5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
Эта система представляет собой базу данных информации о поездах, вагонах, локомотивах, станциях, технических средствах и т.д. и операциях с ними. Эта система предназначена для создания и поддержания в реальном времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы. К числу основных задач, решаемых в рамках АСОУП, относятся:
учет перехода по стыкам дорог поездов, вагонов и контейнеров;
контроль соблюдения и выявление нарушений плана формирования грузовых поездов;
контроль полновесности и полносоставности грузовых поездов;
прогноз прибытия груза на станцию назначения и грузополучателю (предварительная и точная информация);
выдача технологических документов на поезда;
контроль за количеством, состоянием и положением поездных локомотивов;
контроль своевременности постановки поездных локомотивов на ТО-2 и ТО-3;
слежение за специализированным подвижным составом;
контроль за погрузкой и продвижением маршрутов;
контроль за работой кольцевых маршрутов.
Одной из основных систем управления перевозками является автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК).
В системе ДИСПАРК все состояния вагона (погрузка, выгрузка, сдача в ремонт, запас и пр.) фиксируются в памяти ЭВМ по каждому номеру вагона. Информация о вагоне со станции, вагонного депо, подъездного пути поступает непосредственно в ИВЦ, минуя управление дороги. Передача сведений о проследовании вагона и его состоянии происходит без ручного вмешательства. ДИСПАРК открыт для диалога любому работнику, имеющему доступ к системе. Благодаря единой динамической повагонной модели отпадает потребность в дублировании данных.
В систему ДИСПАРК введена картотека всего парка вагонов с данными технического паспорта на каждый вагон по 38 показателям. Слежение за каждым вагоном осуществляется в режиме реального времени, а не на 18 ч. В системе ДИСПАРК обеспечивается автоматизированное составление многих документов в сфере перевозочного процесса, в том числе натурного листа поезда, отчетных и учетных форм ДО-1, ДО-2, ГО-1, ГО-2, ГО-3, ГО-4, ГО-6 и других.
Основными задачами системы являются:
создание аналитических и управляющих технологий, во взаимодействии с центрами управления перевозками всех уровней, и на их основе решение следующих проблем:
обеспечение полного удовлетворения заявок клиентуры погрузочными ресурсами с максимальной прибылью от их реализации и наименьшим вагонным парком;
сохранность вагонного парка, включая контроль его использования и качества ремонта, а также переход на более эффективные технологии управления ремонтов вагонов.
На сети дорог получила широкое распространение система автоматизированного ведения графика исполненного движения поездов (ГИД) «Урал ВНИИЖТ». Основное достоинство этой системы заключается в том, что движение поездов по станциям и перегонам отслеживается автоматически, а поездному диспетчеру и дежурным по станции остается только контролировать правильность ведения электронного графика и наносить различные пометки (плановые и текущие ремонтно-путевые «окна», предупреждения, работа с поездами и вагонами на станциях и т.д.). Достоверность такого графика близка к абсолютной, в отличие от ручного (бумажного), на котором часто скрываются задержки, стоянки поездов и искажается их время проследования по стыковым пунктам дороги и диспетчерских участков. Для дежурных по станциям отпадает необходимость докладывать поездному диспетчеру о времени проследовании поездов, что позволяет значительно разгрузить как самих работников, так и диспетчерскую связь. Благодаря этому появляется возможность укрупнения диспетчерских участков.
Автоматизированные системы управления сортировочными станциями (АСУ СС) создают для решения следующих задач:
сбора и обработки оперативных сообщений о составах поездов, характеристиках вагонов и перевозимых грузов, об операциях, выполняемых с поездами, вагонами и грузами;
обеспечения контроля полноты и достоверности информации;
формирования и ведения на основе оперативной информации модели текущего состояния парков станции;
решения на основе данных динамической модели комплекса прикладных задач управления.
В функциональный состав комплекса прикладных задач входят:
обработка информации о прибывшем в расформирование поезде, о формируемом поезде;
информационно-справочная система;
анализ, учет и отчетность о работе станции;
планирование работы станции;
взаимодействие со смежными АСУ СС и АСУ дороги.
На формируемый поезд составляется накопительная ведомость и готовится натурный лист, корректируемый затем по результатам проверки выставленного в ПО состава. В комплект документов, выдаваемый АСУ СС на каждый сформированный поезд, входят:
натурный лист поезда;
справка для заполнения маршрута машиниста;
итоговая часть натурного листа;
справка для поездного диспетчера.
Информационно-справочная подсистема включает: расчет и выдачу справки о состоянии путей парков станции, сведений о вагонах на путях СП, грузах, требующих охраны, о наличии и подходе вагонов с местным грузом и т.д.
Планирование работы станции предусматривает составление планов поездной и маневровой работы на период нескольких часов, выработку рекомендаций по оптимальной очередности расформирования составов и формированию поездов повышенной транзитности.
Рабочие места оперативных работников сортировочной станции оборудуют автоматизированными рабочими местами, с помощью которых ведется диалоговое взаимодействие с системой, печатающими устройствами для получения «твердой копии» информационного сообщения.
Организуемая в рамках АСУСС динамическая модель позволяет оперативно-распорядительному персоналу станции получать непрерывно изменяющиеся оперативные сведения о состоянии парков и путей, о нахождении вагонов на станции и т. п.
В типовой АСУ работой станции в памяти ЭВМ моделируются все парки и пути станции, дислокация и динамика состояния всех имеющихся на станции вагонов.
Для обеспечения функционирования АСУ СС в ЭВМ вводится постоянная и переменная информация. К постоянной информации относятся нормативно-справочные данные о станции, оформленные в виде таблиц НСИ и постоянно находящиеся в памяти ЭВМ; к переменной (оперативной) - следующие сообщения: 02-ТГНЛ на прибывающие поезда; 05 - информация о составах прибывающих поездов; 06 - информация о составах, выставляемых в ПО. Информация поступает в систему непрерывно по мере совершения
событий.
На железных дорогах России используется система управления пассажирскими перевозками «ЭКСПРЕСС-3, которая имеет "целью снижение расходов, повышение доходов и предоставление новых услуг пассажирам. Она позволяет увеличить период резервирования мест в пассажирских поездах до 63 суток. Система выдает сведения о посадке и высадке пассажиров по ходу следования поезда и позволяет продавать билеты с номерами мест. Обеспечивается автоматическая передача информации о проданных и возращенных проездных документах на дорогу – отправителя поезда и на дорогу – владельца состава, а также более гибкое и точное распределение расходов между подразделениями ж.д. транспорта.
«ЭКСПРЕСС-3» имеет следующие функциональные подсистемы:
• билетно-кассовые операции;
• информационное обслуживание (справочно-информационное обслуживание пассажиров на вокзалах, по телефону, через Internet);
• управление багажными перевозками (оформление перевозки, учет и розыск багажа);
• подготовка расписаний движения пассажирских поездов и НСИ (подготовка и оперативная корректировка информации о расписании поездов и о норме мест для резервирования);сервисное обслуживание (обеспечение пассажиров питанием в поезде и другие дополнительные услуги);
• финансы и статистика (учет выручки по всем видам пассажирских перевозок и составление всей необходимой
финансовой отчетности).
В рамках аналитической базы данных работают подсистемы: управление парком вагонов (учет вагонного парка, управление ремонтом вагонов); экономика, финансы и маркетинг. Подсистема управления перевозками включает в себя все виды экономического и статистического анализа перевозок, включая элементы прогнозирования пассажиропотоков и моделирования поведения пользователей при изменении тарифов.
- Основы управления перевозочным процессом
- 1. Характеристика и основы управления транспортной системой
- 1.1. Общая характеристика железнодорожного транспорта
- 1.2. Комплекс технических средств
- 1.3. Общие принципы управления железнодорожным транспортом в России
- 2. Основные понятия, определения и показатели работы железных дорог
- 2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе
- 2.2. Показатели объема работы железных дорог
- 2.3. Показатели использования грузовых вагонов
- 2.4. Показатели использования поездных локомотивов
- 3. Основные принципы управления перевозочным процессом и эксплуатационная надежность транспортных систем
- 3.1. Сущность транспортного процесса и эксплуатационной работы
- 3.2. Система обеспечения безопасности движения
- 3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
- 3.4. Основные критерии выбора оптимальных решений в управлении перевозочным процессом
- 4. Влияние неравномерности транспортных процессов на выбор оптимальных решений
- 4.1. Основные математические параметры, характеризующие переменные величины в транспортном процессе
- 4.2. Прогнозирование частоты различных значений переменных величин
- 4.3. Определение расчетных значений переменных величин
- 5. Информационные технологии в управлении перевозками
- 5.1 Понятие информационных технологий
- 5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
- 6. Управление вагонопотоками
- 6.1. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков
- 6.2. План формирования поездов
- 6.3. Основные принципы расчета плана формирования поездов
- 7. График движения поездов
- 7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
- 7.2. Элементы графика движения поездов
- 7.3. Разработка графика движения поездов, его показатели
- 8.Оперативное управление эксплуатационной работой
- 8.1 Сменно – суточное планирование эксплуатационной работы
- 8.2. Текущее планирование эксплуатационной работы
- 8.3. Диспетчерское регулирование перевозочного процесса
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература