Связанная система координат.
Момент, стремящийся повернуть самолет относительно продольной оси ОХ (накренить самолет), называется моментом крена (Мх).
Момент, стремящийся повернуть самолет вокруг вертикальной оси ОY, называется моментом рыскания (Му).
Момент, стремящийся повернуть самолет вокруг поперечной оси ОZ, называется продольным, или моментом тангажа.
Продольный момент (Мz), увеличивающий угол тангажа, называется кабрирующим, а противоположного направления - пикирующим.
Положительными моментами будут: Мz - кабрирующий, Mx - кренящий самолет на правое крыло; Мy - разворачивающий самолет влево. Положительное направление осей ОХ, ОY, ОZ и моментов Мx , Мy , Мz показано на рисунке стрелками.
Характер движения самолета в пространстве определяется величиной и местом приложения внешних сил. Для осуществления равномерного и прямолинейного движения необходимо, чтобы сумма сил, действующих на самолет, и их моментов равнялась нулю. В этом случае самолет находится в состоянии динамического равновесия (режим горизонтального полета, снижения и набора высоты). Кроме понятия равновесия, употребляется более узкое понятие - балансировка самолета.
Устойчивость самолета - способность самолета самостоятельно сохранять и восстанавливать заданное равновесие. Устойчивость различают статическую и динамическую.
Способность самолета создавать восстанавливающие моменты называется статической устойчивостью. Самолет статически устойчив, если после нарушения равновесия в новом положении возникли такие силы и моменты, которые стремятся его вернуть в прежнее состояние равновесия. Статическая устойчивость является необходимым условием обеспечения динамической устойчивости самолета в полете, но не достаточным.
Динамически устойчивым самолет будет тогда, когда наряду с восстанавливающими моментами он будет создавать, прежде всего, демпфирующие моменты. Эти моменты возникают в результате вращения самолета вокруг центра тяжести.
Управляемость самолета - способность самолета изменять свое положение в пространстве при отклонении аэродинамических рулей (руля высоты и руля направления или элеронов).
Между равновесием, устойчивостью и управляемостью существует определенная взаимосвязь. Устойчивым и управляемым самолет может быть только при возможности обеспечить его балансировку или равновесие. Точно так же самолет будет нормально управляем только при наличии достаточной устойчивости, а рули управления самолетом одновременно должны являться и органами его уравновешивания.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Основы аэродинамики.
- Аэродинамические силы и их коэффициенты.
- Подъемная сила y и лобовое сопротивление X.
- Механические свойства воздуха.
- Общие сведения о равновесии, устойчивости и управляемости.
- Связанная система координат.
- Средняя аэродинамическая хорда. Центровка.
- Влияние отказа двигателя на характеристики горизонтального полета.
- Профиль полета на дальность (по расчету) при отказе одного двигателя через 45 мин после самолета с двумя двигателями.
- Пути улучшения взлетных характеристик.
- Щиток Крюгера на самолетах Боинг
- Щиток Крюгера, установленный на передней кромке крыла серийного самолета а-300в между фюзеляжем мотогондолой
- Двухщелевой выдвижной закрылок
- Крыло с трехзвенным закрылком и предкрылком
- Аэродинамическое качество самолета.
- Взлет и посадка самолета.
- Взлет самолета
- Посадка самолета
- Горизонтальный полет.
- Силы, действующие на самолет в горизонтальном установившемся полете.
- Лобовое сопротивление и тяга двигателя в горизонтальном полете
- Потребная и располагаемая мощности в горизонтальном полете самолета с твд
- Наклонный полет.
- Дальность полета.
- Особенности полета самолета при обледенении.
- Влияние сдвига ветра на полет.
- Влияние положительного сдвига ветра на самолет
- Поведение самолета в спутной зоне.
- Ограничения высоты полета
- Взлет и посадка вертолета.
- Краткие сведения о динамике полета вертолета.
- Режим осевого обтекания
- Обеспечение безопасности руления
- Ограничения по центровке
- Понятие об устойчивости и управляемости вертолета.
- Обеспечение безопасности при выполнении взлета
- Ограничения поступательной скорости полета
- Диапазон разрешенных скоростей вертолета Ми-2
- Диапазон разрешенных скоростей вертолета Ми-8
- Ограничения по ветру
- Максимально допустимая скорость ветра для вертолета Ми-2
- Максимально допустимая скорость ветра для вертолета Ми-8
- Ограничения по Тнв при полетах в условиях обледенения
- Ограничения по температуре наружного воздуха
- Ограничения вертолетов и безопасность полетов
- Ограничения маневренности
- Зависимость нормальной перегрузки от крена при выполнении установившегося виража (разворота)
- Полеты и перемещения у земли