3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
Грузовые перевозки (грузовые потоки) классифицируют по ряду признаков:
- назначению;
- родам грузов;
- видам транспорта.
По назначению грузовые перевозки классифицируют следующим образом:
- внутрихозяйственные – перемещение грузов в пределах одного предприятия;
- местные – перевозка грузов между пунктами, расположенными в одном экономическом районе, области, крае, республике или на полигоне транспортного объединения (например, внутри отдельной железной дороги);
- межрайонные – это перевозка грузов в масштабах страны между областями, краями, республиками;
- международные – перевозка грузов между отдельными государствами (экспортно-импортные перевозки).
Классификация грузовых перевозок по родам грузов предусматривает выделение их по наименованиям (каменный уголь, черные металлы, зерно, лес и т.д.).
По видам транспорта выделяют, прежде всего, перевозки транспортом общего пользования – железнодорожным, морским, внутренним водным, осуществляющим перевозки массовых грузов, а также - автомобильным, выполняющим значительную часть повторных перевозок и трубопроводным транспортом, который перемещает только определенные продукты (нефть, газ и т.п.).
Структуру грузопотоков характеризует долевое соотношение различных родов груза в общем объёме перевозок и грузообороте.
Например, по железным дорогам доставляются грузы нескольких тысяч наименований. Вместе с тем около 80% грузооборота приходится на 9 самых массовых грузов: уголь, нефть, нефтепродукты, руда, черные металлы, удобрения, зерно, лесные, строительные материалы.
В табл. 3.1 приведена структура перевозок массовых грузов на отдельных видах транспорта.
Таблица 3.1. Доля железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта в перевозках отдельных грузов.
Род груза | Доля вида транспорта в перевозках, % | ||
железно-дорожный | морской | внутренний водный | |
Каменный уголь | 94,8 | 3,0 | 2,2 |
Нефтяные грузы | 29,5 | 4,3 | 3,7 |
Руда железная и марганцевая | 96,2 | 2,4 | 1,4 |
Черные металлы и металлолом | 90,4 | 1,0 | 2,1 |
Химические минеральные удобрения | 92,6 | 1,4 | 5,6 |
Лесные грузы | 70,3 | 4,4 | 23,3 |
Цемент | 99,0 | 1,3 | 1,6 |
Хлебные грузы | 86,2 | 1,8 | 1,0 |
Значительный объём перевозок строительных материалов и лесных грузов осуществляется внутренним водным (речным) транспортом.
Свыше 2/3 объёма добываемой сырой нефти и нефтепродуктов поступает к потребителям по нефтепроводам.
Весьма разнообразна номенклатура грузов, доставляемых автомобильным транспортом. Её основу составляют товары народного потребления, стройматериалы, нефтепродукты.
В последние годы на всех видах транспорта растет доля грузов, перевозимых в контейнерах (до 30-35% общего объёма), хотя этот показатель в России ниже, чем в развитых странах.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5