logo search
transp geogr_Лекции

4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.

Существенные внутренние территориальные отличия в природных, экономических|, социальных, исторических условиях разных|различных| регионов, своеобразность специализации и структуры их хозяйств, выступают объективной основой|основанием| проявления закономерности территориальной организации общества|, а следовательно|итак|, и вливают на территориальную организацию транспортного комплекса.

По современным экономическим|экономичным| районированиям территория Украины условно разделена на 3 экономические|экономичные| макрорайоны: Восточный, Западный и Южный.

Восточный макрорайон.

Восточный экономический|экономичный| макрорайон расположен преимущественно на Левобережной Украине. Он включает 8 областей, которые|какие| объединены в три экономические района Украины: Северо-Восточный, Донецкий и Приднепровский.

Данный район имеет интенсивные внутренне-| и внешнеэкономические связи, материальной основой|основанием| их является транспортная система, которая достаточно разветвленна и представленна всеми видами с|с| высочайшей плотностью транспортной сети.

Транспортный комплекс Северо-Восточного района отмечается густой сетью железнодорожных, автомобильных и трубопроводных путей. Через|из-за| территорию района проходят международные транзитные магистрали: Москва - Харьков - Ростов-на-Дону,| Москва - Харьков - Симферополь, а также важные пути республиканского значения (Одесса - Харьков, Киев - Харьков и|да| др.).

Основная часть грузов перевозится железнодорожным транспортом|. В целом в районе ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту|. Исключение составляет Харьковская область, где на автомобильные перевозки |перевозку| приходится|приникает| 65 % всех перевозок|перевозки|. Через|из-за| территорию Северо-Восточного района проходят магистральные газопроводы: "Союз|", Уренгой - Помары - Ужгород, Шебелинка - Полтава – Киев и нефтепроводы Мичуринск - Кременчуг, Гнединцы - Кременчуг и др|. Авиационный транспорт представлен во всех областях района.

В большом|великом| объеме в|до| Северо-Восточный район ввозится топливо|, металл, строительные материалы, лес, а вывозится большей частью готовая продукция отделочной промышленности - машины, инструменты, обувь|, одежда, сахар, масло, мыло и тому подобное. Основные экономические связи района построены с соседними - Приднепровским и Донецким, а также действует разная|различная| кооперативная связь с центральными районами Российской Федерации.

Что касается|касательно| Донецко-Приднепровского района, то здесь транспортный комплекс является важной отраслью специализации района. По объемам перевозимых|перевозки| грузов Донецко-Приднепровский район занимает первое место в Украине. Здесь самая плотная сеть путей сообщения|. Наибольшее значение имеет железная дорога, которая перевозит массовые грузы: уголь, руду, металлы, удобрения, зерно, семена подсолнуха и тому подобное.

Автомобильный транспорт играет важную роль во внутренних перевозках малогабаритных грузов. Автодорожная сеть района отличается высокой густотой|. Важнейшие дороги: Донецк - Днепропетровск, Донецк - Харьков, Луганск, - Ростов-на-Дону, Одесса - Мелитополь - Мариуполь - Ростов-на-Дону| и|да| др.

Днепровский водный путь обеспечивает связь между портами соседних регионов.

Важное значение в Донецко-Приднепровском районе имеет трубопроводный транспорт, который|какой| обеспечивает район нефтью, нефтепродуктами|, газом, что поступают из|с| других регионов, преимущественно из-за границы. Из|с| Ставрополя и Шебелинки поступает газ, на котором работает химическая промышленность Донбасса и Приднепровья.

Западный макрорайон.

Западный экономический|экономичный| макрорайон расположен, главным образом|, на Правобережной Украине, включая ее северную и центральную часть. Наибольший из|с| трех макрорайонов, который включает 4| экономических|экономичных| района - Киевский (Столичный), Северо-Западный, Карпатский и Подольский, в состав которых|каких| входят 13 областей.

Развитие интенсивных внешних|наружных| и внутренних экономических связей базируется на разветвленной транспортной системе. В реализации внутренних связей ведущую роль играет автомобильный, а| внешних|наружных| - железнодорожный транспорт. Система путей сообщения здесь достаточно разветвлена.

В транспортном комплексе Киевского района ведущее место занимает железнодорожный. Протяжность железной дороги общего пользования почти 3 тыс. км, значительная часть которой|какой| электрифицирована. Ему принадлежит первое место как в грузо-|, так и в пассажироперевозке. Наибольшими железнодорожными узлами являются Киев, Фастов, Коростень, Житомир, Овруч, Чернигов, Нежин, Прилуки, Щорс, Черкассы и|да| др.

Вторым по значению в Киевском экономическом|экономичном| районе стоит автомобильный транспорт. Общая протяжность автодороги свыше 23| тыс. км, в том числе свыше 20 тыс. км, с твердым покрытием.

Значительную роль в народнохозяйственном комплексе играет речной транспорт (судоходство осуществляется на Днепре, Десне и Припяти).

Постоянно растет|вырастает| роль воздушного транспорта. Наибольшими аэропортами Киевского экономического|экономичного| района являються: киевский (Борисполь и Жуляны), житомирский и черниговский.

Через|из-за| территорию этого района проложенна трасса нефтепроводов "Дружба", Гнединцы - Кременчуг, газопроводов Дашава - Киев - Брянск - Москва, Уренгой - Помары - Ужгород, Шебелинка - Полтава - Киев.

В Киеве и других городах развит городской транспорт, особенно электрический. В столице есть линия скоростного трамвая, работает фуникулер, перестраивается метрополитен.

Южный макрорайон.

Южный макрорайон расположен на юге и юго-западе Украины, преимущественно на территории Причерноморской низменности и Крымского полуострова. В|до| его состав|склад| входят два экономических района|: Причерноморский (Одесская, Николаевская и Херсонская области) и Автономная Республика Крым. Выгодное географическое положение, специфика территориальной организации хозяйства, естественные|природные| условия, способствовали|содействуют| развитию в районе морского, железнодорожного, автомобильного, речного и трубопроводного видов транспорта, хотя густота сухопутных путей здесь низшая|, чем в целом по Украине.

Через|из-за| Причерноморье проходит междунациональная|межнациональная| железнодорожная магистраль,которая соединяет Украину и Россию с Молдавией и республикой Балканского полуострова. Здесь размещены транзитные межгосударственные речные пути по Дунаю, Днепру.

Наибольшее значение, не только региональное, но и общеукраинское|, имеет морской транспорт: Азово-Черноморское и Дунайское пароходства. На морском побережье и на Дунае расположено 12 основных торговый портов, из|с| которых|каких| наибольшие: Ильичевськ, Одесса, Южный, Керчь и Николаев. Большое|великое| значение имеет речной транспорт Днепра, Дуная, Южного Бугу и Днестра.

Густота автомобильных путей Причерноморья низшая от общегосударственного показателя, особенно|в особенности| в северной части, хотя сеть автомобильных путей достаточно разветвлена. Особенную роль во внутрирайонной связи играет автомобильный транспорт. На территории Причерноморья проходят трассы нефтепроводов и газопроводов|. Аэропорты государственного и международного значения расположены в Одессе, Николаеве и Херсоне.

Транспортная система Крыма играет большую|великую| роль в процессе ее экономического и социального развития. Основное значение для межрайонных связей имеет железнодорожный транспорт, однако плотность железных дорог невысокая. Многофункциональным узлом является столица Крыма - г. Симферополь. Здесь скрещиваются автомобильные, железнодорожные|, авиапути.

Основную роль во внутрирайонной связи играет автомобильный транспорт, но, как и в Причерноморье, плотность автодорог здесь более низкая чем в среднем по стране|страна-участнице|. География автодорог много в| чем повторяет схему железнодорожных путей. Определенную роль играет морской транспорт. Наибольшие порты: Севастополь, Феодосия, Керч, Ялта.