logo
document

Вопрос 40

Системы электроснабжения пассажирских вагонов.

В пассажирских поездах применяются автономная, централизованная (с индивидуальным преобразователем или без него) и смешанная системы электроснабжения.

При автономной системе электроснабжения источники электроэнергии расположены только непосредственно на вагоне. В качестве источников электроэнергии в пассажирских вагонах используются генераторы с приводом от торца или средней части оси колесной пары и аккумуляторные батареи.

Централизованная система электроснабжения с индивидуальным преобразователем на каждом вагоне предназначена для питания от локомотива всех потребителей электроэнергии. От локомотива подается постоянный или переменный однофазный ток высокого напряжения 3000 В через поездную подвагонную магистраль. Индивидуальный преобразователь преобразует постоянный или переменный ток высокого напряжения в трехфазный переменный ток промышленной частоты 50 Гц напряжением 220/380 В. В конструкции вагонов нового поколения постройки ТВЗ, предназначенных для постановки в поезда постоянного формирования, будет реализована централизованная схема электропитания (от локомотива) через высоковольтные статические преобразователи. Это упрощает процедуры текущего обслуживания вагонов (за счет исключения из конструкции подвагонного электрогенератора). Централизованное электроснабжение впервые было применено при создании вагонов для поезда «Невский экспресс» в 2001 г., а затем в поездах «Красная стрела», «Столичный экспресс» и зарекомендовало себя как надежное и экономичное.

При смешанной системе электроснабжения устройства электроотопления подключены к высоковольтной подвагонной магистрали, а остальные потребители электроэнергии малой мощности питаются от подвагонного генератора. Выбор той или иной системы электроснабжения обусловлен общей мощностью потребителей электроэнергии и условиями эксплуатации вагонов (постоянство маршрута, вид тяги и другие особенности поезда).

Электрооборудование пассажирских вагонов включает в себя следующие элементы:

1. Источники электрической энергии – генераторы и аккумуляторные батареи.

2. Преобразователи, изменяющие напряжение, род тока, частоту.

3. Устройства электрического освещения.

4. Пускорегулирующая аппаратура и электрические приводы вентиляторов, компрессоров, насосов и других механизмов.

5. Электронагревательные приборы и устройства электроотопления.

6. Аппаратура автоматического регулирования напряжения источников питания и режима заряда аккумуляторных батарей.

7. Аппаратура автоматического контроля и регулирования работы электропотребителей, электроизмерительные приборы, устройства защиты от перегрузки и короткого замыкания, сигнальные устройства и устройства противопожарной безопасности (например, в корпусах букс имеются датчики аварийного перегрева буксовых подшипников и детекторы юза колес).

8. Вагонная электрическая сеть, междувагонные соединения, вводные устройства для подключения внешних источников электроэнергии.

Пассажирский салон некупейного вагона модели 61-4194 с установкой кондиционирования воздуха:

Электроснабжение вагона централизованное от подвагонной поездной магистрали напряжением 3000 В и автономное от подвагонного генератора с приводом от средней части оси и от аккумуляторной батареи. На стоянках вагон может подключаться к внешней трехфазной сети напряжением 380/220 В переменного тока, частотой 50 Гц. Номинальная мощность комплекса электрооборудования вагона – 32 кВт.

Технические характеристики вагона пассажирского купейного «СВ» 61-4174 с установкой кондиционирования воздуха:

Генератор синхронный ЭГВ.08.У1; привод генератора АСТ-32 УХЛ; мощность системы электроснабжения 32 кВт; аккумуляторная батарея 90 KL-250P.

Вагон почтовый типа ПП-1 модели 61-525, предназначенный для перевозки почты в контейнерах и других почтовых отправлений в составе пассажирских или почтово-багажных поездов:

Электроснабжение индивидуальное, освещение лампами накаливания.