logo
transp geogr_Лекции

4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.

Транспорт - важнейшее звено в сфере экономических отношений|, одна из ведущих отраслей материального производства. Он принимает участие в создании продукции и доставке ее потребителям, осуществляет|свершает| связь между производством и потреблением, между различными отраслями хозяйства, между странами|страна-участницей| и регионами.

Уровень развития транспортной системы государства - один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится|стает| базисом для эффективного вхождения Украины в мировое содружество и занимание|уселся| в нем места, что отвечает уровню высокоразвитого государства.

Железнодорожный транспорт. Украина принадлежит к регионам со значительным потенциалом железнодорожного транспорта. На него приходится|приникает| основная часть грузооборота и перевозок|перевозки| пассажиров.

Железнодорожный транспорт имеет решающее значение в обеспечении экономических|экономичной| связей как в пределах Украины, так и в ее связях с другими странами|страна-участницей|.

Автомобильный транспорт в Украине приобретает все большее значение. Особенно|в особенности| он удобен при перевозке|перевозке| грузов на короткие расстояния, при доставке их к|до| железнодорожной станции, пристани и портам, в обслуживании местного и сельскохозяйственного грузооборота. По объемам грузооборота автотранспорт не уступает|поступается| железнодорожному и морскому.

Украина соединена хорошими|добрыми| автомобильными путями с Центральным, Северо-Кавказским и Поволжским экономическими|экономичными| районами России, с Молдавией и Белоруссией.

Подавляющая сфера использования|употребления| автотранспорта - перевозки внутри предприятия (технологические), в пределах города, между населенными пунктами области. Частично|отчасти| автотранспорт используется в межреспубликанских и международных перевозках|перевозке|.

Автомобильно-транспортный комплекс нуждается в значительном обновлении|, развитии, оптимизации структуры парка по грузоподъемности|, типам кузова и двигателя.

Морской транспорт.

Основу|основание| морского транспорта Украины составляют Черноморское (ЧМП), Азовское (АМП) и Украинско-Дунайское (УДП) пароходства, которым принадлежит|обладают| транспортный флот суммарной грузоподъемностью 5,2 млн. т и пассажирский флот на 9,9 тыс. мест. На территория Украины расположено 18 портов, к|до| ним принадлежат 175| перегрузочных комплекса и 8 судоремонтных заводов.

Большую|великую| возможность имеет экспорт транспортной услуги. Тем не менее украинский флот достиг критического возраста|века|, и если не будет обновлен, всего за 5-7 лет его вытеснят конкуренты.

Речной транспорт, как и морской, имеет ряд преимуществ перед сухопутным. В частности, готовые естественные|природные| пути, использование|употребление| течения воды, возможность одновременной транспортировки больших|великих| грузов и пассажиров. Содержание|иждивение,удержание| водных путей нуждается в меньших капитальных вложениях, да и перевозка|перевозка| грузов водным транспортом обходится более дешево. Речной транспорт в Украине имеет давнюю историю.

Речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным объединением "Укрречфлот", которое|какое| реформировалось в акционерную судоходную компанию, что состоит из Главного|головного| предприятия и 290 структурных единиц.

Трубопроводный транспорт. Этот вид транспорта наиболее экономичный|экономичный| и эффективный для транспортировки жидкого топлива, горючего и технологического газа, химических продуктов. Его развитию способствует развитие в Украине нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности.

Газопроводный транспорт Украины раньше|ранее| обеспечивал доставку газа из|с| России (79 %), Туркменистана (5 %) и 16 % за счет его добычи в Украине. Теперь сетью газоснабжения охвачено 45 % городских и 8 % сельских населенных|обитаемых| пунктов Украины, чего явно недостаточно.

Общепринятыми в европейских странах|страна-участнице| являются ограничения импорта энергоносителей из|с| одной страны|страна-участницы| 30-40 % общей потребности|нужды|. В этих условиях следуют рассмотреть наряду с|наряду с| традиционными источниками поставки газа в Украину и альтернативные, в частности закупку Иранского газа.

Воздушный транспорт - самый молодой и самый скоростной, но пока еще|пока что| дорогой. Рядом с|наряду с| перевозками|перевозкой| грузов, почты и пассажиров, он используется для санитарных перевозок|перевозки|, а также для аэрофотосъемки, химической обработки посевов и борьбы с лесными пожарами.

Воздушный транспорт в основном перевозит пассажиров. С получением|снисканием| Украиной независимости выросла роль международных перевозок|. Открываются воздушные линии в США, Канаду, Израиль, Германию, Польшу, Австрию и другие страны|страна-участницы|.

Городской пассажирский транспорт. К|до| этому виду транспорта принадлежат метрополитены, трамваи, троллейбусы, автобусы, такси. Метрополитены построены в Киеве (началось строительство в 1940 г., первая линия "Вокзальная - Днепр" сдана в эксплуатацию в 1960 г.), а также в Харькове в 1978 г.

В 1995 г. в 24 городах Украины функционировал трамвайный транспорт|. Первые трамвайные пути на территории Украины проложены в Киеве (в 1892 г.), Львове (в 1894 г.), Днепропетровске (в 1897 г.).

В конце 70-х годов внедрены скоростные трамваи. Первые открыты в Киеве (в 1987 г.), в Кривом Роге|углу|.

Одним из наиболее массовых видов городского транспорта является троллейбусный, впервые организованный в Украине в Киеве (в 1935 г.) и Харькове (в 1939 г.).