2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
История развития транспорта неотделимая от истории человеческого общества. Причиной этого является то, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможны ни производство потребления|, ни какая-либо|какая-нибудь| другая целеустремленная|целенаправленная| деятельность.
Транспорт появился в глубокую давность. При первобытнообщинном| строе потребности|нужды| в транспорте были минимальными. Для этого периода характерны самые простые транспортные средства: вьючные животные, плоты, лодка, и|да| др.
Последующее развитие транспорт приобрел в рабовладельческом обществе, где благодаря развитию земледелия и скотоводства, открытию методов получения и обработки металла, происходило увеличение производительности труда и одновременно его разделение. Увеличение объема продукции уже само по себе нуждалось в развитии средств транспорта. С возникновением частной|приватной| собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, что привело к|до| увеличению транспортной потребности|нужды|.
Расселение людей на обширной территории, в частности, по берегам рек и морей, строительство городов, сбор налогов и дани, распространение обмена и торговли, завоевательская и оборонная война - все| это содействовало сравнительно быстрому|скорому| развитию кораблестроения и водного транспорта.
Одним из важнейших изобретений человека есть колесо. Во-первых, потому, что оно не имеет аналога в природе, во-вторых, потому, что колесный экипаж служит человечеству много|многие| тысячелетий и остается основой|основанием| всех видов современного наземного транспорта. В Мессопотамии еще в 3 тысячелетии до н.э. была известна колесница.
Следующим логическим|логичным| шагом в развитии сухопутного транспорта| стало создание искусственной наземной дороги|пути|. Это было выдающееся событие в истории человечества, поскольку эту дорогу|путь| можно было прокладывать в любую|какую-нибудь| точку суши.
Феодализм составил|сдает| новые условия для развития материального| производства, а значит, и транспортной системы. Усиливается общественное разделение труда и вместо городов-крепостей начали развиваться города-центры ремесел и торговли.
Распространение добычи металлов и минералов, усовершенствование техники, развитие сельского хозяйства, и появление товарного производства значительно повысили потребность|нужду| в транспорте. Рос|вырастает| объем перевозок|перевозки| в транспортной сети, широко проводилась работа по развитию морской, речной коммуникации, строительству каналов. В морском транспорте появились парусные суда, которые могли пересечь океан.
Процесс развития|расклада| феодализма и возникновение капиталистических отношений был ускорен открытиями новых стран|страна-участницы| и нових территорий, торговых путей. Этот период известен, как период больших|великих| географических открытий и возникновение колониальной системы.
Последующее разделение труда, развитие техники, ремесел, рост| городов и торговли, наличие большого|великого| количества свободных рук, способствовали|содействуют| возникновению мелких промышленных производств (мануфактур|), основанных на ручном труде для выпуска разных|различных| товаров. Развитие мануфактур| со специализацией производства обусловило существенное повышение производительности труда и объема продукции. В результате ручное мануфактурное производство стало вытесняться машинным, особенно|в особенности| после изобретения ткацкого станка, прядильной машины (ХYIII ст., Англия), а затем|а потом| и паровой машины (XVIII ст., Англия, Россия).
Технический переворот, который охватил страны|страна-участницу| Европы и названный "промышленной революцией", существенно повлиял на темпы развития производства и торговли. Но транспорт в виде разнообразных|многообразных| парусных судов, некоторых|некоих| вьючных животных и тележек, оказался не в состоянии обеспечивать потребность|нужду| машинного производства. Поэтому одновременно с промышленностью в этот период начал развиваться и транспорт, новой основой|основанием| которого|какого| стала паровая машина. Она позволяла создать| транспортную единицу, которая могла самостоятельно двигаться и не зависеть от погодных условий. В течение|на протяжении| короткого периода времени (конец XVIII - нач|. XIX ст.) появились и начали широко распространяться| пароходы, паровозы и паровые сухопутные экипажи. Новый толчок к|до| развитию транспортной системы дало создание двигателей внутреннего сгорания (конец XIX - начало XX ст.).
При капиталистическом способе производства, по мере развития и становления | предприятий, усложнялась|осложняет| техника и технология производства, а потому|оттого| вырос объем продукции. Местные рынки перерастали| в национальные и межгосударственные. В этих условиях владельцам|собственнику| предприятий| было нелегко удерживать|содержать| свое сложное собственное транспортное хозяйство, рационально использовать транспортные средства. Поэтому именно с этого времени постепенно началось выделение транспорта в самостоятельную отрасль, которая обеспечивала перевозку|перевозку| грузов и пассажиров| для любого|какого-нибудь| клиента за плату. То есть, производственная специализация начала распространяться|ширить| и на транспорт, что позволило, с одной стороны, ускорить прогресс и развитие самого транспорта, а с другой-освободить| большое|великое| машинное производство от функций, что не свойственные ему.
Таким образом, в условиях капиталистического производства транспорт| испытал кардинальные изменения|смену|: прежде всего, началось широкое применение механического|механичного| двигателя, состоялось значительное расширение сети транспортной коммуникации, транспорт выделился в особенную отрасль экономики, и что достаточно важно, средства транспорта дифференцировались, появились такие виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный и воздушный.
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.