8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
Трубопроводный транспорт является самым экономичным|экономичным| средством транспортировки жидкого топлива, горючего и технологического газа, различных|различных| химических продуктов. Это относительно новый вид транспорта. В Украине он возник в 20-ые годы в Прикарпатье, где впервые был построен газопровод Дашава -Стрый - Дрогобыч (в 1924 г.).
В Украине действуют нефтепроводы Долина (Ивано-Франковская обл.) - Дрогобыч (Львовская обл.), Бытков-Надворная (Ивано-Франковская обл.), Качаловка-Ахтырка (Сумская обл.), Гнединцы- Прилуки| (Черниговская обл.) -Кременчуг (Полтавская обл.) - Херсон|, Кременчуг-Черкассы, Самара-Лисичанск-Кременчуг-Херсон|, который|какой| подведен к Одессе. Через него поступает в Украину сибирская нефть. На|из-за| территории западных областей (Волынской, Львовской, Закарпатской) в 1963 г. проложен европейский нефтепровод «Дружба». В 1975 г. вступил в строй нефтепродуктопровод Кременчуг-Лубны-Киев.
Нефтепроводным транспортом в настоящее время|нынче| транспортируется 93,6% всей нефти, которую потребляет Украина. Украина имеет 12 основных нефтепроводов длиной 2,6 тыс. км. Диаметр труб — 720 мм. Система нефтепроводов обеспечивала доставку нефти в основном из|с| России. Однако в связи с резким уменьшением|сбавкой| добычи нефти в России возникла потребность|нужда| закупки на мировом рынке.
Разрабатывается несколько вариантов транспортировки нефти. Самый оптимальный -в порт Одессы и Южного танкерным флотом со|с| стран Ближнего Востока и южного Средиземноморья, разгрузка ее в Одессе и перекачка|перекачивание| нефтепроводами на нефтеперерабатывающие заводы Херсона, Кременчуга и Лисичанска. Частично|отчасти| нефть будет перерабатываться|перерабатывать| на Одесском нефтеперерабатывающем заводе, который нуждается в реконструкции. Эта схема обеспечивает экономическую|экономичную| независимость Украины благодаря возможности закупки нефти у нескольких государств и транспортировка ее непосредственно в Украину без транзита через|из-за| другие страны|страна-участницу|.
Сеть нефтепроводов способна обеспечить обратную поставку нефти из|с| Одессы. Однако необходимо строительство второй нити|нитки| нефтепровода, усиление ряда нефтепроводов для пропускания большего|великого| объема нефти: Одесса-Снигиревка (от 19 до 45 млн. т); Снигиревка-Кременчуг| (от 26 до 37 млн. т), а также переоборудование насосных станций для реверса нефти.
Одновременно возникает потребность|нужда| в создании государственного запаса|припаса| нефти около 15 млн. т. В Украине есть геологические формации, благоприятные для создания подземных хранилищ такого объема (Днепропетровско-Донецкая впадина|, Украинский кристаллический щит).
В перспективе важное значение для обеспечения Украины нефтью будут иметь поставки из|с| стран Ближнего и Среднего Востока. Нефть будет поставляться танкерами к|до| Одесскому порту, где через|из-за| нефтетерминал будет попадать на Одесский нефтеперерабатывающий завод и через|из-за| систему нефтепроводов- на Херсонский, Кременчугский и Лисичанский нефтеперерабатывающие заводы. Строительство нефтепровода из Одессы до нефтепровода «Дружба» оказывало бы содействие | поставкам нефти из|с| этих регионов и Азербайджана в страны|страна-участницу| Центральной и Западной Европы с предоставлением Украиной транспортных услуг.
Для более эффективного функционирования отрасли нужно будет модернизировать нефтепровод от Одессы к Херсону и Кременчугу, который даст возможность увеличить объемы транспортировки, обеспечить реверс нефти.
Газопроводный транспорт. Наибольшие газопроводы Шебелинка - Харьков, Шебелинка - Брянск|, Шебелинка – Днепропетровск - Кривой Рог-Одесса-Кишинев, Шебелинка - Диканька - западные районы Украины. С Прикарпатья идут газопроводы на Чехию, Словакию и Польшу. Через крайнюю восточную часть Украины проходят трассы газопроводов Северный Кавказ - Москва, северо-кавказский газ потребляют также в|у,біля| Донбассе.
Газопроводный транспорт Украины прежде обеспечивал доставку газа из России (79%), Туркменистана (5%) и 16% за счет его добычи в Украине|. Теперь сетью газоснабжения охвачено 45% городских и 8% сельских населенных пунктов Украины, чего явно недостаточно|.
Основными задачами|задачей| действующей системы газопроводов, длина которых составляет 33 тыс. км, остается поддерживать их в работоспособном|трудоспособном| состоянии|стане|.
- Тема 1.
- 1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.
- 1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.
- 1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.
- Тема 2. Транспорт и социально-экономическое развитие общества.
- 2.1.Транспортный комплекс мира.
- 2.2.Роль транспорта в национальной экономике.
- 2.3.Этапы развития мировой транспортной системы.
- 2.4.Основные понятия транспортной инфраструктуры государства.
- 2.5.Территориальная организация транспортной системы.
- Тема 3. Экономическое районирование Украины.
- 3.1.Восточный макрорайон.
- 3.1.1.Донецкий промышленный район.
- 3.1.2.Приднепровский промышленный район.
- 3.1.3.Харьковский ( Северо-Восточный ) промышленный район.
- 3.2.Западный макрорайон.
- 3.2.1. Киевский промышленный район.
- 3.2.2.Львовско-Карпатский промышленный район.
- 3.2.4. Северо-западный (Волынский) промышленный
- 3.3.Южный макрорайон.
- 3.4.Экономические и природные факторы размещения и территориальной организации промышленных комплексов.
- Тема 4. Транспортная система Украины.
- 4.1. Общая экономико-географическая характеристика транспортной системы Украины.
- 4.2. Особенности транспортних систем экономических районов Украины.
- 4.3.Развитие и роль транспортного комплекса в отраслях экономики Украины.
- Тема 5. Железнодорожный транспорт Украины.
- 5.1. Настоящее состояние железнодорожного транспорта.
- 5.2.Железные дороги Украины.
- 5.3. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
- 5.4. Габариты на железнодорожном транспорте.
- 5.5. Путевое хозяйство железных дорог.
- 5.6. Подвижной состав и его содержание.
- Тема 6. Автомобильный транспорт.
- 6.1.Общие положения.
- 6.2. Размещение автотранспортного комплекса по регионам.
- 6.3.Классификация автомобильного транспорта.
- 6.4. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- Тема 7. Водный транспорт.
- 7.1.Речной транспорт.
- 7.2. Речные порты.
- 7.3. Морской транспорт.
- 7.4. Морские перевозки.
- 7.5. Порты Украины.
- 7.6. Сосотояние морских портов.
- 7.7. Основные направления развития портов.
- Тема 8. Промышленный транспорт. Трубопроводный транспорт. Авиационный транспорт. Городской пассажирский транспорт.
- 8.1. Роль, значение и развитие промышленного транспорта.
- 8.2. Межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
- 8.3. Трубопроводный транспорт Украины.
- 8.4. Развитие сети трубопроводов.
- 8.5. Особенности трубопроводного транспорта.
- 8.6. Состояние и перспективы развития трубопроводного транспорта.
- 8.7. Инфраструктура воздушного транспорта в Украине.
- 8.8. Технико-эксплуатационные свойства воздушного транспорта.
- 8.9. Аэропорты Украины.
- 8.10. Особенности городского транспорта в единой городской системе.
- 8.11. Метрополитен.
- Тема 9. Управление транспортом в Украине.
- 9.1.Общее управление.
- 9.2. Управление железнодорожным транспортом.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- 9.4. Управление водным транспортом.
- 9.5. Управление авиационным транспортом.
- 9.6. Управление городским транспортом.
- 9.7. Управление трубопроводным транспортом.
- Тема 10. Функционирование национальной сети международных транспортных коридоров.
- 10.1. Интеграция Украины в транспортные структуры Европы.
- 10.2. Роль и место Украины в реализации транспортной политики Европейского Союза.