logo search
transp geogr_Лекции

4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.

Украина имеет мощную транспортную систему, в|до| которую входят железнодорожный|, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубо- проводный| транспорт. Параллельно с этими универсальными видами транспорта| общего пользования|использования| работает|трудится| промышленный транспорт|, что обеспечивает потребность|нужду| в технологических перевозках предприятий|, строительств и организаций. Развиваются также специализированные| виды транспорта, в частности, конвейерный, пневмоконвейерный|, подвесная канатная дорога|путь| и|да| др.

Железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и| развитии народного хозяйства страны|страна-участницы| и ее экономических|экономичных| районов. Он обеспечивает внутреннюю связь в системе материального производства|, а также внешнеэкономическую связь с зарубежными странами|страна-участницей|.

Железнодорожный транспорт получил в Украине высокий уровень развития|. По общей длине колеи|пути| он занимает|уселся| четвертое место в| мире, по грузообороту он выполняет|исполняет| основные объемы перевозок|перевозки| - 40-50 %, а по пассажирообороту является неопровержимым|неоспоримым| лидером - на него приходится| 50-70 % от общего объема перевозок|перевозки|.

Номенклатура грузов, которые перевозятся по железной дороге, насчитывает| несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают

8 групп массовых грузов. К|до| этим грузам относятся: уголь, кокс, черные| металлы, руда, нефтепродукты, лес, минеральные удобрения, строительные| материалы, сельскохозяйственную продукцию и|да| др. К|до| сети железнодорожных| магистральных дорог|пути| присоединяются подъездные железнодорожные пути предприятий, морских, речных и авиационных портов, элеваторов.

Выделяют шесть железнодорожных путей|пути|, которые функционируют на территории| Украины: Юго-Западную, Львовскую, Южную, Донецкую, Приднепровскую и Одесскую. В сети этой дороги|пути| насчитывается 1962| станция. Важнейшая внутренняя магистраль: Донбасс - Кривой Рог, Харьков - Севастополь, Киев - Львов, Львов - Одесса. Соединяет Украину с ближайшими соседями железнодорожная магистраль: Донбасс - Харьков - Курск - Москва, Донбасс - Москва, Львов - Краков, Одесса - Киев - Москва, Чоп - Прага и|да| др.

Морской транспорт.

Очень важное значение морского транспорта Украины определяется большой|великой| протяжностью морского побережья, наличием морских путей, по которым|каких| осуществляются транспортные святи экономических| районов и международных перевозок|перевозки|. Среди универсальных| видов транспорта он выделяется низкой себестоимостью и высокой| производительностью труда. Морской транспорт является главным видом| транспорта, который осуществляет|свершает| перевоз|перевозку| внешнеторговых грузов|. Ему принадлежит третье место по грузообороту, после трубопроводного| и железнодорожного транспорта, однако по количеству отправленных| грузов он занимает незначительное место (около|порядка| 1 %).

На морской транспорт приходится|приникает| 1/4 грузооборота Украины. Этот транспорт концентрируется исключительно на юге страны|страна-участницы|, на побережье| Черного и Азовского морей, в так называемом Азово-Черноморском бассейне, который через|из-за| проливы|проток| Босфор и Дарданелли связан со Средиземноморьем, а следовательно - с мировым океаном.

Организационно морской транспорт нашего государства складывается| из трех пароходств: Черноморского, Азовского и Украинско-Дунайского.

По средним расстояниям грузовых перевозок|перевозки| (около 6000| км) морской транспорт среди других видов транспорта занимает первое| место. Основными грузами в этом виде транспорта являются руды|, уголь, сера, лес, разная|различная| металлопродукция и тому подобное.

Речной транспорт.

Речной транспорт, хотя и не играет определяющую|определительную| роль в объемах| грузовых и пассажирских перевозок|перевозки|, однако превосходит все другие виды транспорта по уровню доходов от своей деятельности, в| основном - за счет заграничных перевозок|перевозки| грузов. География функционирования речного транспорта установилась и|, в основном, ограничивается бассейнами вод Днепра и Дуная, а также | прибрежными|прибережными| водами Черного моря, что позволяет доставлять| грузы и пассажиров в речные и морские порты ряда стран Центральной| и Юго-Восточной Европы. В системе транспортных| коммуникаций речной транспорт больше, чем другие виды подвергается| влиянию естественных|природных| сезонных изменений|смены|, потому|оттого| его деятельность следует детально|подробно| согласовывать с работой автомобильного и железнодорожного| транспорта.

Основными видами грузов, которые |которыекк перевозятся речным транспортом, являются минеральные строительные материалы (80 %), руда (4 %), каменный уголь (2 %).трана-участницы|).

Главной|головной| водной магистралью Украины является Днепр. В связи со строительством водохранилищ и шлюзов на Днепрогессе значительно улучшились условия| для судоходства и стали использоваться большие самоходные| баржы и суда типа "река-море". Большими|великими| речными портами Украины являются Киев, Днепропетровск, Черкассы, Запорожье, Кременчуг, Херсон и др.

Автомобильный транспорт.

В перевозках|перевозке| на небольшое расстояние вне конкуренции находится автомобильный транспорт. Его преимуществом является то, что он почти не зависит от естественных|природных| условий и может доставлять грузы от "двери к|до| двери", он обслуживает промышленные, строительные, сельскохозяйственные|, торговые и коммунально-бытовые предприятия|, а также осуществляет|свершает| широкомасштабную перевозку|перевозку| людей. По густоте автодорог с твердым покрытием Украина занимает перове место среди стран|страна-участницы| СНГ.

Автомобильный транспорт занимает|уселся| значительное место в пассажирских и грузовых перевозках|перевозке|.

Многочисленные|несчетные| автотранспортные предприятия имеют достаточно посную укомплектованную производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов: автовокзалов, автостанции, транспортно-экспедиционных предприятий, терминалов, и тому подобное.

Протяжность автодороги - почти 170 тыс. км (155 тыс. км дорог имеют твердое покрытие), качество их по европейским стандартам - неудовлетворительное. Несовершенный автопарк, отсутствие необходимого сервиса на дороге|пути|, высокая цена на бензин делает автотранспорт одним из|с| самых дорогих видов транспорта.

Кроме перевозки|перевозки| грузов и пассажиров, автомобильный транспорт выполняет|исполняет| много|многие| других функций: обеспечивает работу скорой медицинской помощи, пожарной охраны|охранения|, органов общественного правопорядка|, и тому подобное. Автотранспорт играет выдающуюся роль в обслуживании АПК и доставке грузов и пассажиров в труднодоступные районы|. В перевозках|перевозке| грузов важное значение приобретает специальный автомобильный транспорт, контейнерный, рефрижераторный и другие.

Также пополняется и обновляется подвижной|движущийся| состав|склад|, возрастает парк дизельных автомобилей, а также с газовой установкой. Совершенствуется система междугородных|межгородских| перевозок|перевозки|, развиваются международные перевозки|перевозка|. Основными узлами являются все областные и множество районных центров.

Важнейшими автомагистралями Украины является: Одесса - Киев - Чернигов, Харьков - Донбасс, Днепропетровск - Запорожье, Запорожье - Севастополь, Львов - Киев, Харьков - Киев, Полтава - Кишинев.

Территория Украины, особенно|в особенности| ее западная часть, находится на перекрестке|перекрестии| Юго-Восточной и Северо-Западной Европы, поэтому с последующим развитием рыночных отношений, со становлением многочисленных предпринимательских структур нужно ожидать значительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированных и безопасных относительно|касательно| сохранения|сохранности| груза перевозках|перевозке|.

Трубопроводный транспорт.

К|до| трубопроводному транспорту относят газопроводы, нефтепроводы и трубопроводы разных|различных| химических продуктов. Первые нефтепроводы были построены в середине|средине| ХІХ ст. в Америке. В Украине первые нефтепроводы были построены в 1920-1930 гг. в Прикарпатье, а их диаметр составлял|сдает| 100-200 мм. Сформировался этот вид транспорта на базе украинских месторождений нефти и газа. Особого развития в 70-80-ые годы он получил благодаря сооружению ряда трубопроводов для транспортировки русского|российской| и туркменского углеводородного сырья. Трубопроводный транспорт специализируется на транспортировке сырой нефти и газа и продуктов их переработки.

В настоящее время транспортом нефтепровода поставляется около 94 % нефти, которую потребляет Украина. Он включает 12 основных нефтепроводов длиной 2,6 тыс. км с диаметром труб 720| мм. Через|из-за| территорию Украины проложен европейский нефтепровод "Дружба".

Основные газопроводы Украины берут начало из|с| Шебелинского месторождения и осуществляют|свершают| транспортировку газа в Харьков, Днепропетровск и дальше в Одессу, а также в западную область. Через|из-за| территорию Украины газопроводы тянутся также и в европейские страны|страна-участницу|. Наибольшие газопроводы: Шебелинка - Харьков - Брянск, Шебелинка - Днепропетровск - Кривой рог - Одесса - Кишинев, Шебелинка - Диканька - западные районы Украины.

Воздушный транспорт.

Важную роль в обеспечении пассажирских перевозок|перевозки|, а также перевозок|перевозки| особенно|в особенности| срочных грузов в Украине играет воздушный транспорт. Он находится вне конкуренции среди других видов транспорта относительно|касательно| скорости доставки пассажиров и срочных грузов на большие|великие| расстояния (среднее расстояние доставки одного пассажира воздушным транспортом в 10-15 раз больше от аналогичного показателя у ближайшего конкурента – железнодорожного транспорта - и имеет тенденцию к|до| росту). Однако в транспортном пассажиро-| и грузооборота его часть|частица| меньшая 1 %. На сегодня практически все областные центры и большие|великие| города имеют аэропорты, оборудованные взлетной и посадочной полосой с твердым покрытием, что обеспечивает условия для регулярных полетов|полит| самолетов|самолет-торпедоносца|.

Авиационный транспорт - один из самых молодых видов сообщения|. Его преимуществами является скорость, круглогодичность| функционирования, возможность доставки грузов в труднодоступные районы. Авиатранспортом осуществляется|свершают| подавляющее большинство трансконтинентальних пассажироперевозок| и перевозок|перевозки| товаров с небольшим сроком хранения на значительные расстояния. Недостатки: большая|великая| себестоимость, зависимость от естественных|природных| условий.

Наибольшим из|с| 36 аэропортов Украины является "Борисполь" и "Киев", в Одессе - "Центральный" и "Залог", в Симферополе - "Симферопольский" и "Заводской". Воздушными воротами Украины, кроме ее| столицы, является Бориспольский аэропорт. Международные воздушные линии соединяют Украину со странами|страна-участницей| Европы, Америки, Азии и Африки.

Воздушный транспорт Украины объединен в "Авиалинии Украины", к которым|каких| принадлежат почти 30 авиаотрядов, 100 аэродромов, а также предприятия по|с| ремонту авиатехники, частная|приватная| авиалиния.

Киевская область занимает первое место за перевозке|перевозкой| пассажиров и грузов воздушным транспортом. Дальше идут|уходят| Харьковская, Днепропетровская и Донецкая области.

Городской пассажирский транспорт.

Основное назначение городского пассажирского транспорта - перевозки пассажиров. Процессы урбанизации в Украине, скорые темпы роста населения, особенно|в особенности| в больших|великих| городах, нуждаются в постоянном развитии городского транспорта. От эффективности его работы в значительной мере|в значительной степени| зависят ритмичность функционирования всего хозяйственного комплекса страны|страна-участницы|, согласованность и взаимодействие магистральных транспортных линий. Рост масштабов перевозок, энергетический кризис, экологическая|экологичная| проблема приводит к|до| постоянной структурной перестройке городского транспорта.

К|до| основным видам городского пассажирского транспорта принадлежат трамвайное, троллейбусное, автобусное соединение и метро.

Одним из наиболее массовых видов внутригородского транспорта троллейбусный. Эксплуатационная длина колеи|пути| единичной троллейбусной линии превысила 4 тыс. км. Троллейбусы перевозять за год приблизительно|примерно| 3 млрд. пассажиров.

Большинство городов Украины имеет автобусное соединение.По всем показателям этот вид городского транспорта превышает все другие виды. Одним из|с| основных недостатков автобусного соединения, особенно в больших|великих| городах, есть то, что автобусы очень загрязняют окружающую среду|. Однако за последние 10 лет перевозки|перевозки| этим транспортом увеличились на 40 %. В 164 городских поселениях Украины работают легковые такси общего пользования|использования|.