2.1.Транспортный комплекс мира.
В состав мировой транспортной системы входят: сеть путей сообщения (сухопутных, водных, воздушных, электронных), подвижной|движущийся| состав всех видов транспорта, транспортные корпорации, которые организуют коммерческую и инвестиционную деятельность в этой отрасли, а также люди, которые|какие| работают|трудятся| на транспорте.
Работа транспорта составляет материальную основу|основание| географического| и международного разделения труда. Транспорт обеспечивает связь между производством и потреблением, удовлетворяет потребность|нужду| населения в перевозках|перевозке|, имеет большое|великое| оборонное значение.
По объему и структуре транспортных перевозок|перевозки| определяют уровень развития и особенности структуры хозяйства страны|страна-участницы| или региона, а по конфигурации транспортной сети - особенность и закономерность размещения хозяйственной деятельности.
По видам работы транспорт разделяется на две отрасли - грузовой| и пассажирский, по видами использования|употребления| возможности окружающего| среды - на сухопутный, водный (морской и речной) и воздушный, по видам использования|употребления| средств передвижения - на железнодорожный|, автомобильный, трубопроводный, гужевой, вьючный и тому подобное. Различают работу транспорта в пределах государства (внутренние перевозки|, на море - каботажные перевозки|перевозка|) и международные перевозки|перевозку|.
Общая длина автомобильных, железнодорожных, водных (без морских), воздушных путей составляет около|порядка| 30 млн. условных километров (Пропускная способность условного километра во время перевозки|перевозки| грузов такая же, как у одного километра однопутной| железной дороги). Наибольшая густота| транспортной сети сформировалась| в Северной Америке (США, Мексике, Канаде), в Европе, включая и районы Центральной и Восточной Европы, в Восточной Азии (особенно|в особенности| в Японии и Восточном Китае), на полуострове Индостан (Индия, Пакистан) а также юге и востоке Южной Америки.
Подвижной|движущийся| состав транспорта мира в 90-ые годы XX ст. составлял несколько миллионов вагонов|вагон-холодильника| и сотни тысячи локомотивов, свыше 600 млн. автомобилей, 80 тыс. кораблей. Транспортные средства постоянно совершенствуются|. На железной дороге достигнуты скорости движения 250-300 км/ч. Вагонный|вагон-холодильник| парк пополняется вагонами|вагон-холодильником| большой|великой| грузоподъемности
и|да| комфортабельными пассажирскими вагонами|вагон-холодильником|. В автомобильном транспорте внедряются все более комфортные и экологически|экологичный| чистые модели легковых машин со|с| сравнительно малыми расходами горючего на километр пробега. Морской коммерческий флот пополняется как новыми судами большой|великой| грузоподъемности - супертанкерами (150-250 тыс. тонны и больше), балкерами (для насыпных грузов), так и специализированными кораблями новейших|сверхновых| классов-контейнеровозами|, ролкерами| (для перевозки|перевозки| автомобилей и| другой техники), лихтеровозами, морскими автомобильными и железнодорожными паромами| и тому подобное. Повысилась грузоподъемность и скорость самолетов|самолет-торпедоносца| гражданской авиации. Современные самолеты|самолет-торпедоносец| способны перевозить 250-500 пасажиров| или свыше 50 тонны груза на расстояние 3,5-10 тыс. километров| со скоростью 800-900 км/ч. В мире насчитывается свыше 20 тыс. гражданских аэропортов (только в США - 1,5 тыс.), некоторые из их имеют пропускную способность свыше 200-300, даже свыше 1000 рейсов в сутки. В США наибольшие аэропорты – в Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, в Европе –во Франкфурте| и Лондоне, в Азии – в Нарите, Токио и Сингапуре.
Количество занятых работой на транспорте в экономически|экономичный| развитой стране|страна-участнице| и в стране|страна-участнице|, которая развивается, составляет 6-7 % экономически|экономичный| активного населения.
Сухопутные виды транспорта в разной|различной| стране|страна-участнице| и регионах мира имеют свою особенность, связанную|повязал| с размерами территории, характером размещения населения, уровнем развития экономики, соотношением работы отдельных видов транспорта, и общим объемом его работы. В зависимости от этой особенности различают несколько типов транспортной системы.
Наивысший уровень развития имеет региональная транспортная система северо-американского типа (США, Канада, Австралия). Для их характерная сеть высококачественных автомобильных дорог и железнодорожных путей, хорошо оснащенные аэропорты и современные морские порты. Здесь одинаково высокий уровень развития всех видов транспорта, но в пассажирских перевозках ключевыми являются |перевозке| воздушный (на далекие|дальние| расстояния) и автомобильный (региональные перевозки|перевозка|), а в грузовых - сочетание работы автомобильного и железнодорожного транспорта. Большую|великую| работу выполняют|исполняют| также трубопроводный, внутренний водный и каботажный морской транспорт.
Транспортная система европейского типа (Западная и Центральная Европа, Япония) имеет наиболее густую в| мире сеть всех видов транспорта, особенно|в особенности| автодорог и железных дорог. Железные дороги на основных| направлениях электрифицированы; на скоростной магистрали пассажирские| поезда развивают скорость свыше 200 км/ч. Объемы работы железнодорожного, автомобильного, водного (речного и каботажного| морского) транспорта пропорциональны, но в грузовых перевозках| большее значение имеет автомобильный транспорт, а в пассажирских| - железнодорожный. Воздушный транспорт обеспечивает внешние|наружные| пассажирские перевозки|перевозку|.
Транспортная система стран|страна-участницы| СНГ сформировалась еще во времена СССР и пока |пока что| сохраняет|бережет| определенные черты единства. Ее пространственный каркас образует сеть железных дорог, дополненная линией трубопроводов, и на отдельных направлениях - водными коммуникациями. Исконная проблема этого региона, в частности России, и стран|страна-участницы| Центральной Азии - недостаточное развитие автомобильных дорог и низкое их качество. В большинство районов Сибири можно добраться до места только самолетом|самолет-торпедоносцем| или водным транспортом. В грузообороте основное место принадлежит железной дороге. В пассажирских перевозках|перевозке| на далекие|дальние| расстояния - железной дороге и воздушному транспорту, а в пригородных - железной дороге и автомобильному транспорту. Большую|великую| коммерческую работу выполняет|исполняет| морской флот.
Транспортная система азиатского типа (все страна|страна-участница| Азии, кроме Японии и «дальневосточных тигров»). Основную транспортную работу здесь выполняет|исполняет| железная дорога, однако на Ближнем Востоке все большее значения приобретает автомобильный транспорт, а в приморских районах, особенно|в особенности| в Юго-восточной Азии, имеет|бережет| значение каботажное судоходство. Самая густая сеть транспортных путей и наибольшие размеры перевозок|перевозки| характерны для восточных районов Китая, Индии, Пакистана, Турции.
Транспортная система Латинской Америки в разных|различной| ее частях неодинаково развиты. Постоянные|устоявшаяся| сеть коммуникаций имеет только Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, острова Вест-индии. Преобладают дороги|путь|, которые соединяет|сопрягающий| глубинные районы плантационных| хозяйств или места добычи полезных ископаемых с портами или столицей. Полноводные реки|речка| континента используется в транспортном сообщении недостаточно. Отдаленные районы материка все еще труднодоступны.
Транспортная система Африки, также как и|какая| Латинской Америки, значительно дифференцированная. Полностью|вполне,целиком| постоянные|устоявшаяся| транспортные системы в северной и южной части континента, тропическая Африка все еще остается труднодоступным регионом. Во многих местах основой
транспортных связей являются реки|речка| или грунтовые|почвенная| дороги|путь|, железных дорог мало или нет совсем.
Морской транспорт обеспечивает 4/5 объема работы транспорта мира по грузообороту и, следовательно|итак|, играет весомую роль в международном разделении труда. Все, даже сухопутные страны|страна-участница|, пытаются иметь свой флот. Примерно 2/3 тоннажа флота сосредоточенно под флагами|знаменем| 10 стран|страна-участницы|.
Торговый флот стран мира это: Панама - 64 млн. т., Либерия -58, Греция - 30, Кипр - 23,9, Япоиия - 23, Багамы - 23, Норвегия - 22, Россия - 16, Китай - 16, США - 14, Украина - 7 млн. т.
Среди их специфическое место принадлежит странам|страна-участнице| "удобного" флага|знамени|. "Удобного", потому что там - льготный режим налогообложения, дешевая рабочая сила, меньшие требования, к технике безопасности. Судовладельцы развитых стран|страна-участницы|, пользуясь этими преимуществами, приписывают свои суда к|до| портам стран|страна-участницы| с "удобным" флагом|знаменем| для получения прибыли. К|до| таким странам|страна-участнице| принадлежат, например, Либерия, Панама, Багамские Острова (Багамы), Кипр, Мальта, Филиппины. В то же время|одновременно| есть группа стран, для которых|каких| услуги морского транспорта-значительный| источник|исток| поступления валюты, например, Греция, Норвегия, Сингапур и тому подобное.
Важная особенность работы морского транспорта заключается в том, что Океан - единое пространство|простор|: морские пути|путь| в нем практически|практично| безграничны. Однако отдельные акватории Мирового океана далеко неравнозначны для транспортных связей. На формирование направлений и интенсивность использования|употребления| морских путей влияют и географические факторы (конфигурация береговой линии, климатические условия, наличие естественных|природных| или искусственных проходов, и тому подобное), а также расположение и хозяйственная специфика территории, которая отправляет и получает грузы, наличие оснащенных портов и тому подобное.
Ведущую роль в мировом судоходстве играет бассейн Атлантического океана. Высокий уровень развития стран|страна-участницы| по обе стороны|стороны| Северной Атлантики и активные внешнеэкономические связи государств Европы и Северной Америки определили формирования здесь мощных потоков грузов. В настоящее время|нынче| на Атлантический океан приходится|приникает| 1/2 (вместе с|наряду с|о Средиземноморьем почти 3/5) мировых морских перевозок|перевозки|. Главные|головные| пути связывают порты Европы и США, а также проходят от портов Европы на юг к|до| побережью Южной Америки и вокруг Африки в Индийский океан, от портов США - в зону Карибского моря и дальше или в Тихий океан (через|из-за| Панамский канал), или в Южную Атлантику.
Интенсивно используется Средиземное море, на берегах которого|какого| расположенные порты Южной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. В Средиземноморский бассейн через|из-за| Босфор и Дарданеллы имеют выход и корабли Украины.
На бассейн Тихого океана приходится|приникает| приблизительно|примерно| 1/4 мировых морских перевозок|перевозки|, самая густая сеть морских путей соединяет|сопрягающий| порты Японии, Республики Корея, Сингапура, а также Китая. От побережья Восточной Азии и Японии морские пути| пролегают к|до| портам США, Австралии, стран|страна-участницы| Южной Азии.
В Индийском океане, на который|какой| приходится|приникает| менее как 1/6 перевозок|перевозки|, основными являются пути транспортировки нефти из|с| Персидского залива в Европу и Японию и морские пути, которые идут вдоль южного побережья Азии.
Воздушный транспорт имеет исключительно важное значение в международных| пассажирских перевозках|перевозке|, а также в стране|страна-участнице| с большой|великой| территорией (Россия, США, Канада, Китай, и тому подобное). Особенно|в особенности| большой|великий| объем работы выполняют|исполняет| авиакомпании США (1/2 пасажиропере-возок| и 1/3 грузоперевозок мира), а также России, Японии, Великобритании, Франции|, ФРГ, Австралии, Канады, Сингапура. Сеть авиалинии ведущих авиафирм покрывают весь мир. Наиболее известные авиакомпании – «Пан-Америкен|» и «Дельта» (США), "Джал|' (Японские авиалинии), "Бритиш Ейрвейзс" (Великобритания), "Ейр Франс" (Франция), "Люфтганза" (ФРГ), "Сингапур Ейрлайнзс" (Сингапур), "Аэрофлот" (Россия). Украина только недавно появилась на мировых авиалиниях, но воздушные линии фирмы «Ейр Юкрейн» ("АвиалинииУкраини") и «Ейр Юкрейн Интернешнл» ("Международная авиалиния Украины") пролегли уже в десятки стран мира.
|основанием|
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.