6.1.Общие положения.
Автомобильный транспорт в Украине приобретает все большее значение. Особенно|в особенности| он удобен при перевозке|перевозке| грузов на короткие расстояния, при| доставке их к|до| железнодорожной станции, пристаням и портам, в обслуживании местного и сельскохозяйственного грузооборота. По объему грузооборота автотранспорт не уступает|поступается| железнодорожному и морскому.
Украина соединена автомобильными путями с Центральным, Северо-Кавказским и Поволжским экономическими|экономичными| районами России, с Молдавией и Белоруссией.
Важнейшие автомагистрали: Киев-Брест, Москва-Харьков, Днепропетровск-Запорожье-Симферополь, Днепропетровск-Никополь, Львов-Киев, Харков-Ростов-на-Дону|.
Грузами, которые|какие| перевозят автотранспортом, в основном являются продукция сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, строительные материалы|. В районах Донбасса и Приднепровья большое|великое| значение имеет также транспортировка продукции угольной промышленности.
Основная сфера использования|употребления| автотранспорта — перевозки внутри предприятия (технологические), в пределах города, между населенными пунктами области. Частично|отчасти| автотранспорт используется в межреспубликанских и международных перевозках|перевозке|.
Автомобильно-транспортный комплекс нуждается в значительном обновлении, развитии, оптимизации структуры парка по грузоподъемности, типам кузова и двигателя.
Так, в Украине очень низкая часть|частица| (18%) автомобилей грузоподъемностью до двух тонн.
Тенденция развития частного|приватного| предпринимательства и фермерства предусматривает потребность в разных|различных| малотоннажных автомобилях грузоподъемностью 0,6—2,0 т с разнообразным|многообразным| оборудованием, их часть|частица| должна составлять 60—70% общего количества.
Неудовлетворительная структура парка и по типам двигателей. В развитых странах|страна-участнице| почти все автобусы и автомобили грузоподъемностью свыше 2т-| дизельные, тогда как в Украине часть|частица| дизельных автобусов составляет 12%|, автомобилей-22%. В ближайшее время необходимо увеличить долю автобусов| большой|великой| и особенно|в особенности| большой|великой| вместимости|вместительности|.
Необходимо организовать отечественное автомобилестроение для обеспечения потребности|нужды| Украины в автомобилях на 65-70% (в настоящее время|нынче| 10-15%).
Необходимо совершенствовать систему технического обслуживания и ремонта автомобилей за счет развития сети сервисного обслуживания, создания современных средств диагностики технического состояния|стана|, модернизации авторемонтных заводов.
Нормативное функционирование автомобильного транспорта возможно лишь при условии соответствующего развития сети автодорог. Чтобы достичь обеспечения автодорогой европейского уровня, необходимо построить почти 200 тыс. км путей, в том числе 60% в сельской местности. Мировой опыт свидетельствует, что именно во время экономических|экономичных| кризисов строительство автодорог приобретало приоритетное значение благодаря возможности создания новых рабочих мест и высокой эффективности труда капиталовложений.
Необходимо также построить скоростные автомагистрали, которые соединят Западную Европу со странами|страна-участницей| СНГ.
Инвестирование в строительство автомобильных магистралей происходит в| направлениях: с|с| Юга на Север на линии Черновцы-Хмельницкий-Шепетовка для связи Украины с Молдовой, Беларусью и странами|страна-участницей| Балтии, а также на линии| Черкассы-Сумы для связей с Россией.
Нуждаются в реконструкции гостиницы и мотели,|отель| пункты автосервиса для грузовых и легковых автомобилей иностранного производства, автомобильные дороги Львов-Ровно-Житомир-Киев-Полтава-Харьков-Луганск и Чоп-Ивано-Франковск-Тернополь-Хмельницкий-Винница-Кировоград-Кривой Рог-Днепропетровск-Запорожье-Донецк.Этими дорогами ежегодно|каждый год| через|из-за| территорию Украины транзитом перевозится 70—80 тыс. т разнообразных грузов из|с| стран|страна-участницы| Западной Европы в Россию, Казахстан, Таджикистан, Турцию и другие страны|страна-участница|. По расчетам для реорганизации этих двух автомагистралей необходимо реконструировать и построить 355 объектов.
В сельской местности преобладают автодороги местного и внутрихозяйственного подчинения. Здесь почти 30% автодорог не имеют твердого покрытия и при неблагоприятных погодных условиях становятся|стают| слабопроходимыми|. Вследствие этого хозяйственный комплекс Украины, в частности отрасль АПК, несет большие|великие| материальные убытки.
Чтобы обеспечить Украину автодорогами на уровне европейских стран, необходимо построить и модернизировать почти 200 тыс. км дорог|пути|, в том числе| 60% в сельской местности. Межгосударственные связи нуждается в строительстве автомагистралей мирового уровня|равная| с бетонным или асфальтобетонным покрытием и многополосным движением.
Значительный потенциал грузового парка Украины (70%) сосредоточен в| хозяйствах и автопредприятиях (АТП) агропрома и корпорации «Укравтотранс», остальные — на предприятиях разных|различных| ведомств.
В результате|вследствие| преимущественно равнинного характера рельефа Украины автомобильный транспорт развивался более-менее равномерно по всей ее территории|, правда, несколько более плотная сеть автодорог на западе страны|страна-участница|. Общая длина автомобильных дорог|пути| составляет 172,3 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 163,3 тыс. км, или 94,8%.
Важнейшими автомобильными дорогами|путем| (автомагистралями) является: Киев-Житомир-Ровне-Львов, Киев-Полтава-Харьков-Дебальцево, Киев-Умань-Одесса, Киев-Глухов, Львов-Мукачево, Харков-Новомосковск-Запорожье-Симферополь. Наибольшими|великими| узлами автомобильных дорог|пути| является Киев, Львов, Харков,Хмельницкий и|да| др.
Перевозка|перевозка| пассажиров осуществляется преимущественно в междугородном|межгородском| и пригородном| собщениях. В перевозках|перевозке| грузов важное значение в| последние годы приобретает специализированный автомобильный транспорт (контейнерний|, рефрижераторный и|да| др.).
В перспективе автомобильный транспорт Украины все более тесно будет интегрироваться| в высокоразвитую европейскую автомобильную коммуникационную| систему. Это предусматривает строительство в стране|страна-участнице| первоклассных автострад|, в частности трансъевропейской широтной «Киев-Мадрид».
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.