7.2. Элементы графика движения поездов
Разработка графика движения поездов базируется на использовании следующих расчетных элементов (нормативов): перегонные времена хода поездов, станционные интервалы, интервалы между поездами в пакете, нормы стоянок поездов на станциях, нормы нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо.
Времена хода поездов по перегонам определяются по данным тяговых расчетов для каждого перегона в четном и нечетном направлениях для каждой категории грузовых и пассажирских поездов и одиночных локомотивов. Время хода рассчитывают отдельно для безостановочного проследования раздельных пунктов и с остановками. В первом случае время хода называют чистым временем хода. Разница между следованием с остановками и без остановок определяет время на разгон и замедление. В последние годы названные элементы рассчитывают на ЭВМ.
Станционные интервалы – это минимальные промежутки времени, обеспечивающие безопасный прием, отправление и проследование поездов на раздельных пунктах. Рассчитывают их для всех раздельных пунктов в сторону каждого из прилегающих к нему перегонов отдельно для пассажирских и грузовых поездов. Станционные интервалы определяются временем, необходимым для операций, совершаемых на станции. Величина интервалов зависит от средств сигнализации и связи на прилегающих перегонах, способа управления стрелками и сигналами, схемы путевого развития станции, профиля подходов к раздельным пунктам, скорости движения и длины поездов. Они представлены в табл. 7.1.
Интервалом скрещения (τс) называется минимальный промежуток времени между прибытием на станцию или пропуском через нее одного поезда до отправления на тот же перегон поезда встречного направления.
Интервал неодновременного прибытия (τн) – минимальный промежуток времени с момента прибытия поезда одного направления до момента прибытия или проследования поезда встречного направления.
Интервал попутного следования (τп) – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт одного поезда и отправлением с предыдущей станции на тот же перегон попутного поезда.
Интервал неодновременного прибытия и попутного отправления (τпо) – минимальный промежуток времени между прибытием одного поезда на раздельный пункт и отправлением с него другого поезда того же направления.
Интервал неодновременного отправления и попутного прибытия (τоп) – минимальный промежуток времени между отправлением одного поезда с раздельного пункта и прибытием на него другого поезда попутного направления.
Интервал прибытия Iпр – минимальное время с момента прибытия (проследования) на раздельный пункт одного поезда до момента прибытия (проследования) на него же другого поезда попутного направления.
Интервал попутного отправления Iот - минимальное время с момента отправления со станции (проследования через нее) одного поезда до момента отправления с нее же другого поезда попутного направления после обгона первым поездом.
Интервалы неодновременного прибытия τнп и скрещения τс используются на однопутных перегонах. Интервал попутного следования τп применяется на участках, не оборудованных автоматической блокировкой. Следующие два интервала рассчитываются, когда в соответствии с ПТЭ запрещено одновременно принимать и отправлять разные поезда попутного направления. Последние два интервала используются при обгонах поездов, движущихся с различными скоростями, как правило, пассажирские обгоняют грузовые. Моментом проследования поездом станции считается момент пересечения серединой поезда оси станции (на крупных станциях – оси парка). Моментом
отправления следует считать момент трогания поезда с места, а моментом прибытия – его остановку.
Одним из элементов графика является интервал между поездами в пакете I. Межпоездным интервалом (интервалом между поездами в пакете) называется минимальное время, через которое следуют попутные поезда в пакете. Пакет – это два и более поезда одного направления, следующих друг за другом с разграничением межпостовыми перегонами, блок-участками или с разграничением времени.
Интервал между поездами в пакете (I) зависит от расчетного расстояния, которым разграничиваются поезда, от скорости следования поездов, а при электротяге – также от мощности устройств электроснабжения. Интервал рассчитывается из условия, чтобы впереди идущий поезд не влиял на следование позади идущего, т.е. обеспечивалось движение на зеленый огонь без снижения скорости.
- Основы управления перевозочным процессом
- 1. Характеристика и основы управления транспортной системой
- 1.1. Общая характеристика железнодорожного транспорта
- 1.2. Комплекс технических средств
- 1.3. Общие принципы управления железнодорожным транспортом в России
- 2. Основные понятия, определения и показатели работы железных дорог
- 2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе
- 2.2. Показатели объема работы железных дорог
- 2.3. Показатели использования грузовых вагонов
- 2.4. Показатели использования поездных локомотивов
- 3. Основные принципы управления перевозочным процессом и эксплуатационная надежность транспортных систем
- 3.1. Сущность транспортного процесса и эксплуатационной работы
- 3.2. Система обеспечения безопасности движения
- 3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
- 3.4. Основные критерии выбора оптимальных решений в управлении перевозочным процессом
- 4. Влияние неравномерности транспортных процессов на выбор оптимальных решений
- 4.1. Основные математические параметры, характеризующие переменные величины в транспортном процессе
- 4.2. Прогнозирование частоты различных значений переменных величин
- 4.3. Определение расчетных значений переменных величин
- 5. Информационные технологии в управлении перевозками
- 5.1 Понятие информационных технологий
- 5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
- 6. Управление вагонопотоками
- 6.1. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков
- 6.2. План формирования поездов
- 6.3. Основные принципы расчета плана формирования поездов
- 7. График движения поездов
- 7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
- 7.2. Элементы графика движения поездов
- 7.3. Разработка графика движения поездов, его показатели
- 8.Оперативное управление эксплуатационной работой
- 8.1 Сменно – суточное планирование эксплуатационной работы
- 8.2. Текущее планирование эксплуатационной работы
- 8.3. Диспетчерское регулирование перевозочного процесса
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература