logo
transp geogr_Лекции

1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.

Карта Украины. Карта автомобильных дорог Украины.

Транспортное пространство – совокупность обустроенных для перемещения транспортных средств и управления их движением зон земной поверхности, подземных пространств, морского пространства, речных путей и воздушного пространства.

Из этого определения следует, что транспортное пространство включает в свой состав:

Таблица 1.1.

Показатели автодорожной транспортной сети.

Страна

Протяженность сети автодорог, тыс. км

Густота автодорож­ной сети, территории км/1000 км2

Россия

750

45

Белоруссия

50

241

Канада

330

33

Чехия

74

579

Франция

900

1645

Германия

501

1404

Италия

305

1013

Латвия

65

991

Нидерланды

105

2574

Швейцария

71

1719

Украина

255

422

США

6259

668

Великобритания

387

1563

Япония

1100

3257

Сеть путей сообщения - это совокупность всех путей, что соединяют| населенные|обитаемые| пункты страны|страна-участницы| или отдельного региона. Транспортная сеть является одним из важнейших элементов каждого вида транспорта, что характеризует| уровень потенциальной транспортной обеспеченности государства или отдельной его территории. Густота сети. ее конфигурация, пропускная и провозная способность отдельных направлений, определяют в значительной мере|в значительной степени| объем транспортной работы. Формирование транспортной сети, ее видовая| структура, густота| путей сообщения как в целом, так и отдельных видов транспорта, прохождения основной магистрали, определяются отраслевой структурой хозяйства, его производственной специализацией, территориальной организацией, густотою| населенных|обитаемых| пунктов, особенностями| исторического развития, естественными|природными| условиями, а также экономико географическим положением| территории страны|страна-участницы| или ее регионов.

Украина имеет чрезвычайно благоприятную предпосылку для формирования| и размещение транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного| хозяйства и его территориальная организация, равнинный рельеф, выгодное экономико-географическое положение определили развитие и размещение железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта. К|до| транспортной сети относятся железнодорожные пути, автомобильные дороги|путь|, внутренние водные пути|, воздушные линии, трубопроводы. Длина путей сообщения приведена|наведенный| в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Длина путей сообщения.

Показатель

1980

1990

1995

2000

2003

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км

22,6

22,8

22,8

22,3

22.1

Речные судоходные пути| общего пользования|использования|, тыс. км

4,9

4,0

3.7

2.4

2.2

Автомобильные дороги|путь| общего пользования|использования|, тыс. км

163,2

167,8

172,3

169,6

169,7

Из них с твердым покрытием, тыс. км

133,7

157,2

163,3

163.8

164,6

Троллейбусные пути общего пользования|использования| (в однопутном исчислении|исчислении|), тыс. км

3,1

4,0

4.2

4,3

4,5

Трамвайные пути' общего пользования|использования|

(в одноколейном исчислении|исчислении|), тис.км

2,0

2,1

2,2

2,1

2,1

Метрополитенни общего| пользования|

(в двухколейном|двухпутном,двухпушечном| исчислении|исчислении|), км

43,5

62,4

85,9

91,7

95,0

Железнодорожная магистраль соединяет в одно целое отдельные районы страны|страна-участницы| с разной|различной| специализацией хозяйства, внутренняя территория с портами и другими| странам|страна-участницей|, большие|великие| промышленные центры с сельскохозяйственными зонами| и местами отдыха и лечения. Железнодорожная сеть Украины включает| шесть железных дорог: Львовская, Юго-Западная|, Донецкая, Одесская, Приднепровская, Южная. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования|использования| составляет|сдает| 22,3 тыс. км. из|с| их электрифицировано - 9,1 тыс. км (41% от общей длины). Характеристика железнодорожных путей сообщения приведена|наведенный| в таблице 1.3.

Таблица 1.3.

Железнодорожные пути сообщения

Показатель

1980

1990

1995

2000

2002

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования|использования|:

22.6

22,8

22,7

22.3

22,1

электрифицированных, тыс. км

7,1

8,1

8.5

9.1

9,3

процентов от общей длины

31

36

38

41

42

неэлектрифицированных, тыс. км

15,4

14,7

14,2

13.2

12.8

процентов от общей длины

68

64

62

59

53

двухколейных|двухпутных|, многоколейных|многопутных| участков,

тыс. км

7.8

7.6

7,5

7.3

7,2

процентов от общей длины|

35

33

33

33

33

оборудованных автоблокировкой, тыс. км

8,4

14.1

13,5

13.5

13,4

процентов от общей длины

37

62

60

60

61

Наибольшую эксплуатационную длину железнодорожных путей общего пользования|использования| имеют Донецкая (7,3%). Днепропетровская (7%) и Харковская (6,8%) области, наименьшую - Черновицкая, что составляет|сдает| 1,9% от их общей длины.

При средней плотности|густоте| железнодорожной сети 37 км/тыс. км2| территория наивысшими показателями выделяется промышленно развитые Донецка, Луганская, Днепропетровская, Харьковская и Тернопольская область, а также Львовская, Закарпатская, Черновицкая и Винницкая, где высокая густота| железной дороги обусловлена в первую очередь их выгодным пограничным расположением и отраслевой структурой хозяйства. В Этой области густота| железной дороги колеблется от 41 до 61 км/тыс. км2| территория.

Длина автодороги общего пользования|использования| составляла в 2000 г. 169.5 тыс|. км, в том числе с твердым покрытием -163,8 тыс|. км (табл. 1.4).

Таблица 1.4.

Длина автомобильных дорог общего пользования по регионам, тыс. км.

Регіони

1980

1990

2000

2002

всего

ТП

всего

ТП

всего

ТП

всего

ТП

Автономна

Республіка Крим

6,6

6,6

6,7

6,7

6,6

6,6

6,51

6,51

Вінницька

9,2

7,4

9,6

8,6

9,5

8,9

9,5

8,9

Волинська

5,6

3,4

6,1

5,2

6,3

5,6

6,3

5,6

Дніпропетровська

7,9

7,1

8,6

8,5

9, 2

9,2

9,2

9,2

Донецька

8,2

7,6

8,3

8,0

8,0

8,0

8,1

8,0

Житомирська

8,1

6,2

8,3

7,8

8,5

8,2

8,5

8,3

Закарпатська

3,3

3,2

3,5

3,4

3,3

3,3

3,3

3,3

Запорізька

6,3

5,8

6,8

6,4

7,0

6,8

7,0

6,8

Івно -Франківська

4,7

4,6

4,4

4,4

4,2

4,2

4,2

4,2

Київська

7,7

7,1

8,1

7,9

8,4

8,3

8,4

8,4

Кіровоградська

5,6

4,9

6,4

5,6

7,1

6,2

7,1

6,2

Луганська

5,4

4,8

5,7

5,5

5,8

5,7

5,8

5,7

Львівська

8,3

7,2

8,0

7,7

8,3

8,1

8,3

8,1

Миколаївська

6,2

4,4

5,3

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

Одеська

7,8

6,8

8,1

7,6

8,2

7,9

8,2

8,0

Полтавська

7,5

5,5

8,7

8,1

8,8

8,8

8,8

8,8

Рівненська

5,6

3,9

5,2

4, 8

5,0

5,0

5,1

5,0

Сумська

6,6

3,9

6,9

5.8

7,3

6,5

7,3

6,5

Тернопільська

5,4

4,5

5,6

5,1

5,1

5,0

5,1

5,0

Харківська

8,0

6,0

8,7

8,2

9,5

9,2

9,6

9,2

Херсонська

5,3

4,0

5,4

5,1

4,9

4,8

4,9

4.9

Хмельницька

7,7

6,0

7,1

6,8

7,1

7,1

7,1

7,1

Черкаська

6,2

5,1

6,2

5,7

6,0

5,8

6,0

5,8

Чернівецька

3,0

2,9

3,0

3,0

2,9

2,8

2,9

2,9

Чернігівська

7,0

4,8

7,1

6,5

7,7

7,0

7,7

7,0

Среди дорог|пути| с твердым покрытием| 8% занимают дороги|путь| государственного и 92% местного значения. Длина автомобильных дорог|пути| общего пользования|использования| с|с| цементобетонним| и асфальтобетонным покрытием составляет| 3,5% к|до| общей длине дороги|пути| с твердым покрытием, с черным гравиевым и черным шоссе — 43%.

С 1990 до 2000 г. длина автомобильных дорог|пути| общего пользования| выросла на 1,7 тыс. км, а с твердым покрытием — на 6,6 тыс. км. Наибольшее количество путей с твердым покрытием в Днепропетровской и Харьковской областях, наименьшая — в Черновицкой. Автомобильные дороги|путь| с твердым покрытием первой категории занимает — 1,3%, второй —7,8, третьей—17,7, четвертой—65,6. пятой—| 7,5%. В 2000 г. предприятиями| и организациями всей формы собственности введено в строй 294 км дороги|пути| общего| пользования|использования| с твердым покрытием. Длина улиц в городах и поселках|селении| городского типа в 1997 г. составляла 87,3 тыс. км.

Средняя густота| дорог|пути| с твердым покрытием в Украине составляет|сдает,складывает| 271 км/тыс. км2|. Наиболее высокие показатели имеет западные области -300 км/тыс. км2| и ниже. Лишь|только| в Донецкой, Днепропетровской областях и в Автономной Республике Крым этот показатель достигает 300 км/тыс. км2| и выше.

В сельской местности важное значение имеют автодороги местного и внутрихозяйственного подчинения. Общая длина дорог|пути| с твердым покрытием местного значения составляет|сдает| 150,8 тыс. км, почти 30% которых|каких| не имеют твердого покрытия и в период неблагоприятных погодных условий становятся|стают| непригодными. Вследствие этого народнохозяйственный комплекс| Украины, в частности отрасль АПК, несут|несущий| большие|великие| материальные убытки.

Чтобы достичь обеспеченности Украины автодорогами уровня европейских| стран|страна-участницы|, необходимо построить и модернизировать почти 200 тыс. км автодорог|, в том числе 60% в сельской местности. Для межгосударственных свейе необходимо строительство автомагистралей мирового уровня с бетонным или асфальтобетонным покрытием и многорядным движением.

Транспортные системы стран|страна-участницы| Европы и СНГ имеют высокие показатели развития всех видов транспорта. Транспортная сеть Украины пока еще|пока что| значительно меньше, чем в развитой западноевропейской стране|страна-участнице|.

Показатель длины автомобильных дорог|пути| Украины на конец в 1998 г. был четвертым после Франции. Германии и Польши, причем он в шесть раз меньше, чем во Франции. За период 1990-1998 гг. длина автодорог во Франции выросла на 170, в Украине — на 0,7 тыс. км (падение производства и инерционная переориентация транспортных потоков не предопределяли развитие| перевозок|перевозку| в Украине). Густота автодорог в Украине в расчете на 1 тыс. км2 сверхнизкая в сравнении с|сравнительно с|о странами|страна-участницей| Европы. Среди страны|страна-участницы| СНГ Беларусь и Грузия имеют высший показатель. В расчете на 10 тыс. жителей| соотносительные показатели с Украиной имеют Венгрия, Румыния, Словакия и страны|страна-участница| СНГ — Россия,Грузия, Молдова.