3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
Понятие о надежности технического средства подразумевает вероятность его безотказной работы в течение заданного периода времени, например срока службы. Под отказом здесь понимается выход из строя технического средства из-за поломки или по иным причинам.
В организации движения поездов используется термин эксплуатационная надежность. Под ней понимается вероятность, например, безотказного приема станцией поездов, а если рассматривается система отправления, то вероятность безотказного отправления поездов согласно разработанному плану. При приеме поездов станцией отказом считается задержка поезда у входного сигнала или его задержка на другой позади лежащей станции по маршруту следования.
Могут быть различные причины задержки поездов, т.е. различные виды отказов.
1. Отказы технических средств: неисправность автоблокировки, входного сигнала, входящей в маршрут стрелки, обрыв автосцепки, обрушение опоры контактной сети, появление неисправности в поездном локомотиве и т.д.
2. Отказы в системе работы людей, например, сердечный приступ у машиниста поездного локомотива, появление на работе лица, связанного с движением поездов, в нетрезвом состоянии, эпидемия гриппа и другие.
3. Технологические отказы, например невозможность одновременного приема поездов с двух подходов, примыкающих к одной горловине, если маршруты приема обоих поездов включают хотя бы один общий стрелочный перевод (рис. 3.1).
Рис. 3.1 Пример технологического отказа из-за невозможности одновременного приема поездов из И и Р при занятости 1-го и 2-го путей
Так в случае, показанном на рис 3.1, при занятости 1 и 2 путей одновременный прием поездов из И и Р невозможен; один из поездов должен быть задержан у входного сигнала.
4. Отказы, вызванные случаями превышения в какие-то отрезки времени пропускной способности элемента транспортной системы фактическими размерами движения.
Эксплуатационная надежность элемента транспортной системы может быть определена делением числа поездов, принятых (отправленных) без задержек, к общему числу принятых (отправленных) поездов ():
,
где - число задержанных поездов.
. В современных условиях эксплуатационная надежность элементов транспортной системы, осуществляющих прием и отправление поездов, может считаться удовлетворительной, если она находится на уровне 0,95–0,98. Для элементов, обслуживающих погрузочно-выгрузочные и иные начальные и конечные операции, этот уровень может быть снижен до 0,8÷0,9.
- Основы управления перевозочным процессом
- 1. Характеристика и основы управления транспортной системой
- 1.1. Общая характеристика железнодорожного транспорта
- 1.2. Комплекс технических средств
- 1.3. Общие принципы управления железнодорожным транспортом в России
- 2. Основные понятия, определения и показатели работы железных дорог
- 2.1. Основные понятия и объекты управления в эксплуатационной работе
- 2.2. Показатели объема работы железных дорог
- 2.3. Показатели использования грузовых вагонов
- 2.4. Показатели использования поездных локомотивов
- 3. Основные принципы управления перевозочным процессом и эксплуатационная надежность транспортных систем
- 3.1. Сущность транспортного процесса и эксплуатационной работы
- 3.2. Система обеспечения безопасности движения
- 3.3. Понятие об эксплуатационной надежности функционирования транспортных систем
- 3.4. Основные критерии выбора оптимальных решений в управлении перевозочным процессом
- 4. Влияние неравномерности транспортных процессов на выбор оптимальных решений
- 4.1. Основные математические параметры, характеризующие переменные величины в транспортном процессе
- 4.2. Прогнозирование частоты различных значений переменных величин
- 4.3. Определение расчетных значений переменных величин
- 5. Информационные технологии в управлении перевозками
- 5.1 Понятие информационных технологий
- 5.2.Современные информационно – управляющие системы Автоматизированная система организации и управления перевозками (асоуп).
- 6. Управление вагонопотоками
- 6.1. Вагонопотоки. Основные задачи системы организации вагонопотоков
- 6.2. План формирования поездов
- 6.3. Основные принципы расчета плана формирования поездов
- 7. График движения поездов
- 7.1. Назначение, предъявляемые требования и классификация графиков движения поездов
- 7.2. Элементы графика движения поездов
- 7.3. Разработка графика движения поездов, его показатели
- 8.Оперативное управление эксплуатационной работой
- 8.1 Сменно – суточное планирование эксплуатационной работы
- 8.2. Текущее планирование эксплуатационной работы
- 8.3. Диспетчерское регулирование перевозочного процесса
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература