logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

2.2. Показатели транспортной обеспеченности

Показатели транспортной обеспеченности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.

Они зависят от ряда факторов:

- протяженности путей сообщения;

- пропускной и провозной способности системы;

- конфигурации размещения транспортных линий и ряда других факторов.

Что такое «пропускная способность» и «провозная способность?»

В комплексной теории транспорта это важнейшие понятия. Показатель «пропускная способность» свойственен не только транспорту. Он широко применяется в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и т.п. Понятие «провозная способность» присуще только транспорту.

Пропускная способность – это максимальное количество определенных единиц, которое может быть пропущено за тот или иной период времени в данных технических и эксплуатационных условиях каким – либо устройством или сооружением.

На транспорте – это способность пути, транспортного узла (станции, порта и т.д.), склада пропустить максимальное количество единиц подвижного состава (поездов, судов, автомашин), груза (тонн), пассажиров (человек).

Провозная способность – это наибольший объём перевозок, который может быть выполнен за определённый период времени имеющимся подвижным составом в конкретных технических и эксплуатационных условиях.

Из приведенных определений видно, что понятие «пропускная способность» значительно шире, чем понятие «провозная способность», поскольку оно характеризует производственную мощность всех основных элементов транспорта: пути, транспортных узлов, перегрузочного фронта.

Важнейшим условием эффективной работы всех видов транспорта, т.е. единой транспортной системы, является соответствие пропускной способности всех звеньев транспортного хозяйства. Только в этом случае полностью используются имеющиеся производственные мощности. Этого можно достичь преодолением («расшивкой») «узких» мест, лимитирующих пропускную способность всего транспортного конвейера. Вместе с тем не исключается и наличие экономически оправданных резервов пропускной и провозной способности с учетом развития грузо- и пассажиропотоков.

Понятно, что показатели транспортной обеспеченности тем выше, чем больше развита сеть путей сообщения. Различия в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуются показателем, который называют - густота сети.

Густота сети – это относительный показатель, величина которого определяет длину сети, приходящуюся на единицу того или иного параметра, характеризующего данный регион или страну (площадь, численность населения, объем перевозимого груза).

Густота сети относительно площади (ds) измеряется отношением протяжённости эксплуатационной сети в километрах (Lэ) к 1000 км2 площади территории (S):

Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше.

Густоту сети в километрах на 10000 человек населения, характеризующую транспортную обеспеченность населения (dн), можно рассчитать по формуле:

где Н - численность населения региона, чел.

Для определения обобщённой характеристики транспортной обеспеченности территории с учетом и площади, и численности населения может быть использована формула, предложенная немецким статистиком Э. Энгелем:

где dо - обобщенный показатель густоты сети.

Однако при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объёмов и размещения производства. Другими словами, в формуле Э. Энгеля не учтены грузопотоки на данной территории.

Русский инженер Ю.И. Успенский модифицировал (усовершенствовал) формулу Э. Энгеля и ввел в знаменатель объем предъявляемых к перевозке грузов (Q, тыс. т):

dy= ,

где dy - показатель густоты сети с учётом площади, численности населения и объёма, предъявляемых для транспортировки грузов.

Показатели ds, dн, dо, dy характеризуют уровень обеспеченности территорий путями сообщений отдельных видов транспорта.

Вместе с тем с развитием различных видов транспорта становится целесообразным определять транспортную обеспеченность территорий не по отдельным видам транспорта, а в целом по транспортной системе комплексно.

В комплексном показателе густоты транспортной сети (dk) длина путей сообщения разных видов транспорта суммируется с учётом коэффициентов приведения и, кроме того, учитывается не вся площадь территории (S), а только обжитая (So):

dk = ,

где Lприв.- приведённая длина транспортной сети, км.

С учётом пропускной и провозной способностей различных видов транспорта Л.И. Василевский предложил следующие коэффициенты приведения транспортных сетей к 1 км железнодорожных дорог: для автомагистралей – 0,45; для обычного шоссе – 0,15; для речных путей – 0,25; для магистральных газопроводов – 0,30; для нефтепроводов – 1.

С определенной степенью условности можно сопоставить транспортную обеспеченность некоторых стран и регионов по комплексному показателю густоты сети (в км на 100 кв.км площади, 10000 чел. населения, 1000 т груза): мир в целом – 3,1; СНГ – 2,6; Россия – 2; США – 10,5; Азия – 1,4; Африка – 1,1.

Эти цифры свидетельствуют о низком уровне транспортного обслуживания потребителей в нашей стране и необходимости дальнейшего развития путей сообщения всех видов транспорта.