logo
ОУПП сокращенный курс

2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе

Для удобства управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте сеть железных дорог разделена 17 дорог. Дороги включают в себя железнодорожные участки длиной в основном от 70 до 100 км. Границами железнодорожных участков являются технические станции, к которым относятся сортировочные и участковые. Сортировочные станции предназначены прежде всего для массового расформирования грузовых поездов и формирования из поступивших вагонов других грузовых поездов. Участковые станции предназначены главным образом для технического обслуживания не подлежащих расформированию транзитных грузовых поездов, а также для расформирования и формирования небольшого количества грузовых поездов назначением обычно не далее соседних технических станций (участковые и сборные поезда).

Несколько смежных железнодорожных участков, в пределах которых поездное движение обслуживается, как правило, локомотивами одного депо, называется тяговым участком или участком обращения локомотивов. Сейчас участки обращения для тепловозов чаще бывают длиной 250-600 км, электровозов – 300-800 км, а в пассажирском движении 1000-1200 км. По мере внедрения автоматизированных информационно-управляющих систем перевозочного процесса участки обращения локомотивов грузового движения могут быть увеличены до 1000-2000 км.

На протяжении участка обращения локомотив от поезда не отцепляется, а локомотивные бригады меняются за время стоянки на технической станции в течение 15-20 мин.

а)

б)

Рис. 2.1

Схемы участков обращения локомотивов и локомотивных бригад:

а - линейного, б - разветвленного

Участки обращения локомотивов бывают прямолинейными и разветвленными (рис. 2.1). В последнем случае эксплуатация локомотивов осуществляется на полигоне их обращения.

Участком обращения локомотивной бригады является расстояние между двумя смежными станциями, одна из которых является местом жительства локомотивных бригад, а другая – пунктом их оборота. В пунктах оборота есть дома отдыха бригад, в которых локомотивные бригады отдыхают не менее 3 ч., если рабочее время поездки в обе стороны превышает установленную продолжительность работы бригад. На данный момент участок (плечо) работы локомотивной бригады составляет в среднем 170 км, а в перспективе оно увеличится до 500 км.

Участок (полигон) диспетчерского управления – это участок линии или несколько участков линии (объединяемых в один полигон), в пределах которых осуществляется управление движением поездов одним поездным диспетчером. Его длина зависит от размеров движения поездов и информационной нагрузки диспетчера: от 50-100 км до 300 км, а в перспективе до 500 км при оборудовании диспетчерского места средствами автоматизации. Вагоны и локомотивы в зависимости от того, находятся ли они в процессе перевозок, в ремонте или в запасе, могут быть отнесены к различным типам парков: рабочий, нерабочий, инвентарный.

Рабочий парк грузовых вагонов включает вагоны, находящиеся во всех видах перевозочного процесса: в движении, на станциях, под погрузочно-выгрузочными операциями и т.д. Вагоны, находящиеся в ремонте в депо, в запасе (резерве), в аренде, в хозяйственной работе, образуют нерабочий парк грузовых вагонов. Вагоны рабочего и нерабочего парков образуют инвентарный парк вагонов. Парк пассажирских вагонов также включает рабочие и нерабочие парки.

Длина гарантийного плеча безотказной работы вагонов на данный момент составляет примерно 380 км. В перспективе по мере усиления технической базы это расстояние может быть доведено до 1000-1500 км.

Рабочий парк локомотивов – локомотивы в грузовом и пассажирском движении, занятые на маневровой и хозяйственной работе, в процессе экипировки, в ожидании работы. Нерабочий парк локомотивов составляют локомотивы во всех видах ремонта, в техническом обслуживании, а также локомотивы, находящиеся в запасе и аренде.

Пропускная способность железнодорожной линии – это максимальное число поездов (пар поездов), которое может быть пропущено по линии за единицу времени (обычно за сутки, может быть также за час). Величина пропускной способности зависит от числа главных путей на линии, средств сигнализации и связи, рода тяги, типа графика движения. Пропускная способность рассчитывается также для крупных станций, депо, устройств электроснабжения и других элементов транспортной системы. Естественно, пропускная способность должна быть выше фактических размеров движения для беспрепятственного пропуска поездов в условиях колебания их количества и в случаях возникновения отказов технических средств. Иными словами, железнодорожные линии должны иметь резерв пропускной способности, равный разности между пропускной способностью и фактическими размерами движения.

Провозная способность железнодорожной линии – это количество груза, которое может быть пропущено по линии в каждом направлении за год (в млн.т. нетто). Она зависит от доли наличной пропускной способности для грузового движения и от средней массы поезда.

Провозная способность, как и пропускная способность должна иметь резерв. Резервы могут быть разных видов. Это и дополнительное количество технических средств (локомотивы, вагоны, железнодорожные пути на станциях). Это и временное резервирование, т.е. возможность использования избыточного времени. Для железнодорожных линий оно представляет время суток, не занятое пропуском поездов. Оно может выражаться в виде резервных ниток графика движения.