logo
ОУПП сокращенный курс

5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).

Эта система представляет собой базу данных информации о поездах, вагонах, локомотивах, станциях, технических средствах и т.д. и операциях с ними. Эта система предназначена для создания и поддержания в реальном времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы. К числу основных задач, решаемых в рамках АСОУП, относятся:

Одной из основных систем управления перевозками является автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК).

В системе ДИСПАРК все состояния вагона (погрузка, выгрузка, сдача в ремонт, запас и пр.) фиксируются в памяти ЭВМ по каждому номеру вагона. Информация о вагоне со станции, вагонного депо, подъездного пути поступает непосредственно в ИВЦ, минуя управление дороги. Передача сведений о проследовании вагона и его состоянии происходит без ручного вмешательства. ДИСПАРК открыт для диалога любому работнику, имеющему доступ к системе. Благодаря единой динамической повагонной модели отпадает потребность в дублировании данных.

В систему ДИСПАРК введена картотека всего парка вагонов с данными технического паспорта на каждый вагон по 38 показателям. Слежение за каждым вагоном осуществляется в режиме реального времени, а не на 18 ч. В системе ДИСПАРК обеспечивается автоматизированное составление многих документов в сфере перевозочного процесса, в том числе натурного листа поезда, отчетных и учетных форм ДО-1, ДО-2, ГО-1, ГО-2, ГО-3, ГО-4, ГО-6 и других.

Основными задачами системы являются:

На сети дорог получила широкое распространение система автоматизированного ведения графика исполненного движения поездов (ГИД) «Урал ВНИИЖТ». Основное достоинство этой системы заключается в том, что движение поездов по станциям и перегонам отслеживается автоматически, а поездному диспетчеру и дежурным по станции остается только контролировать правильность ведения электронного графика и наносить различные пометки (плановые и текущие ремонтно-путевые «окна», предупреждения, работа с поездами и вагонами на станциях и т.д.). Достоверность такого графика близка к абсолютной, в отличие от ручного (бумажного), на котором часто скрываются задержки, стоянки поездов и искажается их время проследования по стыковым пунктам дороги и диспетчерских участков. Для дежурных по станциям отпадает необходимость докладывать поездному диспетчеру о времени проследовании поездов, что позволяет значительно разгрузить как самих работников, так и диспетчерскую связь. Благодаря этому появляется возможность укрупнения диспетчерских участков.

Автоматизированные системы управления сортировочными станциями (АСУ СС) создают для решения следующих задач:

В функциональный состав комплекса прикладных задач входят:

На формируемый поезд составляется накопительная ведомость и готовится натурный лист, корректируемый затем по результатам проверки выставленного в ПО состава. В комплект документов, выдаваемый АСУ СС на каждый сформированный поезд, входят:

Информационно-справочная подсистема включает: расчет и выдачу справки о состоянии путей парков станции, сведений о вагонах на путях СП, грузах, требующих охраны, о наличии и подходе вагонов с местным грузом и т.д.

Планирование работы станции предусматривает составление планов поездной и маневровой работы на период нескольких часов, выработку рекомендаций по оптимальной очередности расформирования составов и формированию поездов повышенной транзитности.

Рабочие места оперативных работников сортировочной станции оборудуют автоматизированными рабочими местами, с помощью которых ведется диалоговое взаимодействие с системой, печатающими устройствами для получения «твердой копии» информационного сообщения.

Организуемая в рамках АСУСС динамическая модель позволяет оперативно-распорядительному персоналу станции получать непрерывно изменяющиеся оперативные сведения о состоянии парков и путей, о нахождении вагонов на станции и т. п.

В типовой АСУ работой станции в памяти ЭВМ моделируются все парки и пути станции, дислокация и динамика состояния всех имеющихся на станции вагонов.

Для обеспечения функционирования АСУ СС в ЭВМ вводится постоянная и переменная информация. К постоянной информации относятся нормативно-справочные данные о станции, оформленные в виде таблиц НСИ и постоянно находящиеся в памяти ЭВМ; к переменной (оперативной) - следующие сообщения: 02-ТГНЛ на прибывающие поезда; 05 - информация о составах прибывающих поездов; 06 - информация о составах, выставляемых в ПО. Информация поступает в систему непрерывно по мере совершения

событий.

На железных дорогах России используется система управления пассажирскими перевозками «ЭКСПРЕСС-3, которая имеет "целью снижение расходов, повышение доходов и предоставление новых услуг пассажирам. Она позволяет увеличить период резервирования мест в пассажирских поездах до 63 суток. Система выдает сведения о посадке и высадке пассажиров по ходу следования поезда и позволяет продавать билеты с номерами мест. Обеспечивается автоматическая передача информации о проданных и возращенных проездных документах на дорогу – отправителя поезда и на дорогу – владельца состава, а также более гибкое и точное распределение расходов между подразделениями ж.д. транспорта.

«ЭКСПРЕСС-3» имеет следующие функциональные подсистемы:

• билетно-кассовые операции;

• информационное обслуживание (справочно-информационное обслуживание пассажиров на вокзалах, по телефону, через Internet);

• управление багажными перевозками (оформление перевозки, учет и розыск багажа);

• подготовка расписаний движения пассажирских поездов и НСИ (подготовка и оперативная корректировка информации о расписании поездов и о норме мест для резервирования);сервисное обслуживание (обеспечение пассажиров питанием в поезде и другие дополнительные услуги);

• финансы и статистика (учет выручки по всем видам пассажирских перевозок и составление всей необходимой

финансовой отчетности).

В рамках аналитической базы данных работают подсистемы: управление парком вагонов (учет вагонного парка, управление ремонтом вагонов); экономика, финансы и маркетинг. Подсистема управления перевозками включает в себя все виды экономического и статистического анализа перевозок, включая элементы прогнозирования пассажиропотоков и моделирования поведения пользователей при изменении тарифов.