе экономических реформ на российском транспорте образовался конгломерат предприятий, включающий множество акционерных хозяйств и компаний, в том числе с участием государства, а также муниципальных органов.
Мировой опыт свидетельствует, что основная проблема управления транспортом в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении рационального сочетания между воздействием государства на деятельность транспортных предприятий и степенью их самостоятельности. От этого соотношения зависит решение многих вопросов экономической, социальной и технической политики на транспорте.
Государственное управление транспортом в России осуществляют органы исполнительной власти различных уровней: федеральные, субъектов федерации, муниципальных образований.
Федеральным органом государственного управления транспортом является Министерство транспорта Российской Федерации.
В исполнительных органах власти субъектов федерации (республиках, областях, краях и т.д.) имеются соответствующие структуры (департаменты, управления, отделы), которые осуществляют руководство транспортом в регионе.
Министерство транспортом РФ как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет следующие основные функции:
Проводит государственную политику в области всех видов транспорта, направленную на удовлетворение государственных нужд, потребностей предприятий, организаций, учреждений и граждан в перевозках.
Разрабатывает межгосударственные и федеральные целевые программы развития всех видов транспорта, осуществляет меры по их реализации.
Разрабатывает проекты законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования и взаимодействия на территории Российской Федерации предприятий всех видов транспорта независимо от форм собственности.
Осуществляет контроль и надзор за соблюдением на всех видах транспорта законодательства Российской Федерации, международных договоров; проводит лицензирование отдельных видов деятельности, отнесённых к компетенции Министерства.
Организует воздушное движение, радионавигационное и аэронавигационное обслуживание полётов, сертификацию объектов Единой системы организации воздушного движения.
Названные выше функции Минтранс РФ реализует через соответствующие подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы этих подразделений.
Руководство Министерством осуществляют министр и 6 его заместителей.
В структуре центрального аппарата Минтранса РФ имеются следующие подразделения:
1. Департаменты (12):
- 5 департаментов государственной политики в области конкретного вида транспорта (гражданской авиации; дорожного хозяйства; автомобильного и городского пассажирского транспорта; железнодорожного транспорта; морского и речного транспорта);
- 7 департаментов по конкретному направлению деятельности (международного сотрудничества; правового обеспечения и законопроектной деятельности; программ развития; имущественных отношений и территориального планирования; административный; транспортной безопасности и специальных программ; экономики и финансов).
2. Федеральные службы:
2.1. По надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
3. Федеральные агентства:
3.1. Воздушного транспорта (Росавиация).
3.2. Дорожное (Росавтодор).
3.3. Железнодорожного транспорта (Росжелдор).
3.4. Морского и речного транспорта (Росморречфлот).
На железнодорожном транспорте прошла структурная реформа, направленная на разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления.
В 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которое управляет всеми магистральными путями и единолично представляет на них услуги локомотивной тяги. ОАО «РЖД» функционально заменило Министерство путей сообщения. В его состав входит 17 филиалов, созданных по территориальному признаку. Единственным акционерным ОАО «РЖД» является Российская Федерация.
Таким образом, централизованное руководство отраслями железнодорожного транспорта обеспечивает Министерство транспорта РФ и ОАО «РЖД».
В исполнительных органах власти субъектов федерации, как уже говорилось выше, имеются структуры, руководящие деятельностью транспорта на региональном уровне.
Например, в Правительстве Калининградской области эти функции входят в деятельность Министерстве развития инфраструктур, в котором создан департамент развития транспортного комплекса и дорожной деятельности.
Департамент включает три отдела:
- отдел по координации деятельности в области автомобильного транспорта;
- отдел по координации деятельности в области авиации, железнодорожного и морского транспорта;
- отдел дорожной деятельности.
Минтранс России заключает соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортных комплексов субъектов федерации.
Такие двухсторонние соглашения, как показала практика, являются наиболее действенным механизмом сотрудничества (совместной работы) Минтранса РФ и органов исполнительной власти субъектов федерации по решению транспортных проблем в сфере обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортных комплексов регионов.
Основные направления такого сотрудничества следующие:
- реализация Федеральных целевых программ по транспорту;
- формирование и реализация региональной транспортной политики;
- развитие российской части международных коридоров;
- обеспечение безопасности на транспорте и т.п.
Управление магистральными нефтепроводами страны осуществляет открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”» (ОАО «АК “Транснефть”»).
Основными направлениями деятельности компании является перекачка, координация и управление транспортировкой нефти и нефтепродуктов на предприятия России и за её пределы. 100% голосующих акций компании принадлежит государству.
Управление работой газопроводов осуществляет ОАО «Газпром» - глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности ОАО «Газпром»: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Собственником контрольного пакета акций компании является государство (50,002%).
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5