7.3. Морской транспорт.
Украина имеет благоприятные предпосылки для развития морского транспорта: на юге ее территорию омывают воды Черного и Азовского морей, которые практически|практично| не замерзают и соединяются со Средиземным морем через пролив Босфор, Мраморное море и пролив|проток| Дарданеллы. Общая длина морской береговой линии Украины - свыше 2000 км. Регулярные морские перевозки Черным и Азовским морями начались еще в конце XVIII ст.
Важнейшими морскими портами являются Одесса, Измаил, Ильичевск, Херсон, Николаев, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь и|да| большие|великие| портовые |города на берегах Азовского моря — Мариуполь, Бердянск. Через порты Черного и Азовского морей осуществляются внешнеэкономические связи страны|страна-участницы|.
Основу|основание| морского транспорта Украины составляют Черноморское (ЧМП), Азовское (АМП) и Украинско-Дунайское (УДП) пароходства, котрые владеют транспортным флотом суммарной грузоподъемностью 5,2| млн. т и пассажирским флотом на 9,9 тыс. мест. На территории Украины расположены 18 портов, к|до| ним принадлежат 175 перегрузочных комплексов, 8| судоремонтных заводов.
Через|из-за| морские порты на экспорт поступает каменный (коксовый) уголь, кокс, железная и марганцевая руда, черные металлы, химические продукты, в частности аммиак, цемент, сахар, некоторые|некие| виды машин и другие товары. Украина импортирует машины и оборудование, минерально-сырьевые ресурсы, в частности бокситы, фосфориты, продукцию сельского хозяйства. В состав морского транспорта входят предприятия морского транспорта|, которые осуществляют|свершают| перевозку|перевозки| пассажиров и грузов, порты и пристани|, суда, судоремонтные заводы, морские пути сообщения, а также предприятия связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, заведения здравохранения|здравоохранительный|, физической культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие предприятия|, учреждения и организации независимо от форм собственности, что обеспечивают работу морского транспорта.
К|до| земле морского транспорта принадлежит земля, предоставленная в пользование|использование| под: морские порты с набережными, площадками, причалами, вокзалами|, зданиями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота; гидротехнические сооружения и средства навигационной обстановки, судоремонтные заводы, мастерские, базы, склады|, радиоцентры, служебные и культурно-бытовые помещения, и другие сооружения|, что обслуживают морской транспорт.
Технический надзор за судами и их классификация независимо от форм собственности судна и его владельца|собственника| осуществляются классификационным обществом|товариществом|, избранным по предложению судовладельца и по согласованию с Министерством транспорта Украины.
Морские пути - водное пространство|простор| морей и океанов, а также естественные|природные| проливы|проток| и искусственные каналы. Морские водные пути используются в основном в их естественном|природном| состоянии|стане| и не требуют расходов на обустройство и содержание|иждивение,удержание|.
Морские каналы подразделяются на соединительные, подходные и русловые. Соединительные каналы устраивают между соседними морями или океанами для пропуска морских судов (Панамский, Суэцкий и|да| др.). Подходные каналы сооружают для глубоководного подхода к|до| портам. Русловые каналы предназначены для пропуска морских судов в порты, которые расположены в дельте реки.|речки|
Разные|различные| районы морского плавания имеют разные|различные| географические и навигационные условия для судоходства, которые требуют соответствующей подготовки судна и экипажа.
Для безопасного следования судов около|возле| берегов, мелей|отмели|, подводных камней|, эти места отмечают средствами навигационного оборудования: маяками, береговыми и плавучими знаками, радиоакустической, акустической и другой сигнализацией.
Морские линии -| морские водные пути, которые|какие| используют для перевозки|перевозки| морскими судами грузов или пассажиров между портами.
Морские линии бывают грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские|. В зависимости от направлений перевозок|перевозки| морские линии разделяют на каботажные (между портами одной страны|страна-участницы|) и заграничные, а в зависимости от режима работы флота – на линии, где суда курсируют по расписанию, и линии, на которых|какой| суда курсируют последовательными рейсами между соответствующими портами.
Техническую базу морского транспорта составляют|сдают| морские суда, порты, судоремонтные заводы, некоторые|некие| элементы морских путей и другие сооружения.
Судном называется самоходное или несамоходное плавучее сооружение, которое используется: для перевозки|перевозки| грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или другого морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасения людей и судов, которые испытывают беду|бедствие| на море, буксирования других судов и плавучих объектов, осуществления гидротехнической работы или подъема имущества, что затонуло в море; для несения специальной государственной службы (охрана|охранение| промыслов, санитарная и карантинная служба, защита моря от загрязнения и тому подобное); для научных, учебных и культурных целей, спорта и других целей.
В зависимости от районов плавания морские суда подразделяют на суда неограниченного (океанского), ограниченного (в районе одного моря), прибрежного|прибережного|, местного и рейдового (для местных перевозок|перевозки| и обслуживания рейдов), ледового плавания (самостоятельно или за ледоколом). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение|, выполнение всех мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности плавания|, предотвращения загрязнения морской среды, поддержания порядка на судне, предотвращение причинению|задаче| любого|какого-нибудь| вреда|ущерба| судну, людям и| грузу, что находятся|пребывают| на нем.
Морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозку|перевозка| грузов и пассажиров на судах, которые принадлежат порту.
На территории порта могут действовать предприятия и организации всех форм| собственности, целью и видом деятельности которых|каких| является обслуживание суден, пассажиров и грузов.
Территория и акватория морского порта является государственной собственностью и предоставляются порту в пользование|использование|.
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.