logo
ОУПП сокращенный курс

3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем

Понятие о надежности технического средства подразумевает вероятность его безотказной работы в течение заданного периода времени, например срока службы. Под отказом здесь понимается выход из строя технического средства из-за поломки или по иным причинам.

В организации движения поездов используется термин эксплуатационная надежность. Под ней понимается вероятность, например, безотказного приема станцией поездов, а если рассматривается система отправления, то вероятность безотказного отправления поездов согласно разработанному плану. При приеме поездов станцией отказом считается задержка поезда у входного сигнала или его задержка на другой позади лежащей станции по маршруту следования.

Могут быть различные причины задержки поездов, т.е. различные виды отказов.

1. Отказы технических средств: неисправность автоблокировки, входного сигнала, входящей в маршрут стрелки, обрыв автосцепки, обрушение опоры контактной сети, появление неисправности в поездном локомотиве и т.д.

2. Отказы в системе работы людей, например, сердечный приступ у машиниста поездного локомотива, появление на работе лица, связанного с движением поездов, в нетрезвом состоянии, эпидемия гриппа и другие.

3. Технологические отказы, например невозможность одновременного приема поездов с двух подходов, примыкающих к одной горловине, если маршруты приема обоих поездов включают хотя бы один общий стрелочный перевод (рис. 3.1).

Рис. 3.1 Пример технологического отказа из-за невозможности одновременного приема поездов из И и Р при занятости 1-го и 2-го путей

Так в случае, показанном на рис 3.1, при занятости 1 и 2 путей одновременный прием поездов из И и Р невозможен; один из поездов должен быть задержан у входного сигнала.

4. Отказы, вызванные случаями превышения в какие-то отрезки времени пропускной способности элемента транспортной системы фактическими размерами движения.

Эксплуатационная надежность элемента транспортной системы может быть определена делением числа поездов, принятых (отправленных) без задержек, к общему числу принятых (отправленных) поездов ():

,

где - число задержанных поездов.

. В современных условиях эксплуатационная надежность элементов транспортной системы, осуществляющих прием и отправление поездов, может считаться удовлетворительной, если она находится на уровне 0,95–0,98. Для элементов, обслуживающих погрузочно-выгрузочные и иные начальные и конечные операции, этот уровень может быть снижен до 0,8÷0,9.