4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
Украина имеет мощную транспортную систему, в|до| которую входят железнодорожный|, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубо- проводный| транспорт. Параллельно с этими универсальными видами транспорта| общего пользования|использования| работает|трудится| промышленный транспорт|, что обеспечивает потребность|нужду| в технологических перевозках предприятий|, строительств и организаций. Развиваются также специализированные| виды транспорта, в частности, конвейерный, пневмоконвейерный|, подвесная канатная дорога|путь| и|да| др.
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и| развитии народного хозяйства страны|страна-участницы| и ее экономических|экономичных| районов. Он обеспечивает внутреннюю связь в системе материального производства|, а также внешнеэкономическую связь с зарубежными странами|страна-участницей|.
Железнодорожный транспорт получил в Украине высокий уровень развития|. По общей длине колеи|пути| он занимает|уселся| четвертое место в| мире, по грузообороту он выполняет|исполняет| основные объемы перевозок|перевозки| - 40-50 %, а по пассажирообороту является неопровержимым|неоспоримым| лидером - на него приходится| 50-70 % от общего объема перевозок|перевозки|.
Номенклатура грузов, которые перевозятся по железной дороге, насчитывает| несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают
8 групп массовых грузов. К|до| этим грузам относятся: уголь, кокс, черные| металлы, руда, нефтепродукты, лес, минеральные удобрения, строительные| материалы, сельскохозяйственную продукцию и|да| др. К|до| сети железнодорожных| магистральных дорог|пути| присоединяются подъездные железнодорожные пути предприятий, морских, речных и авиационных портов, элеваторов.
Выделяют шесть железнодорожных путей|пути|, которые функционируют на территории| Украины: Юго-Западную, Львовскую, Южную, Донецкую, Приднепровскую и Одесскую. В сети этой дороги|пути| насчитывается 1962| станция. Важнейшая внутренняя магистраль: Донбасс - Кривой Рог, Харьков - Севастополь, Киев - Львов, Львов - Одесса. Соединяет Украину с ближайшими соседями железнодорожная магистраль: Донбасс - Харьков - Курск - Москва, Донбасс - Москва, Львов - Краков, Одесса - Киев - Москва, Чоп - Прага и|да| др.
Морской транспорт.
Очень важное значение морского транспорта Украины определяется большой|великой| протяжностью морского побережья, наличием морских путей, по которым|каких| осуществляются транспортные святи экономических| районов и международных перевозок|перевозки|. Среди универсальных| видов транспорта он выделяется низкой себестоимостью и высокой| производительностью труда. Морской транспорт является главным видом| транспорта, который осуществляет|свершает| перевоз|перевозку| внешнеторговых грузов|. Ему принадлежит третье место по грузообороту, после трубопроводного| и железнодорожного транспорта, однако по количеству отправленных| грузов он занимает незначительное место (около|порядка| 1 %).
На морской транспорт приходится|приникает| 1/4 грузооборота Украины. Этот транспорт концентрируется исключительно на юге страны|страна-участницы|, на побережье| Черного и Азовского морей, в так называемом Азово-Черноморском бассейне, который через|из-за| проливы|проток| Босфор и Дарданелли связан со Средиземноморьем, а следовательно - с мировым океаном.
Организационно морской транспорт нашего государства складывается| из трех пароходств: Черноморского, Азовского и Украинско-Дунайского.
По средним расстояниям грузовых перевозок|перевозки| (около 6000| км) морской транспорт среди других видов транспорта занимает первое| место. Основными грузами в этом виде транспорта являются руды|, уголь, сера, лес, разная|различная| металлопродукция и тому подобное.
Речной транспорт.
Речной транспорт, хотя и не играет определяющую|определительную| роль в объемах| грузовых и пассажирских перевозок|перевозки|, однако превосходит все другие виды транспорта по уровню доходов от своей деятельности, в| основном - за счет заграничных перевозок|перевозки| грузов. География функционирования речного транспорта установилась и|, в основном, ограничивается бассейнами вод Днепра и Дуная, а также | прибрежными|прибережными| водами Черного моря, что позволяет доставлять| грузы и пассажиров в речные и морские порты ряда стран Центральной| и Юго-Восточной Европы. В системе транспортных| коммуникаций речной транспорт больше, чем другие виды подвергается| влиянию естественных|природных| сезонных изменений|смены|, потому|оттого| его деятельность следует детально|подробно| согласовывать с работой автомобильного и железнодорожного| транспорта.
Основными видами грузов, которые |которыекк перевозятся речным транспортом, являются минеральные строительные материалы (80 %), руда (4 %), каменный уголь (2 %).трана-участницы|).
Главной|головной| водной магистралью Украины является Днепр. В связи со строительством водохранилищ и шлюзов на Днепрогессе значительно улучшились условия| для судоходства и стали использоваться большие самоходные| баржы и суда типа "река-море". Большими|великими| речными портами Украины являются Киев, Днепропетровск, Черкассы, Запорожье, Кременчуг, Херсон и др.
Автомобильный транспорт.
В перевозках|перевозке| на небольшое расстояние вне конкуренции находится автомобильный транспорт. Его преимуществом является то, что он почти не зависит от естественных|природных| условий и может доставлять грузы от "двери к|до| двери", он обслуживает промышленные, строительные, сельскохозяйственные|, торговые и коммунально-бытовые предприятия|, а также осуществляет|свершает| широкомасштабную перевозку|перевозку| людей. По густоте автодорог с твердым покрытием Украина занимает перове место среди стран|страна-участницы| СНГ.
Автомобильный транспорт занимает|уселся| значительное место в пассажирских и грузовых перевозках|перевозке|.
Многочисленные|несчетные| автотранспортные предприятия имеют достаточно посную укомплектованную производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов: автовокзалов, автостанции, транспортно-экспедиционных предприятий, терминалов, и тому подобное.
Протяжность автодороги - почти 170 тыс. км (155 тыс. км дорог имеют твердое покрытие), качество их по европейским стандартам - неудовлетворительное. Несовершенный автопарк, отсутствие необходимого сервиса на дороге|пути|, высокая цена на бензин делает автотранспорт одним из|с| самых дорогих видов транспорта.
Кроме перевозки|перевозки| грузов и пассажиров, автомобильный транспорт выполняет|исполняет| много|многие| других функций: обеспечивает работу скорой медицинской помощи, пожарной охраны|охранения|, органов общественного правопорядка|, и тому подобное. Автотранспорт играет выдающуюся роль в обслуживании АПК и доставке грузов и пассажиров в труднодоступные районы|. В перевозках|перевозке| грузов важное значение приобретает специальный автомобильный транспорт, контейнерный, рефрижераторный и другие.
Также пополняется и обновляется подвижной|движущийся| состав|склад|, возрастает парк дизельных автомобилей, а также с газовой установкой. Совершенствуется система междугородных|межгородских| перевозок|перевозки|, развиваются международные перевозки|перевозка|. Основными узлами являются все областные и множество районных центров.
Важнейшими автомагистралями Украины является: Одесса - Киев - Чернигов, Харьков - Донбасс, Днепропетровск - Запорожье, Запорожье - Севастополь, Львов - Киев, Харьков - Киев, Полтава - Кишинев.
Территория Украины, особенно|в особенности| ее западная часть, находится на перекрестке|перекрестии| Юго-Восточной и Северо-Западной Европы, поэтому с последующим развитием рыночных отношений, со становлением многочисленных предпринимательских структур нужно ожидать значительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированных и безопасных относительно|касательно| сохранения|сохранности| груза перевозках|перевозке|.
Трубопроводный транспорт.
К|до| трубопроводному транспорту относят газопроводы, нефтепроводы и трубопроводы разных|различных| химических продуктов. Первые нефтепроводы были построены в середине|средине| ХІХ ст. в Америке. В Украине первые нефтепроводы были построены в 1920-1930 гг. в Прикарпатье, а их диаметр составлял|сдает| 100-200 мм. Сформировался этот вид транспорта на базе украинских месторождений нефти и газа. Особого развития в 70-80-ые годы он получил благодаря сооружению ряда трубопроводов для транспортировки русского|российской| и туркменского углеводородного сырья. Трубопроводный транспорт специализируется на транспортировке сырой нефти и газа и продуктов их переработки.
В настоящее время транспортом нефтепровода поставляется около 94 % нефти, которую потребляет Украина. Он включает 12 основных нефтепроводов длиной 2,6 тыс. км с диаметром труб 720| мм. Через|из-за| территорию Украины проложен европейский нефтепровод "Дружба".
Основные газопроводы Украины берут начало из|с| Шебелинского месторождения и осуществляют|свершают| транспортировку газа в Харьков, Днепропетровск и дальше в Одессу, а также в западную область. Через|из-за| территорию Украины газопроводы тянутся также и в европейские страны|страна-участницу|. Наибольшие газопроводы: Шебелинка - Харьков - Брянск, Шебелинка - Днепропетровск - Кривой рог - Одесса - Кишинев, Шебелинка - Диканька - западные районы Украины.
Воздушный транспорт.
Важную роль в обеспечении пассажирских перевозок|перевозки|, а также перевозок|перевозки| особенно|в особенности| срочных грузов в Украине играет воздушный транспорт. Он находится вне конкуренции среди других видов транспорта относительно|касательно| скорости доставки пассажиров и срочных грузов на большие|великие| расстояния (среднее расстояние доставки одного пассажира воздушным транспортом в 10-15 раз больше от аналогичного показателя у ближайшего конкурента – железнодорожного транспорта - и имеет тенденцию к|до| росту). Однако в транспортном пассажиро-| и грузооборота его часть|частица| меньшая 1 %. На сегодня практически все областные центры и большие|великие| города имеют аэропорты, оборудованные взлетной и посадочной полосой с твердым покрытием, что обеспечивает условия для регулярных полетов|полит| самолетов|самолет-торпедоносца|.
Авиационный транспорт - один из самых молодых видов сообщения|. Его преимуществами является скорость, круглогодичность| функционирования, возможность доставки грузов в труднодоступные районы. Авиатранспортом осуществляется|свершают| подавляющее большинство трансконтинентальних пассажироперевозок| и перевозок|перевозки| товаров с небольшим сроком хранения на значительные расстояния. Недостатки: большая|великая| себестоимость, зависимость от естественных|природных| условий.
Наибольшим из|с| 36 аэропортов Украины является "Борисполь" и "Киев", в Одессе - "Центральный" и "Залог", в Симферополе - "Симферопольский" и "Заводской". Воздушными воротами Украины, кроме ее| столицы, является Бориспольский аэропорт. Международные воздушные линии соединяют Украину со странами|страна-участницей| Европы, Америки, Азии и Африки.
Воздушный транспорт Украины объединен в "Авиалинии Украины", к которым|каких| принадлежат почти 30 авиаотрядов, 100 аэродромов, а также предприятия по|с| ремонту авиатехники, частная|приватная| авиалиния.
Киевская область занимает первое место за перевозке|перевозкой| пассажиров и грузов воздушным транспортом. Дальше идут|уходят| Харьковская, Днепропетровская и Донецкая области.
Городской пассажирский транспорт.
Основное назначение городского пассажирского транспорта - перевозки пассажиров. Процессы урбанизации в Украине, скорые темпы роста населения, особенно|в особенности| в больших|великих| городах, нуждаются в постоянном развитии городского транспорта. От эффективности его работы в значительной мере|в значительной степени| зависят ритмичность функционирования всего хозяйственного комплекса страны|страна-участницы|, согласованность и взаимодействие магистральных транспортных линий. Рост масштабов перевозок, энергетический кризис, экологическая|экологичная| проблема приводит к|до| постоянной структурной перестройке городского транспорта.
К|до| основным видам городского пассажирского транспорта принадлежат трамвайное, троллейбусное, автобусное соединение и метро.
Одним из наиболее массовых видов внутригородского транспорта троллейбусный. Эксплуатационная длина колеи|пути| единичной троллейбусной линии превысила 4 тыс. км. Троллейбусы перевозять за год приблизительно|примерно| 3 млрд. пассажиров.
Большинство городов Украины имеет автобусное соединение.По всем показателям этот вид городского транспорта превышает все другие виды. Одним из|с| основных недостатков автобусного соединения, особенно в больших|великих| городах, есть то, что автобусы очень загрязняют окружающую среду|. Однако за последние 10 лет перевозки|перевозки| этим транспортом увеличились на 40 %. В 164 городских поселениях Украины работают легковые такси общего пользования|использования|.
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.