1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
Карта Украины. Карта автомобильных дорог Украины.
Транспортное пространство – совокупность обустроенных для перемещения транспортных средств и управления их движением зон земной поверхности, подземных пространств, морского пространства, речных путей и воздушного пространства.
Из этого определения следует, что транспортное пространство включает в свой состав:
железнодорожные и автомобильные магистрали;
морские и речные пути;
воздушные трассы;
системы управления транспортными потоками.
Таблица 1.1. Показатели автодорожной транспортной сети.
| |||
Страна | Протяженность сети автодорог, тыс. км | Густота автодорожной сети, территории км/1000 км2 |
|
Россия | 750 | 45 |
|
Белоруссия | 50 | 241 |
|
Канада | 330 | 33 |
|
Чехия | 74 | 579 |
|
Франция | 900 | 1645 |
|
Германия | 501 | 1404 |
|
Италия | 305 | 1013 |
|
Латвия | 65 | 991 |
|
Нидерланды | 105 | 2574 |
|
Швейцария | 71 | 1719 |
|
Украина | 255 | 422 |
|
США | 6259 | 668 |
|
Великобритания | 387 | 1563 |
|
Япония | 1100 | 3257
|
|
Сеть путей сообщения - это совокупность всех путей, что соединяют| населенные|обитаемые| пункты страны|страна-участницы| или отдельного региона. Транспортная сеть является одним из важнейших элементов каждого вида транспорта, что характеризует| уровень потенциальной транспортной обеспеченности государства или отдельной его территории. Густота сети. ее конфигурация, пропускная и провозная способность отдельных направлений, определяют в значительной мере|в значительной степени| объем транспортной работы. Формирование транспортной сети, ее видовая| структура, густота| путей сообщения как в целом, так и отдельных видов транспорта, прохождения основной магистрали, определяются отраслевой структурой хозяйства, его производственной специализацией, территориальной организацией, густотою| населенных|обитаемых| пунктов, особенностями| исторического развития, естественными|природными| условиями, а также экономико географическим положением| территории страны|страна-участницы| или ее регионов.
Украина имеет чрезвычайно благоприятную предпосылку для формирования| и размещение транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного| хозяйства и его территориальная организация, равнинный рельеф, выгодное экономико-географическое положение определили развитие и размещение железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта. К|до| транспортной сети относятся железнодорожные пути, автомобильные дороги|путь|, внутренние водные пути|, воздушные линии, трубопроводы. Длина путей сообщения приведена|наведенный| в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Длина путей сообщения.
Показатель | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 |
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км
| 22,6 | 22,8 | 22,8 | 22,3 | 22.1 |
Речные судоходные пути| общего пользования|использования|, тыс. км | 4,9 | 4,0 | 3.7 | 2.4 | 2.2 |
Автомобильные дороги|путь| общего пользования|использования|, тыс. км | 163,2 | 167,8 | 172,3 | 169,6 | 169,7 |
Из них с твердым покрытием, тыс. км | 133,7 | 157,2 | 163,3 | 163.8 | 164,6 |
Троллейбусные пути общего пользования|использования| (в однопутном исчислении|исчислении|), тыс. км | 3,1 | 4,0 | 4.2 | 4,3 | 4,5 |
Трамвайные пути' общего пользования|использования| (в одноколейном исчислении|исчислении|), тис.км | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,1 | 2,1 |
Метрополитенни общего| пользования| (в двухколейном|двухпутном,двухпушечном| исчислении|исчислении|), км | 43,5 | 62,4 | 85,9 | 91,7 | 95,0 |
Железнодорожная магистраль соединяет в одно целое отдельные районы страны|страна-участницы| с разной|различной| специализацией хозяйства, внутренняя территория с портами и другими| странам|страна-участницей|, большие|великие| промышленные центры с сельскохозяйственными зонами| и местами отдыха и лечения. Железнодорожная сеть Украины включает| шесть железных дорог: Львовская, Юго-Западная|, Донецкая, Одесская, Приднепровская, Южная. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования|использования| составляет|сдает| 22,3 тыс. км. из|с| их электрифицировано - 9,1 тыс. км (41% от общей длины). Характеристика железнодорожных путей сообщения приведена|наведенный| в таблице 1.3.
Таблица 1.3.
Железнодорожные пути сообщения
Показатель | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2002 |
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования|использования|: | 22.6 | 22,8 | 22,7 | 22.3 | 22,1 |
электрифицированных, тыс. км | 7,1 | 8,1 | 8.5 | 9.1 | 9,3 |
процентов от общей длины | 31 | 36 | 38 | 41 | 42 |
неэлектрифицированных, тыс. км | 15,4 | 14,7 | 14,2 | 13.2 | 12.8 |
процентов от общей длины | 68 | 64 | 62 | 59 | 53 |
двухколейных|двухпутных|, многоколейных|многопутных| участков, тыс. км | 7.8 | 7.6 | 7,5 | 7.3 | 7,2 |
процентов от общей длины| | 35 | 33 | 33 | 33 | 33 |
оборудованных автоблокировкой, тыс. км | 8,4 | 14.1 | 13,5 | 13.5 | 13,4 |
процентов от общей длины | 37 | 62 | 60 | 60 | 61 |
Наибольшую эксплуатационную длину железнодорожных путей общего пользования|использования| имеют Донецкая (7,3%). Днепропетровская (7%) и Харковская (6,8%) области, наименьшую - Черновицкая, что составляет|сдает| 1,9% от их общей длины.
При средней плотности|густоте| железнодорожной сети 37 км/тыс. км2| территория наивысшими показателями выделяется промышленно развитые Донецка, Луганская, Днепропетровская, Харьковская и Тернопольская область, а также Львовская, Закарпатская, Черновицкая и Винницкая, где высокая густота| железной дороги обусловлена в первую очередь их выгодным пограничным расположением и отраслевой структурой хозяйства. В Этой области густота| железной дороги колеблется от 41 до 61 км/тыс. км2| территория.
Длина автодороги общего пользования|использования| составляла в 2000 г. 169.5 тыс|. км, в том числе с твердым покрытием -163,8 тыс|. км (табл. 1.4).
Таблица 1.4.
Длина автомобильных дорог общего пользования по регионам, тыс. км.
Регіони
| 1980 | 1990 | 2000 | 2002 | ||||
всего | ТП | всего | ТП | всего | ТП | всего | ТП | |
Автономна Республіка Крим | 6,6 | 6,6 | 6,7 | 6,7 | 6,6 | 6,6 | 6,51 | 6,51 |
Вінницька | 9,2 | 7,4 | 9,6 | 8,6 | 9,5 | 8,9 | 9,5 | 8,9 |
Волинська | 5,6 | 3,4 | 6,1 | 5,2 | 6,3 | 5,6 | 6,3 | 5,6 |
Дніпропетровська | 7,9 | 7,1 | 8,6 | 8,5 | 9, 2 | 9,2 | 9,2 | 9,2 |
Донецька | 8,2 | 7,6 | 8,3 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,1 | 8,0 |
Житомирська | 8,1 | 6,2 | 8,3 | 7,8 | 8,5 | 8,2 | 8,5 | 8,3 |
Закарпатська | 3,3 | 3,2 | 3,5 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,3 |
Запорізька | 6,3 | 5,8 | 6,8 | 6,4 | 7,0 | 6,8 | 7,0 | 6,8 |
Івно -Франківська | 4,7 | 4,6 | 4,4 | 4,4 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,2 |
Київська | 7,7 | 7,1 | 8,1 | 7,9 | 8,4 | 8,3 | 8,4 | 8,4 |
Кіровоградська | 5,6 | 4,9 | 6,4 | 5,6 | 7,1 | 6,2 | 7,1 | 6,2 |
Луганська | 5,4 | 4,8 | 5,7 | 5,5 | 5,8 | 5,7 | 5,8 | 5,7 |
Львівська | 8,3 | 7,2 | 8,0 | 7,7 | 8,3 | 8,1 | 8,3 | 8,1 |
Миколаївська | 6,2 | 4,4 | 5,3 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 |
Одеська | 7,8 | 6,8 | 8,1 | 7,6 | 8,2 | 7,9 | 8,2 | 8,0 |
Полтавська | 7,5 | 5,5 | 8,7 | 8,1 | 8,8 | 8,8 | 8,8 | 8,8 |
Рівненська | 5,6 | 3,9 | 5,2 | 4, 8 | 5,0 | 5,0 | 5,1 | 5,0 |
Сумська | 6,6 | 3,9 | 6,9 | 5.8 | 7,3 | 6,5 | 7,3 | 6,5 |
Тернопільська | 5,4 | 4,5 | 5,6 | 5,1 | 5,1 | 5,0 | 5,1 | 5,0 |
Харківська | 8,0 | 6,0 | 8,7 | 8,2 | 9,5 | 9,2 | 9,6 | 9,2 |
Херсонська | 5,3 | 4,0 | 5,4 | 5,1 | 4,9 | 4,8 | 4,9 | 4.9 |
Хмельницька | 7,7 | 6,0 | 7,1 | 6,8 | 7,1 | 7,1 | 7,1 | 7,1 |
Черкаська | 6,2 | 5,1 | 6,2 | 5,7 | 6,0 | 5,8 | 6,0 | 5,8 |
Чернівецька | 3,0 | 2,9 | 3,0 | 3,0 | 2,9 | 2,8 | 2,9 | 2,9 |
Чернігівська | 7,0 | 4,8 | 7,1 | 6,5 | 7,7 | 7,0 | 7,7 | 7,0 |
Среди дорог|пути| с твердым покрытием| 8% занимают дороги|путь| государственного и 92% местного значения. Длина автомобильных дорог|пути| общего пользования|использования| с|с| цементобетонним| и асфальтобетонным покрытием составляет| 3,5% к|до| общей длине дороги|пути| с твердым покрытием, с черным гравиевым и черным шоссе — 43%.
С 1990 до 2000 г. длина автомобильных дорог|пути| общего пользования| выросла на 1,7 тыс. км, а с твердым покрытием — на 6,6 тыс. км. Наибольшее количество путей с твердым покрытием в Днепропетровской и Харьковской областях, наименьшая — в Черновицкой. Автомобильные дороги|путь| с твердым покрытием первой категории занимает — 1,3%, второй —7,8, третьей—17,7, четвертой—65,6. пятой—| 7,5%. В 2000 г. предприятиями| и организациями всей формы собственности введено в строй 294 км дороги|пути| общего| пользования|использования| с твердым покрытием. Длина улиц в городах и поселках|селении| городского типа в 1997 г. составляла 87,3 тыс. км.
Средняя густота| дорог|пути| с твердым покрытием в Украине составляет|сдает,складывает| 271 км/тыс. км2|. Наиболее высокие показатели имеет западные области -300 км/тыс. км2| и ниже. Лишь|только| в Донецкой, Днепропетровской областях и в Автономной Республике Крым этот показатель достигает 300 км/тыс. км2| и выше.
В сельской местности важное значение имеют автодороги местного и внутрихозяйственного подчинения. Общая длина дорог|пути| с твердым покрытием местного значения составляет|сдает| 150,8 тыс. км, почти 30% которых|каких| не имеют твердого покрытия и в период неблагоприятных погодных условий становятся|стают| непригодными. Вследствие этого народнохозяйственный комплекс| Украины, в частности отрасль АПК, несут|несущий| большие|великие| материальные убытки.
Чтобы достичь обеспеченности Украины автодорогами уровня европейских| стран|страна-участницы|, необходимо построить и модернизировать почти 200 тыс. км автодорог|, в том числе 60% в сельской местности. Для межгосударственных свейе необходимо строительство автомагистралей мирового уровня с бетонным или асфальтобетонным покрытием и многорядным движением.
Транспортные системы стран|страна-участницы| Европы и СНГ имеют высокие показатели развития всех видов транспорта. Транспортная сеть Украины пока еще|пока что| значительно меньше, чем в развитой западноевропейской стране|страна-участнице|.
Показатель длины автомобильных дорог|пути| Украины на конец в 1998 г. был четвертым после Франции. Германии и Польши, причем он в шесть раз меньше, чем во Франции. За период 1990-1998 гг. длина автодорог во Франции выросла на 170, в Украине — на 0,7 тыс. км (падение производства и инерционная переориентация транспортных потоков не предопределяли развитие| перевозок|перевозку| в Украине). Густота автодорог в Украине в расчете на 1 тыс. км2 сверхнизкая в сравнении с|сравнительно с|о странами|страна-участницей| Европы. Среди страны|страна-участницы| СНГ Беларусь и Грузия имеют высший показатель. В расчете на 10 тыс. жителей| соотносительные показатели с Украиной имеют Венгрия, Румыния, Словакия и страны|страна-участница| СНГ — Россия,Грузия, Молдова.
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.