3.2. Система обеспечения безопасности движения
Система обеспечения безопасности движения, включает в себя несколько групп мер.
1. Технические меры. Сюда относятся многочисленные конструктивные и технические решения во всех отраслях железнодорожного транспорта. Примеры. Сооружение станционных путей не на уклоне, а на горизонтальных площадках. Изоляция сортировочных путей и вытяжек от маршрутов следования поездов.. Использование устройств для закрепления составов от ухода на станционных путях. Средства контроля занятости путей на станциях. Использование поездной и маневровой радиосвязи. Блокировочная зависимость между стрелками и сигналами, которая не позволяет открыть поездной сигнал на разрешающее показание при неправильном положении какой-то из стрелок, а также перевести стрелку, входящую в данный маршрут, при открытом положении соответствующего сигнала. Устройство предохранительных и улавливающих тупиков и т.д.
2. Технологические меры. К ним относятся различные приемы в организации движения поездов, в порядке переработки поездов и вагонов. Много технологических мер приведено в «Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», в «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте». В качестве примеров могут быть названы следующие технологические меры.
Работа на маневровой вытяжке только одного маневрового локомотива. Ограничение скоростей при маневрах, устанавливаемое ПТЭ, например не более 60 км/ч при движении локомотивом вперед по свободным путям с включенными тормозами, не более 40 км/ч при выключенных тормозах, не более 25 км/ч при движении вагонами вперед. Постановка вагонов прикрытия, заключающаяся к недопущению соседства вагонов, загруженных, например, взрывчатыми веществами, и полувагонов с металлическими трубами или взрывчатыми веществами и людьми. Ликвидация неподхода продольных осей автосцепок более 100 мм. Закрепление составов без локомотивов на станционных путях.
3. Организационные меры. К ним относятся различные приемы в работе людей, связанных с движением поездов и маневровой работой. В качестве примеров могут быть названы следующие меры. Соблюдение регламента приема и сдачи дежурства работниками, предусматривающего вначале роспись о принятии дежурства, а затем о его сдаче. Техническая учеба и сдача экзаменов по ПТЭ и инструкциям. Ограждение мест производства работ на путях перегонов и станций. Анализы и смотры безопасности движения.
4. Социально-психологические меры. К ним относится выявление лиц (например способом специального тестирования), которые по своим психофизиологическим данным не предрасположены к работе, связанной с движением поездов. Это лица, например, с неустойчивым вниманием или не могущие противостоять засыпанию в предутренние часы. К социально-психологическим мерам относится и прохождение медицинских комиссий работниками, допускаемыми к движению поездов, с целью выявления непригодных к соответствующей работе по состоянию здоровья.
5. Экономические меры. Убытки от крушений и аварий относятся на те подразделения железнодорожного транспорта, на чьих территориях это произошло. В результате снижаются их фонды материального стимулирования. К экономическим мерам относятся различные виды материальных поощрений за безаварийную работу (премии, тринадцатые зарплаты) и лишение этих видов поощрений при допущении нарушений безопасности движения.
- Основы управления перевозочным процессом
- 1. Характеристика и основы управления транспортной системой
- 1.1. Общая характеристика железнодорожного транспорта
- 1.2. Комплекс технических средств
- 1.3. Общие принципы управления железнодорожным транспортом в России
- 2. Основные понятия, определения и показатели работы железных дорог
- 2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе
- 2.2. Показатели объема работы железных дорог
- 2.3. Показатели использования грузовых вагонов
- 2.4. Показатели использования поездных локомотивов
- 3. Основные принципы управления перевозочным процессом и эксплуатационная надежность транспортных систем
- 3.1. Сущность транспортного процесса и эксплуатационной работы
- 3.2. Система обеспечения безопасности движения
- 3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
- 3.4. Основные критерии выбора оптимальных решений в управлении перевозочным процессом
- 4. Влияние неравномерности транспортных процессов на выбор оптимальных решений
- 4.1. Основные математические параметры, характеризующие переменные величины в транспортном процессе
- 4.2. Прогнозирование частоты различных значений переменных величин
- 4.3. Определение расчетных значений переменных величин
- 5. Информационные технологии в управлении перевозками
- 5.1 Понятие информационных технологий
- 5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
- 6. Управление вагонопотоками
- 6.1. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков
- 6.2. План формирования поездов
- 6.3. Основные принципы расчета плана формирования поездов
- 7. График движения поездов
- 7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
- 7.2. Элементы графика движения поездов
- 7.3. Разработка графика движения поездов, его показатели
- 8.Оперативное управление эксплуатационной работой
- 8.1 Сменно – суточное планирование эксплуатационной работы
- 8.2. Текущее планирование эксплуатационной работы
- 8.3. Диспетчерское регулирование перевозочного процесса
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература