7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов - это план всего перевозочного процесса на железных дорогах. Он является основой организации перевозок и объединяет в единое целое работу станций, локомотивных депо, тяговых подстанций, пунктов обслуживания и ремонта вагонов, дистанций пути, сигнализации и связи и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов.
Графиком движения устанавливается время прибытия, отправления или безостановочного проследования поездов по каждому раздельному пункту, время следования каждого поезда по перегонам, продолжительность нахождения локомотивов и бригад на участках и конечных станциях. На основании графика составляют расписание движения поездов.
График движения должен обеспечивать удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов, безопасность движения поездов, экономичность перевозок, соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад, возможность производства работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения, эффективное использование пропускной и провозной способности участков и станций.
График движения поездов представляет собой графическое изображение следования поездов (рис. 7.1). Строится на специальном стандартном бланке – сетке с масштабом времени и расстояний.
В горизонтальном направлении откладывают время суток от 0 до 24 часов, в вертикальном – пройденное расстояние. На сетке вертикальными линиями показывают временные промежутки: каждый час – утолщенные сплошные линии; получасовые деления – штриховые линии; десятиминутные интервалы – сплошные тонкие линии. Над часовыми вертикалями указывают значение времени. Горизонтальными линиями сетки обозначают оси раздельных пунктов.
Движение поезда показывают наклонной линией, которая называется линией хода поезда или ниткой графика. Над ней на крайних перегонах участка указывают номер поезда. Следование поезда на графике условно изображают прямой линией, соединяющей точку отправления с предыдущей станции с точкой прибытия (проследования) на следующую станцию.
Каждый поезд имеет свой номер, который указывает его категорию, вид движения и направление следования. Поездам каждого рода движения (пассажирское и грузовое) присваивают определенную группу номеров, внутри которой установлена дополнительная градация по категориям. Нумерация поездов является единой для всей сети и периодически пересматривается и корректируется. К примеру пассажирские поезда различных категорий, кроме пригородных, нумеруются с 1 … 998, пригородные с 6001 … 6998, грузовые различных категорий с 1001 … 3998, локомотивы с 4001 … 4398, хозяйственные с 5001 … 9098.
- Основы управления перевозочным процессом
- 1. Характеристика и основы управления транспортной системой
- 1.1. Общая характеристика железнодорожного транспорта
- 1.2. Комплекс технических средств
- 1.3. Общие принципы управления железнодорожным транспортом в России
- 2. Основные понятия, определения и показатели работы железных дорог
- 2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе
- 2.2. Показатели объема работы железных дорог
- 2.3. Показатели использования грузовых вагонов
- 2.4. Показатели использования поездных локомотивов
- 3. Основные принципы управления перевозочным процессом и эксплуатационная надежность транспортных систем
- 3.1. Сущность транспортного процесса и эксплуатационной работы
- 3.2. Система обеспечения безопасности движения
- 3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
- 3.4. Основные критерии выбора оптимальных решений в управлении перевозочным процессом
- 4. Влияние неравномерности транспортных процессов на выбор оптимальных решений
- 4.1. Основные математические параметры, характеризующие переменные величины в транспортном процессе
- 4.2. Прогнозирование частоты различных значений переменных величин
- 4.3. Определение расчетных значений переменных величин
- 5. Информационные технологии в управлении перевозками
- 5.1 Понятие информационных технологий
- 5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
- 6. Управление вагонопотоками
- 6.1. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков
- 6.2. План формирования поездов
- 6.3. Основные принципы расчета плана формирования поездов
- 7. График движения поездов
- 7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
- 7.2. Элементы графика движения поездов
- 7.3. Разработка графика движения поездов, его показатели
- 8.Оперативное управление эксплуатационной работой
- 8.1 Сменно – суточное планирование эксплуатационной работы
- 8.2. Текущее планирование эксплуатационной работы
- 8.3. Диспетчерское регулирование перевозочного процесса
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература