7.2. Речные порты.
Порт - предприятие водного транспорта откуда начинается и где заканчивается перевозка|перевозки| пассажиров и грузов водным путем. В порту перемещают грузы из|с| наземного транспорта на водный и наоборот; хранят|берегут|, сортируют и комплектуют грузы; отправляют грузы наземным или водным транспортом: организуют движение и обслуживание флота в пределах портовой акватории (водной части), а подвижного|движущегося| состава наземного транспорта - в пределах портовой территории (наземной части); обеспечивают флот топливом, материалами, водой, продовольствием; осуществляют перегрузочные операции портовыми средствами.
Основными элементами порта является акватория, территория и линия причалов - совокупность смежных или отдельно размещенных причалов. Составная часть акватории: водные подходы; внешние|наружные| и внутренние рейды для стоянки судов на якорях; внутренние бассейны для стоянки судов около|возле| причалов.
Пристань - комплекс сооружений, оборудованных для причаливания и стоянки судов у берега, с целью проведения грузовых операций, высадки и посадки пассажиров, ремонта и тому подобное.
Остановка - прибрежный|прибережный| пункт, где происходит высадка и посадка пассажиров и принятие груза.
Для выполнения ремонта подводной части судов на речном транспорте используют элинги и доки|покуда|, которые|какие| бывают сухие и плавучие.
Елинг - это рельсовая|реечная| колея, что входит по пологим берегам в воду. С помощью лебедок судно на тележке вытягивают|извлекают| на берег и устанавливают на ремонтную площадку (стапель).
Сухой док -| камера, которая отделена от реки воротами. Для принятия судна отворяют|открывают| ворота, док заполняют водой и вводят судно. Потом|затем| ворота закрывают|затворяют|, выкачивают|скачивают| воду и судно садится на опору.
Плавучий док|покуда| - это сплошной или составленный|составной| из|с| секций понтон с двумя полыми продольными башнями по бокам. Для принятия судна балластные отсеки заполняют водой, док погружается на глубину, достаточную для введения|ввода| судна в пространство|простор| между башней. Потом|затем| воду из отсеков выкачивают|скачивают| и док с судном всплывает|.
Движение речного транспорта организуется по двум принципам: сквозному и участковому. Сквозное движение используется на линиях, где условия плавания и характер грузопотоков позволяют доставлять груз от отправителя к|до| адресату без перевалки. Движение по участковому принципу организуют там, где отдельные участки речного пути имеют разные|различные| условия плавания или разный|различный| грузопоток.
Движение грузо-пассажирского флота организуется по линейной и рейсовой форме. Линейная форма предусматривает выполнение регулярных рейсов кораблями, которые|какие| приписаны к|до| этой линии. Рейсовая форма - назначение специальных рейсов кораблей на линии нерегулярного движения.
Навигационный период - период года, в течение|на протяжении| которого|какого| в зависимости от местных климатических условий используют водные пути для судоходства.
На Днепре он составляет 220-270 дней.
Речные порты Украины
В современных условиях отправление и прибытие грузов внешнеэкономической деятельности Украины|груза| осуществляется преимущественно через|из-за| Запорожский, Днепропетровский, Николаевский, Херсонский речные порты, а также речной порт Полтавского горно-обогатительного комбината в г. Комсомольск-на-Днепре|. В небольших объемах и эпизодически осуществляется переработка внешнеторговых грузов|груза| в Киевском, Черкасском, Кременчугском, Ново-Каховском речных портах и на причалах филиала «Овод» совместного украинско-швейцарского предприятия «Демос», расположенных на территории Днепропетровского комбината в г. Днепродзержинске.
Речные порты являются транспортными грузоперерабатывающими| комплексами, которые содержат:
• портальные, козловые, плавучие краны грузоподъемностью от 5 до 30т, экскаваторы|, автокраны, авто-| и электропогрузчики и другие механизмы;
гидротехнические сооружения, включая причалы и защитные сооружения;
портовые акватории с подходными фарватерами;
открытые складские территории|территория| и закрытые склады|склад|;
подъездные автомобильные и железнодорожные пути;
ремонтные мастерские и другие вспомогательные объекты.
Общая мощность обустроенных причалов составляет|сдает,складывает| 11,7 км, на грузово-разгрузочных работах используется 158 портальных кранов общей грузоподъемностью 1379 т, 56 плавучих кранов, гидропескопогрузчики и другая механизация. Общая площадь складских помещений составляет 474,2 тыс. м2|, из|с| них крытых - 15,2 тыс. м2|. Протяженность портовых железных дорог - 32 км, внутренних портовых автодорог - 23 км.
Общая суточная пропускная способность речных портов составляет 20| тыс. т. Объемы переработки экспортно-импортных грузов|груза| находятся в пределах 1,4-2,1 млн. т ежегодно.
Рядом с|наряду с| причалами общего пользования|использования| грузовые работы проводятся на причалах министерств, ведомств, предприятий|, которых в настоящее время насчитывается 190 единиц. По назначению эти причалы используются для погрузки и разгрузки зерна - 30 ед., нефтепродуктов - 13 ед., минерально-строительных грузов|груза| - 120 ед., других грузов - 47 ед.
Порт Киев
Осуществляет|свершает| переработку генеральных и навалочных|наваливания| грузов|груза|, которые перевозятся в прямом водном, смешанном железнодорожно-водном и автомобильно-водном сообщениях.
В пределах деятельности порта функционируют три грузовых района, специальный порт для приема угля (пристань №2). Кроме причалов общего пользования|использования|, порт обслуживает свыше 40 грузовых причалов клиентуры. Длина обустроенных причалов общего пользования|использования| -1694 м. Переработка генеральных грузов|груза| осуществляется на причалах №1-6 второго грузового района. Объемы переработки внешне-торговых грузов|груза| незначительны и составляют в последние годы 20-40 тыс. т.
Порт Черкассы
Осуществляет|свершает| переработку навалочных|наваливания| и генеральных грузов|груза|. Имеет автомобильные и железнодорожные подъездные пути. В пределах производственной деятельности порта функционирует городской грузовой район и грузовые причалы клиентуры для приема строительных грузов|груза|. Длина причального фронта района — 519 м. На его причалах перерабатываются генеральные и строительные грузы|груз| в объеме |наружно| 8-13 тыс. т. Порт Кременчуг
Осуществляет|свершает| преимущественно переработку минерально-строительных материалов. Имеет подъездные автомобильные дороги|путь| и железнодорожные пути. Переработка грузов осуществляется в порту, который|какой| имеет пять причалов длиной 415 м, и на клієнтурському| причале, на котором|какой| перегружаются минерально-строительные грузы|. Переработка генеральных грузов|груза| выполняется|исполняет| на причалах №| 1,2 грузового района. В последние годы порт отгружает на экспорт 12| тыс. т грузов|груза|.
Расположенный вблизи Кременчугского порта Комсомольск, который является| известным портом Полтавского горно-обогатительного комбината, специализируется на отправлении во внутреннем сообщении щебня и валунов гранита|| на экспорт.
Порт Днепродзержинск
Основная номенклатура грузооборота порта - шлак, песок, гранулированная продукция, металлы и контейнеры. В пределах деятельности порта действует грузовой участок, на котором|каком| расположены два причала общего пользования|использования|, а также причалы на карьерах. В связи с незначительной глубиной возле причалов городского участка (2,8 м), обработка большегрузного флота вызывает необходимость|нужду| догрузки судов на рейде плавкранами|. В последние годы порт отгружал металлы на экспорт в объеме 10-30 тыс. т в| год.
Причалы завода «Овод» и СП «Демос» имеют длину 500 м и глубину 3,5 м. Они предназначены для переработки шлакового щебня во внутреннем соединении и металлоотходов| на экспорт. В последние годы отправление грузов|груза| на экспорт сократилось.
Порт Днепропетровск
Порт осуществляет|свершает| переработку грузов|груза|, которые перевозятся в прямом водном и смешанных автомобильно-водном, железнодорожно-водном сообщениях. Основная номенклатура грузов|груза| порта: песок, уголь, металлы, щебень|, контейнеры. В пределах порта функционируют грузовые районы Амур-Гавань, Новые Кайдаки, Городской район и пристань Новомосковск, а также причалы |использования| по отгрузке щебенной продукции, выгрузке песка.
Порт Запорожье
Осуществляет|свершает| переработку грузов|груза|, которые перевозятся в прямом водном, смешанных железнодорожно-водном и автомобильно-водном соединениях. Основная номенклатура грузов|груза|, которые перерабатываются в порту, - песок, руда|, строительные материалы, контейнеры, металлы.
Имеет два грузовых района. Первый грузовой район находится в верхнем бьефе дамбы|плотины| Днепровской ГЭС. Общая длина причального фронта - 1961 м. Район оборудован 26 портальными кранами общей грузоподъемностью 279 т. В современных условиях осуществляются строительные работы по|с| удлинению седьмой причальной линии. Второй грузовой район расположен в нижнем бьефе дамбы|плотины|. Длина причального фронта - 445 м. Район оборудован шестью портальными кранами общей грузоподъемностью 40 т. С|с| 1994 г. осуществляются|исполняют| работы по|с| отправлению металлопродукции на экспорт. Запорожский порт перерабатывает|перерабатывает| около|порядка| 1 млн. т экспортно-импортных грузов|груза|, что характеризует его как наибольший речной порт. Объемы переработки экспортных грузов|груза| составляют|сдают| 160-500 тыс. т, в структуре экспорта преобладают строительные грузы|груз| и металл, в импорте 95-99% занимает руда, объемы переработки которой|какой| составляют|сдают| 330-500 тыс. т.
Порт Никополь
Специализируется на переработке песка и генеральных грузов|груза|. Длина причального фронта -105 м. Порт не имеет подъездных железнодорожных путей. В настоящее время строится пирс для выгрузки труб на экспорт.
Порт Новая Каховка
Специализируется на переработке минерально-строительных грузов|груза| и в небольших объемах генеральных грузов|груза|. В состав порта входят четыре причала аванпорта, причал пристани Большая|великая| Лепетиха и клиентурные| причалы, размещенные в Каховском водохранилище. Причалы порта представляют собой откосную стену длиной 460 м, на которой|какой| установлено шесть кранов. Порт не имеет подъездных железнодорожных путей. На экспорт отгружается свыше 5 тыс. т. Порт Херсон
Осуществляет|свершает| переработку грузов|груза| в прямом, смешанных железнодорожно-водном и автомобильно-водном сообщениях. Порт перерабатывает в основном песок, щебень, металлы и другие генеральные грузы|груз|. Порт содержит | центральный грузовой район, порт Голая Пристань. В пределах деятельности размещено 41 клиентурный причал, на которых перерабатываются минерально-строительные, хлебные и бахчевые грузы|груз|.
Центральный грузовой район имеет вертикальную бетонную стену длиной 558 м, на которой|какой| установлено восемь портальных кранов общей грузоподъемностью 80 т. В порту с помощью|посредством| плавкранов| на рейде загружаются большегрузные суда.
Объемы переработки экспортных грузов|груза| находятся в пределах 170- 400 тыс. т. В структуре экспорта преобладают металлы, химические и минеральные удобрения|.
Порт Николаев
Осуществляет|свершает| переработку грузов|груза|, которые следуют в прямом водном, смешанных железнодорожно-водном и автомобильно-водном соединениях. Порт перерабатывает|перерабатывает| минерально-строительные грузы|груз|, руды, уголь, металлы, металлолом|. В состав порта входят центральный грузовой район в Николаеве|, причалы в Александрии, Вознесенске, Матвеевке, Очакове, Балабановке, Ожарске, где перерабатываются строительные грузы|груз|. В пределах деятельности порта расположены ведомственные грузовые причалы, элеватор, нефтебазы, хлебоприемочные|хлебоприемные| пункты.
Центральный грузовой район, в котором|каком| осуществляется переработка внешнеторговых| грузов|груза|, имеет вертикальную железобетонную стену, на| которой|какой| установлено 10 портальных кранов общей грузоподъемностью 106 т. Глубины около|возле| причалов — 5,6 м. В порту проектируется строительство двух причалов для отгрузки угля и металлов, глубина которых позволяет нагружать суда с осадкой до 8 м. За последние годы грузооборот порта уменьшился. Объемы переработки экспортных грузов|груза| ежегодно составляют|сдают| свыше 400 тыс. т. Основными видами грузов|груза| является металлы, кокс|, уголь, руда.
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.