13. Уравнение баланса напоров
Nэ*hn+n*HCT=l,02*f*Q2-m*LP + Δz + Nэ*hOCT. (3.46)
Формула (3.46) называется уравнением баланса напоров. Оно читается так: расход в трубопроводе устанавливается сам собой (автоматически) таким образом, чтобы суммарный напор, развиваемый всеми работающими насосами, был равен напору, необходимому для ведения перекачки. Графической интерпретацией уравнения баланса напоров является совмещенная характеристика нефтепровода и нефтеперекачивающих станций. Пусть кривая 1 на рис. 3.14 изображает характеристику трубопровода, а кривая 2 — суммарную напорную характеристику всех работающих на НПС насосов. Точка пересечения характеристик называется рабочей точкой (А), которая характеризует требуемый напор НА и пропускную способность QA нефтепровода при заданных условиях перекачки.
Рис. 3.14. Совмещенная характеристика нефтепровода и нефтеперекачивающих станций:
/ — характеристика трубопровода; 2 — характеристика нефтеперекачивающих
станций
Уравнение баланса напоров позволяет находить расход, устанавливающийся в трубопроводе, аналитически. Если пренебречь (в силу того, что Nэ*hn<< п*Нст) зависимостью напора подпорных насосов от подачи, а суммарный напор магистральных насосов представить формулой Нст =A-BQ2- m, то уравнение (3.46) можно записать в виде
Nэ*hп+n*(A-B*Q2-m) = l,02*f*Q2-m*LP + Δz + Nэ*hOCT. (3.47) Решая его относительно расхода, получаем
(3.48)
Определение числа перекачивающих станций
На этапе проектирования нефтепроводов, когда требуемая (плановая) производительность нефтепровода Qпл задана, уравнение баланса напоров используется для определения расчетного числа нефтеперекачивающих станций п0. Полагая п = n0
(3.49)
В формуле (3.49) напор станции определяется при использовании роторов наибольшего диаметра из предусмотренных для данного типа насосов.
Как правило, значение n0 оказывается дробным и его следует округлить до целого числа.
Рассмотрим вариант округления числа ПС в меньшую сторону (рис. 3.15). При п < п0 напора станций для обеспечения плановой производительности Qпл недостаточно, поэтому необходимо уменьшить гидравлическое сопротивление трубопровода прокладкой дополнительного лупинга (устройством вставки большего диаметра) или применением противотурбулентной присадки. При этом характеристика трубопровода станет более пологой и рабочая точка А1 сместится до положения А2.
Рис. 3.15. Совмещенная характеристика нефтепровода при округлении числа НПС в меньшую сторону:
1 — характеристика трубопровода постоянного диаметра; 2 — характеристика трубопровода с лупингом; 3 — характеристика нефтеперекачивающих станций (n<n0). Необходимую длину лупинга lл для обеспечения проектной производительности числом станций п < п0 определим следующим образом.
Аналогичное выражение можно получить и для длины вставки большего диаметра
При округлении числа перекачивающих станций п0 в большую сторону, в трубопроводе установится расход Q > Qпл (рис. 3.16). Если нет возможности обеспечить такую производительность, требуется снизить напоры нефтеперекачивающих станций. Уменьшить напоры НПС можно следующими способами: отключением части насосов, установкой сменных роторов, уменьшением числа оборотов вала насоса, а также обточкой рабочих колес.
Рис. 3.16. Совмещенная характеристика нефтепровода при округлении числа НПС в большую сторону:
1 — характеристика трубопровода; 2 — суммарная характеристика п НПС без регулирования (n>n0); 3 — то же с регулированием
Наиболее рациональным является обеспечение плана перекачки числом станций п > п0 путем переменного включения и отключения части насосов на НПС. При циклической перекачке эксплуатация нефтепровода осуществляется на двух режимах (рис. 3.17): часть планового времени τ2 перекачка ведется на повышенном режиме с производительностью Q2>Q (например, если на каждой НПС включено тм магистральных насосов). Остаток времени τ1 нефтепровод работает на пониженном режиме с производительностью Q1<Q (например, если на каждой НПС включено тм— 1 магистральных насосов).
Параметры циклической перекачки определяются решением системы уравнений
Vюд — плановый (годовой) объем перекачки нефти,
Vгод— 24Np • Qпл; τ1 τ2 — продолжительность работы нефтепровода на первом и втором режимах.
Значения Q1 и Q2 определяются графически из совмещенной характеристики нефтепровода и нефтеперекачивающих станций либо аналитически.
Рис. 3.17. Совмещенная характеристика нефтепровода при циклической перекачке:
/ — характеристика нефтеперекачивающих станций до отключения части насосов; 2 — характеристика нефтеперекачивающих станций после отключения части насосов; 3 — характеристика трубопровода
Решение системы (3.64) сводится к вычислению времен τ1 и τ2
Расстановка перекачивающих станций по трассе нефтепровода
Расстановка перекачивающих станций выполняется графически на сжатом профиле трассы. В основе метода лежит уравнение баланса напоров.
Допустим, что в работе находятся три перекачивающие станции (рис. 3.18), оборудованные однотипными магистральными насосами и создающие одинаковые напоры Нст1 = НСТ2 = HCT3. На головной НПС установлены подпорные насосы, создающие подпор hп. В конце трубопровода (эксплуатационного участка) обеспечивается остаточный напор hocт
Рис. 3.18. Расстановка перекачивающих станций по трассе нефтепровода методом В. Г. Шухова
Из начальной точки трассы вертикально вверх отложим отрезок АС, равный суммарному напору, развиваемому подпорными насосами и перекачивающими станциями, АС = hn+ nHcт а из конечной точки отрезок В1В, равный остаточному напору hосг Соединив точки С и В получаем линию гидравлического уклона с учетом местных сопротивлений.
Местоположение на трассе промежуточных НПС определяется проведением линий, параллельных линии гидравлического уклона через вершины отрезков Нст1 и Нст1+Нст2 Расположение второй нефтеперекачивающей станции на профиле трассы соответствует точке М, а третьей — точке N.
Добавляя к напору станции подпор hп передаваемый ГНПС, получим линию распределения напоров по длине нефтепровода.
Докажем, что местоположение второй НПС определено верно. Суммарный напор, развиваемый ГНПС, равен hn+ HCT. Этот напор равен сумме потерь напора 1,02 • i • l1 разности нивелирных высот Δzl = zM— zA, а также остаточного напора на входе во вторую НПС. Таким образом, на перегоне между ГНПС и НПС-2 уравнение баланса напоров при проектной производительности выполняется. Следовательно, положение НПС-2 найдено верно.
14.Н\ды со сбросами и подкачками. Перекачка н. по маг. н\дам нередко сопровождается отборами (сбросами) н. для снабжения попутных потребителей. Сбросы м. б. непрерывными и периодическими. Непрерывный - для пополнения запасов близлежащих н\баз.
В случае прохождения трассы н\да вблизи н\промыслов, м. б. организована подкачка н. в т\д. В зависимости от мощности месторождения подкачка т.ж. м. б. непрерывной или периодической.
Рассмотрим режимы работы при периодических сбросах и подкачках. Предположим, что пункт сброса (подкачки) расположен на территории с-й ПС. Участок от нач т.\да до пункта сброса назовем левым, а от пункта сброса до кон. пункта н\да правым.
Н\д со сбросом. Наличие попутного сброса равнозначно параллельному подключению к осн. магистрали, т.е их характеристики складываются
Раб. т. М2 оказалось правее, т.е. производит.-ть откачки н. с головн. станции увелич.-ся, собств.-е диф. напоры станций, расположенных слева уменьш.-ся. Из-за увел.-ся произв.-ти на лев. участке стан.-ся больше величина гидр. уклона.
Это привод к тому, что по мере увеличения номера НПС их подпор уменьшается (наклон больше) и самое слож. положения с С-й станции (с т. зрения безкав-го режима).
Совм. характеристика насосн. станции и т\да:
Определим крит. знач.-я расхода QKP и сброса qKp, соответствующие мин.-му доп.-у подпору на ней
Примем, что все НПС оборудованы однотипными насосами. Тогда напор - А,В — коэф. суммарной напорной характеристики маг.-х насосов пс, Для левого участка т\да ур.-е баланса напоров в случае перекачки с критическим сбросом имеет вид где ∆Zлев — разность геодез. отметок конца и нач. участка н\да до места сброса,:
Для опред.-я величины критич. сброса qKP, запишем ур-е баланса напоров для правого участка т\да
Самый большой напор будет на выходе n-й НПС. Его величина не должна превышать HПСmax. Найдем величину критич. сброса из условия, что ВыражаемqKP:
Если треб. велич. сброса превышает доп.qKP, то необходимо прибегнуть к регулированию. Если величина сброса лимитируется подпором какой-либо НПС, то надо уменьшить произв.-сть н\да (дросселированием) или уменьшив напоры станций за пунктом сброса. Если же величина сброса лимитируется напором ,уменьшают напоры и увел. гидрав. сопротивление в левой части т\да.
Н\д с подкачкой. В случае подкачки гидр. сопротивление правого участка т\да возрастает, что приводит к уменьшению расхода нефти, откачиваемой с ГПС. Вследствие этого подпоры на входе НПС, распол.-х на левом участке н\да, будут возрастать и достигнут наибол. знач. у станции, где производится подкачка, то есть на с-й НПС. В правом участке расход увеличится на величину подкачки, что приведет к уменьшению подпоров НПС, расположенных в правой части т\да.
Т. о., Крит. подкачку qKP надо находить из 2-х условий: 1) напор на выходе с-й НПС достигает max доп.-го значения НПСmax; 2) подпор на n-й НПС равен мин. доп. величине ∆Hmin.
15.Увеличение производительности н\да
Хар.-ка насосной станц.;2- Хар.-ка т\да.; М- раб. т.
Увелечение произв.-ти означает перемещение раб. т. вправо и это возможно сделать 2-мя способами.
Удвоение числа НПС
М в 2 раза выше.
Запишем ур.-е баланса напоров
в н\де установится производительность
Qx/Q =χНПС – коэф. увеличения пропускной способности при удвоении числа НПС, получим
Уч.-я, чтои обозначивм. записать выражние:
Величина W представляет собой соотношение крутизны суммарной характеристики первонач. кол.-ва ПС к крутизне хар.-ки т\да.
Если принять, что напор ПС не зависит от подачи, т.е. В=0. Тогда формула примет вид: При турбулентном режиме производительность увеличиться на 41...49 %
Прокладка лупинга. Из ур.-я баланса напоров для т\да, имеющего лупинг длиной lЛ,
Т.е., увеличение подачи зависит от lЛ, соотношения диаметров оси маг. и лупинга и реж. течения.
Для D=DЛ ламинар. реж. теч.:
Если lЛ= LP , χлуп=2. Зная значение на кот. необх. увел.-ть пр.-ть м. расчит. длину лупинга.
- 2.Системы перекачки. Достоиства и недостатки.
- 5. Типы и характеристики центробежных нагнетателей
- 6. Основные объекты и сооружения
- 8.Классификация нпс. Технологические схемы нпс.
- 11. Расчет н/п с лупингами и вставками
- 13. Уравнение баланса напоров
- 16. Выбор рациональных режимов эксплуатации магистрального нефтепровода
- 17. Выбор рациональных режимов эксплуатации магистрального нефтепровода
- 21. Изменение температуры по длине «горячих» трубопроводов.
- 22. Подготовка газа к транспорту.
- 23Состав сооружений и классификация магистральных газопроводов
- 24. Изменение давления по длине газопровода
- 29.Определение расхода и эквивалентного диаметра при парал. Случае соединения участков.
- 30.Аккумулирующая способность участка газопровода
- 1.Общестроительные и специальные машины. Классификация машин
- 2.Конструктивные и эксплуатационные требования, предъявляемые к машинам и оборудованию
- 3. Понятие о производительности машин. Определение расчетно-теоретической и эксплуатационной производительности машин.
- 5.Основные свойства и классификация грунтов. Методы разрушения грунтов.
- 6. Машины для подготовительных работ (бульдозеры, рыхлители, корчеватели-собиратели, кусторезы, скреперы и др.).
- 7. Машины циклического действия для разработки траншей и котлов Определение усилий копания. Определение производительности
- 8. Машины непрерывного действия для разработки траншей и котлованов. Их принципиальное устройство и сравнительные технико-эксплуатационные показатели
- 9. Роторный траншейный экскаватор. Принцип работы.
- 10.Конструкция режущего инструмента. Назначение, принцип действия
- 11.Машины для разработки траншей на заболоченных и обводненных
- 12. Экскаваторы трубозагубители для укладки трубопроводов без подъемным способом.
- 13 Машины для засыпки траншей. Основные требования.
- 14. Машины для бестраншейной прокладки трубопроводов.
- 15. Машины и оборудование наклонно-направленного бурения
- 16. Машины для погружения свай. Сваебойные машины.
- 17. Машины для бурения скважин под свайные опоры трубопровода.
- 18. Машины для погружения анкеров.
- 19.Строительные краны. Классификация. Основные параметры кранов
- 20.Краны-трубоукладчики. Назначение и устройство
- 21. Вспомогательное оборудование для выполнения погрузо-разгрузочных работ.
- 22. Машины для гнутья труб. Особенности процесса гнутья труб в холодном состоянии. Вспомогательное оборудование для гнутья труб.
- 23.Машины для очистки и изоляции трубопроводов в трассовыхусловиях. Назначение, принцип действия и устройство.
- 24.Вспомогательное оборудование для изоляционных работ. Принцип
- 25 Труботранспортные машины. Трубовозы, плетевозы. Конструкции. Способы разгрузки
- 26.Машины для производства земляных работ. Принцип работы.
- 27. Вспомогательное оборудование для обетонирования трубопроводов
- 28. Оборудование для укладки трубопроводов на дно водоемов. Судна-трубоукладчики.
- 29. Машины и оборудование для продувки и пневматического испытания газонефтепроводов.
- 30.Машины и оборудование для гидравлического испытания
- 1.Строительство линейной части трубопровода в нормальных условиях.
- 2. Структура организации строительного производства
- 3. Состав линейных объектных строительных потоков
- 4. Практические задачи, решаемые в процессе организации строительства магистральных трубопроводов.
- 5. Состав подготовительных работ при сооружении магистрального трубопровода.
- 6. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы
- 7. Определение количества транспортных средств
- 8. Земляные работы
- 10. Прокладка трубопровода в особых природных условиях.
- 11. Прокладка трубопроводов через болота и обводненные участки
- 12. Условия против всплытия и средства балансировки трубопровода в болотах и обводненных условиях.
- 13. Прокладка трубопроводов на многолетнемерзлых, просадочных и пучинистых грунтах
- 14. Строительство переходов через естественные и искусственные препятствия. Методы прокладки.
- 16.Строительство перехода ч/з водные преграды
- 17.Траншейный способ прокладки тр-да.
- 20.Микротоннелирование при прокладке тр-да.
- 21. Сварочно-монтажные работы
- 22.Подготовка труб к сварке и сборка стыков труб.
- 23.Производство сварочно-монтажных работ.
- 25. Способы изготовления металлических резервуаров.
- 26.Подземные хранилища газа. Способы сооружения.
- 27.Способы сооружения хранилищ г. В отложениях каменной соли
- 28.Хранение нефтепродуктов в хранилищах, сооружаемых методом глубинных взрывов.
- 29.Наклонно-направленное бурение при прокладке трубопровода.
- 30. Комплексные трубопроводостроительные потоки и граница их действия.
- 1. Классификация, физ-хим и теплофизические св-ва нефти и нпр. Фракционный состав
- 2.Классификация нефтебаз. Основные сооружения нб. Основные и вспомогательные операции, проводимые на нб
- 4. Оборудование резервуаров
- 5. Определение обьема резервуарного парка и выбор резервуаров
- 6. Определение толщины стенки рвс
- 7. Потери нефтепродуктов нпр в резервуарах
- 8.Сливно-наливные операции. Основные способы слива и налива нпр, их преимущества и недостатки. Сн стояки и эстакады. Особенности конструкций
- 9. Перевозка застывающих нефтей нефтепродуктов. Способы слива из цистерн грузов с 2-х фазной средой
- 10. Назначение и типы азс (традиционная блочная, модульная, передвижная, контейнерная, топливораздаточный пункт, многотопливная азс, агнкс, агзс)
- 11. Показатели качества бензинов. Классификация бензинов по их использованию. Октановое число
- 12. Дизельные топлива. Разновидность топлива в зависимости от климатических условий, содержания серы. Характеристики топлива. Газотурбинное топливо, разновидности, специфические требования
- 13. Топлива для реактивных двигателей, мазуты: марки, группы; основные эксплуатационные характеристики; требования к качеству.
- 14. Показатели качества смазочных материалов. Общие эксплуатационные требования. Основные виды масел. Масла моторные; требования, предъявляемые к ним
- 15. Классификация газопроводов (по виду транспортируемого газа, по давлению, по местоположению, по назначению в системе газоснабжении, по принципу построения, по материалу труб)
- 16.Основные сведения о газораспределительных системах. Горючие газы, используемые для газоснабжения. Группы природного газа. Искусственные газы.
- 17. Расчетные схемы газораспределительных сетей с сосредоточенными отборами, с равномерно распределенными отборами и для общего случая.
- 1. Система с перестройкой режимов работы регуляторов давления.
- 2. Установка на каждой нитке редуцирования крана с пневмоприводом и программным управлением.
- 19. Классификация грс. Узел учета газа, узел редуцирования газа, узел подогрева газа на грс.
- 20. Классификация грп. Состав оборудования, выбор регулятора давления, фильтра, пзк и пск на грп.
- 21. Методы компенсации сезонных, суточных и часовых колебаний потребления газа
- Методы компенсации
- 22. Основные понятия о сжиженных углеводородных газах. Источники получения суг. Физические свойства суг.
- 24. Основные группы хранилищ суг. Условия хранения суг (при постоянном и повышенном давлении).
- 25. Шахтные хранилища суг
- 27. Подземные хранилища суг шахтного типа.
- 28. Подземные ледопородные хранилища суг
- 29. Кустовые базы и газонаполнительные станции: назначение, основной состав сооружений, способы осуществления основных операций
- 30. Естественная и искусственная регазификация, особенности