logo
GOSNIKI_7_raspechatat_novye_isprav

23.Машины для очистки и изоляции трубопроводов в трассовыхусловиях. Назначение, принцип действия и устройство.

Самоходные очистные машины предназначены для очистки механическим способом наружной поверхности труб от слоя грязи, жирных пятен, окалины, ржавчины и ржавой пыли, а также для покрытия очищенной поверхности тонким слоем холодной грунтовки — праймером. В последнее время начат выпуск комбинированных машин, у которых операции очистки и изоляции трубопровода совмещены: после нанесения грунтовки осуществляется обмотка трубопровода одним или двумя слоями полимерной ленты и защитной оберткой.

Очистные машины предназначенные для очистки трубопроводов диаметром. Основные узлы: несущая рама с приводными ходовыми колесами, силовой агрегат — двигатель внутреннего сгорания, передний рабочий орган для очистки труб, задний рабочий орган для нанесения на трубу грунтовки и узлы трансмиссии, предназначенные для передачи вращения от двигателя на ходовые колеса и рабочие органы машины. На раме установлены также бак для грунтовки, бак для топлива и грузовая подвеска, с помощью которой машина подвешивается на крюке работающего в паре с ней трубоукладчика. Для чистки труб используется специальный набор рабочих инструментов, состоящий из комплекта скребков с твердой наплавкой и плоских металлических щеток, смонтированных по окружности двух отдельных роторов переднего рабочего органа, вращающихся во взаимно противоположных направлениях. Скребки предназначены для удаления грязи, окалины и основного слоя ржавчины и монтируются на переднем (по ходу машины) роторе. Щетки служат для окончательной очистки поверхности трубопровода от рыхлого слоя ржавчины и устанавливаются за скребками на заднем роторе.

Нанесение грунтовки на очищенную поверхность трубопровода производится двумя джуто-кордовыми полотенцами и мягкими травяными щетками, смонтированными на роторе праймирования заднего рабочего органа. Ротор состоит из приводной звездочки и плоского кольца. При вращении ротора вокруг трубы - полотенца захватывают грунтовку и равномерно распределяют ее по очищенной поверхности тонким слоем, который затем втирается травяными щетками.

ИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАШИНЫ. Самоходные изоляционные машины выпускаются двух типов: типа ИМ для изоляции трубопроводов битумными покрытиями с последующей обмоткой армирующими и защитными рулонными материалами (бумагой, бризолом, гидроизолом) и типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами.

Машина типа ИМ состоит из несущей рамы с ходовыми колесами, двигателя внутреннего сгорания, бака для битумной мастики, узлов трансмиссии, битумных насосов с системой битумопровода, устройства для нанесения изоляции — обечайки, обмоточной головки со шпулями для рулонного материала, подогревающего устройства и поддерживающего механизма. Машина работает в комплекте с трубоочистной машиной, битумовозом и трубо-укладчиками.

Современные изоляционные машины производят наложение изоляции поливом мастики на поверхность трубы при помощи кольцевой обечайки. Обечайка служит для приема битумной мастики, равномерного распределения ее по поверхности трубы и формирования изоляционного слоя. Она выполнена в виде цилиндрического кольца, составленного в зависимости от диаметра изолируемых труб из трех, пяти или семи секций. Обечайка скользит по трубе с помощью пружинных опор, прикрепленных к секциям болтами.

В последнее время все большее распространение получают машины типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами, которые наиболее эффективно используются при сооружении трубопроводов больших диаметров, вытесняя машины ИМ соответствующих типоразмеров. Машины типа ИЛ оборудованы устройством, наносящим на поверхность трубопровода слой клея для крепления полимерной ленты.

Каждая машина типа ИЛ представляет собой самоходную тележку-раму, на которой смонтированы двигатель, узлы трансмиссии, обмоточный ротор со шпулями для полимерной ленты, а также устройства для нанесения клея и снятия статического электричества. Шпули обеспечивают равномерное натяжение ленты в процессе ее намотки на трубопровод.