17. Выбор рациональных режимов эксплуатации магистрального нефтепровода
18.Сущность послед. перекачки н. и н\тов методом прямого контактирования. Рассмотреть механизм смесеобразования в зоне контакта послед. движущих партий н\та.
Сущность послед.-ой перекачки н. прямым контактированием состоит в том, что разносортные н., отдельными партиями определенных объемов перекач.-ся по опред. т\ду.
Причины use послед. перекачки.: 1) Н. одного и того же месторождения имеют разл. хим. состав. Смешивание таких нефтей нецелесообразно т.к. усложняется процесс отделения фракций. Кроме того разл. по качеству н. имеют разную цену. Для каждой отд. н. строить отд. т\д нецелесообразно; 2) Продукты н\переработки (бензины, керосины, дизтоплива поставл.-е по т\дам) имеют не достаточные V-ы для строит. самост.-х т\дов; 3) В условиях н\баз послед. перекачка не избежна, т.к. невозможно стр.-во т\да для кажд. н\да.
Механизм смесеобразования.
При ламинарном режиме V струйки на оси трубы 2 раза выше среднего V потока. На стенке V=0 (условия прилипания). С течением времени вытесняющая ж.-ть В будет все больше вклиневаться в вытесненную ж.-ть А , а на стенках перемещ.-ся не будет. В определенный момент времени весь т\д будет заполнен последующ. перекач. ж.-ю, это фаза замещения, далее нач. фаза вымывания, тогда постеп. струйки более удаленные от оси достигают кон.-го сечения т\да. Процесс очень медленен. Для полного вымывания А необх. прокачать жидкость Б в кол.-ве 3-4 т\дов.
При турбулентном режиме.
После нач. перекачки ж.ть В вклинивается в ж.-ть А в соответсвии логар.-м профилем V-й. Однако уже в след. момент за счет попер.-х пульсаций V вклинивания ж.-ть В полностью перемешивается в переди идущую ж.-ть А. Далее эта смесь вклинивается в А, а В вклинив.-ся в смесь. Т.е. происх.-т увеличения кол.-ва смеси. Благодаря существованию попер. пульсаций, ж.-ть В не может постоян. вклиневаться в А. Кроме того А вымывается из пристенных зон и смесь движется как своеобраз. поршень.
П.п. необх. осущ.-ть при турбул. Режиме
19.Основные этапы тех. расчета н\да м\дом последовательной перекачки.
Метод последовательной перекачки заключается в том, что различные по качеству углеводородные жидкости отдельными партиями определенных объемов перекачиваются по одному т\ду.
В ходе расчета последовательной перекачки решаются следующие задачи:
-определение числа насосных станций;
-определение объема смеси, образующейся при вытеснении одной жидкости другой;
-определение объема партий нефтепродуктов;
определение числа циклов последовательной перекачки;
определение диаметра отвода от маг. и др.
Исходными данными для расчета н\провода явл.-ся данные о годовом объеме и свойствах н\продуктов, предназначенных к транспорту, дальности перекачки, допустимых концентрациях нефтепродуктов друг в друге, а также профиль трассы.
При гидравлическом расчете нефтепродуктопроводов сохраняется то же правило, что и при расчете нефте- и газопроводов: он выполняется для наиболее неблагоприятных условий.
Расчетная часовая пропускная способность нефтепродуктоп-ровода определяется как сумма объемных расходов каждого из н\продукто
где Grодi, ρi - соответственно годовой план перекачки и расчетная плотность i-гo нефтепродукта; s - число последовательно перекачиваемых нефтепродуктов.
По известному часовому расходу подбираются основные и подпорные насосы, таким образом, чтобы Qчac была максимально близка к их номинальной подаче, удовлетворяя условию 0,8-Q11OM<Qчac<l,2.QHOM.
Определение экономически целесообразного диаметра н\продукте провода производится, исходя из необх.-ти перекачки с расходом Qчac наиболее вязкого из нефтепродуктов.
Далее строится совмещенная характеристика насосных станций и трубопровода при работе на каждом из нефтепродуктов. По совмещенной характеристике определяют соответствующие рабочим точкам производительности перекачки каждого из нефтепродуктов Qчас1, Qчас2…Qчас,.
Определяется фактическое число суток перекачки каждого н\продукта
и проверяется выполнение условия, что суммарная продолжительность перекачки всех н\дуктов в течение года не превышает 350 суток, т.е.
средняя скорость н. в т\де
где d - внутренний диаметр трубы.
Потери напора на трение в трубе круглого сечения определяют по формуле Дарси - Вейсбаха
где λ — коэф. гидравлич. сопротивления; L — длина т\да.
Режим движения потока в т\де характеризуется числом Рейнольдса
При ламинарном режиме течения, т.е. при Rе<2320, коэф. гидравлического сопротивления определяют по формуле Стокса
При турбулентном режиме течения различают три зоны трения: гидравлич. гладких труб (λ зависит только от Rе) смешанного трения (λ зависит от Rе и относ.-ой шероховатости труб ε ), квадратичного трения (λ зависит только от ε). Границами этих зон явл.-ся переходные числа Рейнольдса
где ε= Кэ/d – относит. шероховатость труб, выраженная ч\з эквивалентную шероховатость Кэ (табл.) и диаметр. Условия существования различных зон трения таковы: - гидравлич. гладкие трубы
-зона смешанного трения (переходная зона)
-зона квадратичного трения
Для зоны смешанного трения λ рекомендуется вычислять по формуле Альтшуля
В зоне квадратичного трения значение λ рекомендуется опред.-ть по формуле Шифринсона
Гидравлический уклон есть потеря напора на трение на единице длины т\да
На линейной части т\да имеются местные сопротивления - задвижки, повороты, сужения и т.п. Потери напора на них определяют по формуле
где ξг – коэф. местного сопротивления, зависящий как от вида сопротивления, так и от характера течения жидкости.
Для маг. т\дов потери напора на местные сопротивления незначительны, их принимают равными 2% от потерь на трение.
Кроме того, в конце т\да должен поддерживаться остаточный напор Нкп, необх.-ый для закачки н. в резервуары.
В соотв.-ии с «Нормами проект.-ния» маг.-ые н\ды протяженностью более 600 км делятся на экспл.-ые участки, длиной от 400 до 600 км. Соответственно их число составляет
На станциях, расположенных на границе экспл.-ых участков, вместимость резервуарного парка должна составлять 0,3...0,5 суточн. пропускной способ.-сти т\да. Следовательно напор Нкп будет использован Nэ, раз.
Т. о., полные потери напора в т\де
где Δz - разность геодезических отметок конца zг и начала z1 т\да.
Станции, расположенные на границах эксплуатационных участков, являются как бы головными для своих участков. Поэтому на них устанавливаются подпорные насосы, развивающие суммарный напор nэ-Н2. Следовательно, суммарный напор, развиваемый насосными станциями н\да, склад.-тся из напора, развиваемого всеми подпорными насосами «головных» насосных станций Nэ • Н2 и суммарного напора n станций, т.е.
где Нст -расчетный напор одной станции
Уравнение баланса напоров имеет вид
Из формулы следует, что расчетное число насосных станций равно
20.Способы перекачки высокозастывающих и застывающих н. Т\дный транспорт высоковязких и высокозастывающих н. и н\продуктов затруднен из-за их повышенной вязкости, высокой температуры застывания и других реологических особенностей. Высокая величина коэф. гидр. сопротивления при температуре окруж. среды вызывает необходимость сооружения большого числа насосных станций, что эконом. не всегда целесообразно. Поэтому наряду с обычной изотермической перекачкой применяют и др. м\ды транспорта таких н.: 1) гидроперекачку; 2)перекачку с предварительным улучшением реологических св.-в (путем барообработки, термодеструктивной обработки, механич. воздействия, с помощью добавления жидких разбавителей, газонасыщения, присадок, термообработки); 3) перекачку с подогревом
Гидроперекачкой наз. совместную перекачку высоковязких н. и воды. Известно несколько способов гидроперекачки: 1)перекачка н. внутри водяного кольца; 2) перекачка водонефтяной смеси в виде эмульсии типа «нефть в воде» (н/в); 3) перекачка н. и воды без вмешательства в формирование стр.-ры потока.
Перекачка нефтей, предварительно подвергнутых барообработке. Барообработкой наз. обработка неньютоновских н. давлением с целью улучшения их реологических св.-в.
Перекачка нефтей с применением термодеструктивной обработки. Термодеструкт. обработкой наз. нагрев высоковязких н. до 490 °С при соответствующем давлении с целью расщепления (деструкции) высокомолекулярных соед.-ий на легкие маловязкие углевод.-ые составляющие.
Перекачка с предварительным улучшением реологических свойств нефтей за счет механического воздействия. Сущность дан. м\да перекачки состоит в т., что высокопарафинистую н. охлаждают до образования в ней парафиновой стр.-ры, а затем мех.-м путем разрушают последнюю. Содержащиеся в н. смолы и асфальтены обволакивают «осколки» парафина, препятствуя их повторному соединению.
Перекачка высоковязких н. в смеси с жидкими углеводородн. разбавителями. Одним из эффективных и доступных способов улучшения реологических св.-в высоковязких н. и н\продуктов явл. применение углеводородных разбавителей: газового конденсата и маловязких н.
Перекачка термически обработанных н. Термообработкой н. наз. ее тепловая обработка, предусматривающая нагрев н. выше температуры плавления парафинов и последующее охлаждение с заданной скоростью для улучшения реол. параметров.
Перекачка высокозастывающих парафинистых н. с депрессорными присадками. Применение депрессорных присадок (депрессаторов) - веществ, уменьшающих температуру застывания, вязкость и предельное напряжение сдвига высокозастывающих парафинистых н. - один из перспективных способов их транспорта.
Перекачка н. с подогревом. Наиболее распространенным способом т\дного транспорта высоковязких и высокозастывающих н. в настоящее время явл. их перекачка с подогревом. Поэтому мы рассмотрим ее наиболее подробно.
Существует несколько вариантов перекачки высокозастывающих н. с подогревом. Для коротких (чаще нефтебазовых) т\дов используют м\ды электроподогрева: 1)путем пропуска электрического тока по телу трубы; 2)применением электронагревательных элементов в виде спец. кабелей и лент.
- 2.Системы перекачки. Достоиства и недостатки.
- 5. Типы и характеристики центробежных нагнетателей
- 6. Основные объекты и сооружения
- 8.Классификация нпс. Технологические схемы нпс.
- 11. Расчет н/п с лупингами и вставками
- 13. Уравнение баланса напоров
- 16. Выбор рациональных режимов эксплуатации магистрального нефтепровода
- 17. Выбор рациональных режимов эксплуатации магистрального нефтепровода
- 21. Изменение температуры по длине «горячих» трубопроводов.
- 22. Подготовка газа к транспорту.
- 23Состав сооружений и классификация магистральных газопроводов
- 24. Изменение давления по длине газопровода
- 29.Определение расхода и эквивалентного диаметра при парал. Случае соединения участков.
- 30.Аккумулирующая способность участка газопровода
- 1.Общестроительные и специальные машины. Классификация машин
- 2.Конструктивные и эксплуатационные требования, предъявляемые к машинам и оборудованию
- 3. Понятие о производительности машин. Определение расчетно-теоретической и эксплуатационной производительности машин.
- 5.Основные свойства и классификация грунтов. Методы разрушения грунтов.
- 6. Машины для подготовительных работ (бульдозеры, рыхлители, корчеватели-собиратели, кусторезы, скреперы и др.).
- 7. Машины циклического действия для разработки траншей и котлов Определение усилий копания. Определение производительности
- 8. Машины непрерывного действия для разработки траншей и котлованов. Их принципиальное устройство и сравнительные технико-эксплуатационные показатели
- 9. Роторный траншейный экскаватор. Принцип работы.
- 10.Конструкция режущего инструмента. Назначение, принцип действия
- 11.Машины для разработки траншей на заболоченных и обводненных
- 12. Экскаваторы трубозагубители для укладки трубопроводов без подъемным способом.
- 13 Машины для засыпки траншей. Основные требования.
- 14. Машины для бестраншейной прокладки трубопроводов.
- 15. Машины и оборудование наклонно-направленного бурения
- 16. Машины для погружения свай. Сваебойные машины.
- 17. Машины для бурения скважин под свайные опоры трубопровода.
- 18. Машины для погружения анкеров.
- 19.Строительные краны. Классификация. Основные параметры кранов
- 20.Краны-трубоукладчики. Назначение и устройство
- 21. Вспомогательное оборудование для выполнения погрузо-разгрузочных работ.
- 22. Машины для гнутья труб. Особенности процесса гнутья труб в холодном состоянии. Вспомогательное оборудование для гнутья труб.
- 23.Машины для очистки и изоляции трубопроводов в трассовыхусловиях. Назначение, принцип действия и устройство.
- 24.Вспомогательное оборудование для изоляционных работ. Принцип
- 25 Труботранспортные машины. Трубовозы, плетевозы. Конструкции. Способы разгрузки
- 26.Машины для производства земляных работ. Принцип работы.
- 27. Вспомогательное оборудование для обетонирования трубопроводов
- 28. Оборудование для укладки трубопроводов на дно водоемов. Судна-трубоукладчики.
- 29. Машины и оборудование для продувки и пневматического испытания газонефтепроводов.
- 30.Машины и оборудование для гидравлического испытания
- 1.Строительство линейной части трубопровода в нормальных условиях.
- 2. Структура организации строительного производства
- 3. Состав линейных объектных строительных потоков
- 4. Практические задачи, решаемые в процессе организации строительства магистральных трубопроводов.
- 5. Состав подготовительных работ при сооружении магистрального трубопровода.
- 6. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы
- 7. Определение количества транспортных средств
- 8. Земляные работы
- 10. Прокладка трубопровода в особых природных условиях.
- 11. Прокладка трубопроводов через болота и обводненные участки
- 12. Условия против всплытия и средства балансировки трубопровода в болотах и обводненных условиях.
- 13. Прокладка трубопроводов на многолетнемерзлых, просадочных и пучинистых грунтах
- 14. Строительство переходов через естественные и искусственные препятствия. Методы прокладки.
- 16.Строительство перехода ч/з водные преграды
- 17.Траншейный способ прокладки тр-да.
- 20.Микротоннелирование при прокладке тр-да.
- 21. Сварочно-монтажные работы
- 22.Подготовка труб к сварке и сборка стыков труб.
- 23.Производство сварочно-монтажных работ.
- 25. Способы изготовления металлических резервуаров.
- 26.Подземные хранилища газа. Способы сооружения.
- 27.Способы сооружения хранилищ г. В отложениях каменной соли
- 28.Хранение нефтепродуктов в хранилищах, сооружаемых методом глубинных взрывов.
- 29.Наклонно-направленное бурение при прокладке трубопровода.
- 30. Комплексные трубопроводостроительные потоки и граница их действия.
- 1. Классификация, физ-хим и теплофизические св-ва нефти и нпр. Фракционный состав
- 2.Классификация нефтебаз. Основные сооружения нб. Основные и вспомогательные операции, проводимые на нб
- 4. Оборудование резервуаров
- 5. Определение обьема резервуарного парка и выбор резервуаров
- 6. Определение толщины стенки рвс
- 7. Потери нефтепродуктов нпр в резервуарах
- 8.Сливно-наливные операции. Основные способы слива и налива нпр, их преимущества и недостатки. Сн стояки и эстакады. Особенности конструкций
- 9. Перевозка застывающих нефтей нефтепродуктов. Способы слива из цистерн грузов с 2-х фазной средой
- 10. Назначение и типы азс (традиционная блочная, модульная, передвижная, контейнерная, топливораздаточный пункт, многотопливная азс, агнкс, агзс)
- 11. Показатели качества бензинов. Классификация бензинов по их использованию. Октановое число
- 12. Дизельные топлива. Разновидность топлива в зависимости от климатических условий, содержания серы. Характеристики топлива. Газотурбинное топливо, разновидности, специфические требования
- 13. Топлива для реактивных двигателей, мазуты: марки, группы; основные эксплуатационные характеристики; требования к качеству.
- 14. Показатели качества смазочных материалов. Общие эксплуатационные требования. Основные виды масел. Масла моторные; требования, предъявляемые к ним
- 15. Классификация газопроводов (по виду транспортируемого газа, по давлению, по местоположению, по назначению в системе газоснабжении, по принципу построения, по материалу труб)
- 16.Основные сведения о газораспределительных системах. Горючие газы, используемые для газоснабжения. Группы природного газа. Искусственные газы.
- 17. Расчетные схемы газораспределительных сетей с сосредоточенными отборами, с равномерно распределенными отборами и для общего случая.
- 1. Система с перестройкой режимов работы регуляторов давления.
- 2. Установка на каждой нитке редуцирования крана с пневмоприводом и программным управлением.
- 19. Классификация грс. Узел учета газа, узел редуцирования газа, узел подогрева газа на грс.
- 20. Классификация грп. Состав оборудования, выбор регулятора давления, фильтра, пзк и пск на грп.
- 21. Методы компенсации сезонных, суточных и часовых колебаний потребления газа
- Методы компенсации
- 22. Основные понятия о сжиженных углеводородных газах. Источники получения суг. Физические свойства суг.
- 24. Основные группы хранилищ суг. Условия хранения суг (при постоянном и повышенном давлении).
- 25. Шахтные хранилища суг
- 27. Подземные хранилища суг шахтного типа.
- 28. Подземные ледопородные хранилища суг
- 29. Кустовые базы и газонаполнительные станции: назначение, основной состав сооружений, способы осуществления основных операций
- 30. Естественная и искусственная регазификация, особенности