2.4. Показатели использования поездных локомотивов
О качестве использования поездных локомотивов можно судить по величинам: их среднесуточного пробега, средней массы поезда, времени, необходимого для перемещения пары поездов на заданном участке железнодорожной линии, объема перевозочной работы, приходящегося на один локомотив. Рассмотрим порядок определения этих показателей.
Средняя масса поезда определяется делением суммарных тонно-километров брутто всех поездов () за определенный период на суммарные поездо-километры за тот же период ():
т.
Среднесуточный пробег локомотива представляет расстояние, проходимое одним локомотивом за сутки.км,
где - пробег за сутки всех локомотивов, локомотиво-км;
- рабочий парк локомотивов, занятых на всех видах поездной работы, в том числе локомотивы резервного пробега, когда они следуют без вагонов, занятые в подталкивании поездов и др.
Полный оборот локомотива – это время, затрачиваемое локомотивом на обслуживание одной пары поездов на тяговом плече (). Оно включает:
1. время нахождения локомотива в движении на тяговом плече длиной в обоих направлениях, равное, ч;
2. время нахождения на участковых станциях и станциях смены бригад ,
где - количество таких стоянок на тяговом плече в обоих направлениях;
- среднее время нахождения на участковой станции или станции смены бригад, ч;
3. время нахождения на станции основного депо, , ч;
4. время нахождения локомотива на станции оборотного депо, , ч.
Итак
.
Время от момента выхода локомотива на контрольный пост станции основного депо и до момента проследования этого же поста по возвращении называется эксплуатационным оборотом локомотива:
,
где - время нахождения локомотива непосредственно в основном депо, ч. На основании значения полного оборота локомотива может быть определен потребный рабочий парк локомотивов ():
,
где - размеры движения на тяговом участке в парах поездов;
- оперативный резерв локомотивов, связанный с неравномерностью движения.
Величину называюткоэффициентом потребности локомотивов на пару поездов.
Обобщающим качественным показателем использования локомотива, отражающим использование бюджета времени его работы, массы и скорости поезда является производительность локомотива (). Она представляет собой количество тонно-километров брутто, приходящееся на один локомотив за сутки.
,
где ,- количество поездов соответственно в нечетном и четном направлениях;
, - средняя масса поездов соответственно в четном и нечетном направлениях, т брутто.
Производительность локомотива может быть также определена на основе средней массы поездов в обоих направлениях () и среднесуточного пробега локомотива с учетом его линейного вспомогательного пробега:
.
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов характеризует отношение пробега локомотивов в одиночном следовании (резервом) или второй тягой к пробегу во главе поездов:
.
- Основы управления перевозочным процессом
- 1. Характеристика и основы управления транспортной системой
- 1.1. Общая характеристика железнодорожного транспорта
- 1.2. Комплекс технических средств
- 1.3. Общие принципы управления железнодорожным транспортом в России
- 2. Основные понятия, определения и показатели работы железных дорог
- 2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе
- 2.2. Показатели объема работы железных дорог
- 2.3. Показатели использования грузовых вагонов
- 2.4. Показатели использования поездных локомотивов
- 3. Основные принципы управления перевозочным процессом и эксплуатационная надежность транспортных систем
- 3.1. Сущность транспортного процесса и эксплуатационной работы
- 3.2. Система обеспечения безопасности движения
- 3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
- 3.4. Основные критерии выбора оптимальных решений в управлении перевозочным процессом
- 4. Влияние неравномерности транспортных процессов на выбор оптимальных решений
- 4.1. Основные математические параметры, характеризующие переменные величины в транспортном процессе
- 4.2. Прогнозирование частоты различных значений переменных величин
- 4.3. Определение расчетных значений переменных величин
- 5. Информационные технологии в управлении перевозками
- 5.1 Понятие информационных технологий
- 5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
- 6. Управление вагонопотоками
- 6.1. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков
- 6.2. План формирования поездов
- 6.3. Основные принципы расчета плана формирования поездов
- 7. График движения поездов
- 7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
- 7.2. Элементы графика движения поездов
- 7.3. Разработка графика движения поездов, его показатели
- 8.Оперативное управление эксплуатационной работой
- 8.1 Сменно – суточное планирование эксплуатационной работы
- 8.2. Текущее планирование эксплуатационной работы
- 8.3. Диспетчерское регулирование перевозочного процесса
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература