logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

3.3. Классификация и структура грузовых перевозок

Грузовые перевозки (грузовые потоки) классифицируют по ряду признаков:

- назначению;

- родам грузов;

- видам транспорта.

По назначению грузовые перевозки классифицируют следующим образом:

- внутрихозяйственные – перемещение грузов в пределах одного предприятия;

- местные – перевозка грузов между пунктами, расположенными в одном экономическом районе, области, крае, республике или на полигоне транспортного объединения (например, внутри отдельной железной дороги);

- межрайонные – это перевозка грузов в масштабах страны между областями, краями, республиками;

- международные – перевозка грузов между отдельными государствами (экспортно-импортные перевозки).

Классификация грузовых перевозок по родам грузов предусматривает выделение их по наименованиям (каменный уголь, черные металлы, зерно, лес и т.д.).

По видам транспорта выделяют, прежде всего, перевозки транспортом общего пользования – железнодорожным, морским, внутренним водным, осуществляющим перевозки массовых грузов, а также - автомобильным, выполняющим значительную часть повторных перевозок и трубопроводным транспортом, который перемещает только определенные продукты (нефть, газ и т.п.).

Структуру грузопотоков характеризует долевое соотношение различных родов груза в общем объёме перевозок и грузообороте.

Например, по железным дорогам доставляются грузы нескольких тысяч наименований. Вместе с тем около 80% грузооборота приходится на 9 самых массовых грузов: уголь, нефть, нефтепродукты, руда, черные металлы, удобрения, зерно, лесные, строительные материалы.

В табл. 3.1 приведена структура перевозок массовых грузов на отдельных видах транспорта.

Таблица 3.1. Доля железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта в перевозках отдельных грузов.

Род груза

Доля вида транспорта в перевозках, %

железно-дорожный

морской

внутренний водный

Каменный уголь

94,8

3,0

2,2

Нефтяные грузы

29,5

4,3

3,7

Руда железная и марганцевая

96,2

2,4

1,4

Черные металлы и металлолом

90,4

1,0

2,1

Химические минеральные удобрения

92,6

1,4

5,6

Лесные грузы

70,3

4,4

23,3

Цемент

99,0

1,3

1,6

Хлебные грузы

86,2

1,8

1,0

Значительный объём перевозок строительных материалов и лесных грузов осуществляется внутренним водным (речным) транспортом.

Свыше 2/3 объёма добываемой сырой нефти и нефтепродуктов поступает к потребителям по нефтепроводам.

Весьма разнообразна номенклатура грузов, доставляемых автомобильным транспортом. Её основу составляют товары народного потребления, стройматериалы, нефтепродукты.

В последние годы на всех видах транспорта растет доля грузов, перевозимых в контейнерах (до 30-35% общего объёма), хотя этот показатель в России ниже, чем в развитых странах.