logo
ОУПП сокращенный курс

7.2. Элементы графика движения поездов

Разработка графика движения поездов базируется на использовании следующих расчетных элементов (нормативов): перегонные времена хода поездов, станционные интервалы, интервалы между поездами в пакете, нормы стоянок поездов на станциях, нормы нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо.

Времена хода поездов по перегонам определяются по данным тяговых расчетов для каждого перегона в четном и нечетном направлениях для каждой категории грузовых и пассажирских поездов и одиночных локомотивов. Время хода рассчитывают отдельно для безостановочного проследования раздельных пунктов и с остановками. В первом случае время хода называют чистым временем хода. Разница между следованием с остановками и без остановок определяет время на разгон и замедление. В последние годы названные элементы рассчитывают на ЭВМ.

Станционные интервалы – это минимальные промежутки времени, обеспечивающие безопасный прием, отправление и проследование поездов на раздельных пунктах. Рассчитывают их для всех раздельных пунктов в сторону каждого из прилегающих к нему перегонов отдельно для пассажирских и грузовых поездов. Станционные интервалы определяются временем, необходимым для операций, совершаемых на станции. Величина интервалов зависит от средств сигнализации и связи на прилегающих перегонах, способа управления стрелками и сигналами, схемы путевого развития станции, профиля подходов к раздельным пунктам, скорости движения и длины поездов. Они представлены в табл. 7.1.

Интервалом скрещенияс) называется минимальный промежуток времени между прибытием на станцию или пропуском через нее одного поезда до отправления на тот же перегон поезда встречного направления.

Интервал неодновременного прибытия (τн) – минимальный промежуток времени с момента прибытия поезда одного направления до момента прибытия или проследования поезда встречного направления.

Интервал попутного следования (τп) – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт одного поезда и отправлением с предыдущей станции на тот же перегон попутного поезда.

Интервал неодновременного прибытия и попутного отправления (τпо) – минимальный промежуток времени между прибытием одного поезда на раздельный пункт и отправлением с него другого поезда того же направления.

Интервал неодновременного отправления и попутного прибытия (τоп) – минимальный промежуток времени между отправлением одного поезда с раздельного пункта и прибытием на него другого поезда попутного направления.

Интервал прибытия Iпр – минимальное время с момента прибытия (проследования) на раздельный пункт одного поезда до момента прибытия (проследования) на него же другого поезда попутного направления.

Интервал попутного отправления Iот - минимальное время с момента отправления со станции (проследования через нее) одного поезда до момента отправления с нее же другого поезда попутного направления после обгона первым поездом.

Интервалы неодновременного прибытия τнп и скрещения τс используются на однопутных перегонах. Интервал попутного следования τп применяется на участках, не оборудованных автоматической блокировкой. Следующие два интервала рассчитываются, когда в соответствии с ПТЭ запрещено одновременно принимать и отправлять разные поезда попутного направления. Последние два интервала используются при обгонах поездов, движущихся с различными скоростями, как правило, пассажирские обгоняют грузовые. Моментом проследования поездом станции считается момент пересечения серединой поезда оси станции (на крупных станциях – оси парка). Моментом

отправления следует считать момент трогания поезда с места, а моментом прибытия – его остановку.

Одним из элементов графика является интервал между поездами в пакете I. Межпоездным интервалом (интервалом между поездами в пакете) называется минимальное время, через которое следуют попутные поезда в пакете. Пакет – это два и более поезда одного направления, следующих друг за другом с разграничением межпостовыми перегонами, блок-участками или с разграничением времени.

Интервал между поездами в пакете (I) зависит от расчетного расстояния, которым разграничиваются поезда, от скорости следования поездов, а при электротяге – также от мощности устройств электроснабжения. Интервал рассчитывается из условия, чтобы впереди идущий поезд не влиял на следование позади идущего, т.е. обеспечивалось движение на зеленый огонь без снижения скорости.