Ограничения маневренности
Маневренность вертолетов ограничивают угловой скоростью разворотов на висении и максимально допустимыми кренами на разворотах и виражах.
На вертолете Ми-2 запрещается выполнять виражи и развороты с кренами более:
30° на скоростях полета по прибору 60...180 км/ч;
20° на скоростях полета по прибору 180...210 км/ч;
20° на авиационно-химических работах на скоростях полета по прибору 60... 140 км/ч;
20° при полетах с грузом на внешней подвеске;
10° на скоростях полета по прибору менее 60 км/ч.
Развороты на висении на вертолете Ми-2 должны выполняться с угловой скоростью не более 20°/с, т. е. разворот на 360° должен выполняться не менее чем за 18 с. Вращение при разворотах прекращать плавно, не менее чем за 3 с.
На вертолете Ми-8 развороты и виражи выполнять с кренами не более:
30° на высотах до 2000 м при полетной массе более 11 000 кг;
30° на всех высотах при полетной массе менее 11 000 кг;
20° на высотах более 2000 м при полетной массе боле 11 000 кг;
15° при полетах с включенным автопилотом и по приборам
15° при полетах с грузом на внешней подвеске;
20° на режиме самовращения НВ.
Развороты на висении у земли выполнять с угловой скоростью не более 12°/с, т.е. разворот на 360° выполнять не мене чем за 30 с. Перекладка педалей с упора на упор должна производиться не быстрее чем за 3 с.
По сравнению с НВ рулевой винт работает в еще более тяжелых условиях, так как частота его вращения в 5...6 раз больше чем НВ, хотя окружные скорости вращения примерно равны . При этом РВ работает в более широком диапазоне углов установки и углов атаки лопастей, подвержен значительным по величине кориолисовым силам от махового движения и при разворотах вертолета.
Поэтому, чтобы снизить нагрузки на РВ, хвостовую балку и трансмиссию, вводят ограничения по угловой скорости разворота на висении и по темпу перекладки педалей. Превышение этих ограничений является основной причиной повреждения конструкции лопастей и втулки РВ, а также хвостовой балки и трансмиссии. При этом с ростом температуры наружного воздуха нагрузки еще более возрастают. Например, летом при температуре воздуха 30 °С динамические нагрузки на лопасть РВ на одном и том же режиме полета вертолета могут быть в 1,2...1,5 раза больше, чем зимой при температуре воздуха минус 30 °С. Чтобы снизить усилия в забустерной части систем управления вертолетом и на НВ, при выполнении развороте и виражей вводятся ограничения максимального крена. При выполнении установившегося разворота или виража должно соблюдаться равенство: y=G. При этом, чем больше крен γ, тем большей должна быть полная аэродинамическая сила R, чтобы ее вертикальная составляющая оставалась равной массе вертолета.
Отношение силы R к массе вертолета называют нормальной перегрузкой
Из рис. 4.9 и соотношения можно легко вывести, что
Другими словами, нормальная перегрузка — это безразмерная величина, характеризующая, во сколько раз полная аэродинамическая сила НВ больше массы вертолета. При небольших кренах перегрузки незначительны, однако при увеличении крена более 30° начинают резко возрастать, что, соответственно приводит к возрастанию нагрузок на конструкцию вертолета (табл. 5).
Таблица 5
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основы аэродинамики.
- Аэродинамические силы и их коэффициенты.
- Подъемная сила y и лобовое сопротивление X.
- Механические свойства воздуха.
- Общие сведения о равновесии, устойчивости и управляемости.
- Связанная система координат.
- Средняя аэродинамическая хорда. Центровка.
- Влияние отказа двигателя на характеристики горизонтального полета.
- Профиль полета на дальность (по расчету) при отказе одного двигателя через 45 мин после самолета с двумя двигателями.
- Пути улучшения взлетных характеристик.
- Щиток Крюгера на самолетах Боинг
- Щиток Крюгера, установленный на передней кромке крыла серийного самолета а-300в между фюзеляжем мотогондолой
- Двухщелевой выдвижной закрылок
- Крыло с трехзвенным закрылком и предкрылком
- Аэродинамическое качество самолета.
- Взлет и посадка самолета.
- Взлет самолета
- Посадка самолета
- Горизонтальный полет.
- Силы, действующие на самолет в горизонтальном установившемся полете.
- Лобовое сопротивление и тяга двигателя в горизонтальном полете
- Потребная и располагаемая мощности в горизонтальном полете самолета с твд
- Наклонный полет.
- Дальность полета.
- Особенности полета самолета при обледенении.
- Влияние сдвига ветра на полет.
- Влияние положительного сдвига ветра на самолет
- Поведение самолета в спутной зоне.
- Ограничения высоты полета
- Взлет и посадка вертолета.
- Краткие сведения о динамике полета вертолета.
- Режим осевого обтекания
- Обеспечение безопасности руления
- Ограничения по центровке
- Понятие об устойчивости и управляемости вертолета.
- Обеспечение безопасности при выполнении взлета
- Ограничения поступательной скорости полета
- Диапазон разрешенных скоростей вертолета Ми-2
- Диапазон разрешенных скоростей вертолета Ми-8
- Ограничения по ветру
- Максимально допустимая скорость ветра для вертолета Ми-2
- Максимально допустимая скорость ветра для вертолета Ми-8
- Ограничения по Тнв при полетах в условиях обледенения
- Ограничения по температуре наружного воздуха
- Ограничения вертолетов и безопасность полетов
- Ограничения маневренности
- Зависимость нормальной перегрузки от крена при выполнении установившегося виража (разворота)
- Полеты и перемещения у земли