2.2. Показатели объема работы железных дорог
Объем работы определяется для сети железных дорог в целом и для отдельных дорог, а также для железнодорожных станций, депо, дистанций пути, сигнализации и связи и т.д. При этом для дорог и отдельных предприятий используются разные показатели.
Наиболее общим показателем объема грузовой работы являются погруженные и перевезенные тонны груза за сутки, месяц, год.
Объем перевезенных пассажиров определяется их количеством.
Грузы и пассажиры перевозятся на разные расстояния, с увеличением которого увеличивается и объем транспортной работы. Основными ее показателями являются грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот определяется произведением массы перевезенных грузов в тоннах (,,и т.д.) на расстояние перевозки в километрах (,,и т.д.):
и измеряется в тонно-километрах (т·км).
Аналогично пассажирооборот определяется произведением количества перевезенных пассажиров (,,и т.д.) на расстояние перевозки:
и измеряется в пассажиро-километрах (пасс·км). Пассажирооборот учитывается по видам сообщений (дальнее следование и пригородное) и подсчитывается обычно за год.
Если известна средняя дальность перевозки 1т груза по сети железных дорог исредняя дальность поездки одного пассажира , то грузооборот и пассажирооборот будут соответственно равны:
,
.
Пользуются также понятием – приведенный грузооборот, который определяется суммированием тонно-километров и пассажиро-километров.
Для оценки уровня загрузки сети объемом транспортной работы используют показатель грузонапряженность железных дорог:
,
где - эксплуатационная длина железнодорожной линии, км.
Кроме рассмотренных показателей при управлении перевозочным процессом пользуются такими показателями, как работа сети и работа дороги, причем каждый из них не связан непосредственно с механической работой, как грузооборот. Работа сети представляет собой суточное количество погруженных вагонов (), включая вагоны принятые в груженом состоянии с иностранных дорог и новостроек, или суточное количество выгруженных вагонов (), включая переданные на иностранные дороги в груженом состоянии:
или
Работа дороги представляет сумму погруженных вагонов и принятых в груженом состоянии () с других дорог за сутки или сумму выгруженных вагонов и сданных в груженом состоянии () на другие дороги:
или
Для отдельных предприятий железнодорожного транспорта устанавливаются показатели объема работы в зависимости от специфики их производственной деятельности. Например для грузовых станций объемным показателем является число погруженных тонн, для сортировочных число отправленных вагонов отдельно с переработкой и без переработки, для пассажирских станций число отправленных пассажирских поездов и число отправленных пассажиров.
- Основы управления перевозочным процессом
- 1. Характеристика и основы управления транспортной системой
- 1.1. Общая характеристика железнодорожного транспорта
- 1.2. Комплекс технических средств
- 1.3. Общие принципы управления железнодорожным транспортом в России
- 2. Основные понятия, определения и показатели работы железных дорог
- 2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе
- 2.2. Показатели объема работы железных дорог
- 2.3. Показатели использования грузовых вагонов
- 2.4. Показатели использования поездных локомотивов
- 3. Основные принципы управления перевозочным процессом и эксплуатационная надежность транспортных систем
- 3.1. Сущность транспортного процесса и эксплуатационной работы
- 3.2. Система обеспечения безопасности движения
- 3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
- 3.4. Основные критерии выбора оптимальных решений в управлении перевозочным процессом
- 4. Влияние неравномерности транспортных процессов на выбор оптимальных решений
- 4.1. Основные математические параметры, характеризующие переменные величины в транспортном процессе
- 4.2. Прогнозирование частоты различных значений переменных величин
- 4.3. Определение расчетных значений переменных величин
- 5. Информационные технологии в управлении перевозками
- 5.1 Понятие информационных технологий
- 5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
- 6. Управление вагонопотоками
- 6.1. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков
- 6.2. План формирования поездов
- 6.3. Основные принципы расчета плана формирования поездов
- 7. График движения поездов
- 7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
- 7.2. Элементы графика движения поездов
- 7.3. Разработка графика движения поездов, его показатели
- 8.Оперативное управление эксплуатационной работой
- 8.1 Сменно – суточное планирование эксплуатационной работы
- 8.2. Текущее планирование эксплуатационной работы
- 8.3. Диспетчерское регулирование перевозочного процесса
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература