logo
document

Вопрос 3

Структура вагонного хозяйства ОАО «РЖД», основные подразделения и их назначение.

Существующая организационно-функциональная структура вагонного хозяйства совершенствовалась на протяжении нескольких десятков лет, что позволило создать устойчиво работающий управляемый механизм со специфическими особенностями. Сложившаяся система в целом оправдала себя на практике. В то же время она имела ряд недостатков. В условиях становления конкуренции на рынке транспортных услуг они стали препятствовать дальнейшему развитию хозяйства. Резкое старение основных фондов, появление на рынке транспортных услуг операторов подвижного состава, изменение структуры эксплуатируемого вагонного парка в пользу промышленных организаций привели к падению конкурентоспособности вагоноремонтного комплекса железнодорожного транспорта общего пользования, снижению объемов ремонта и неполному обеспечению требований безопасности движения поездов при эксплуатации вагонов.

В целях существенного изменения ситуации Советом директоров ОАО «РЖД» 3 марта 2006 г. была одобрена концепция реформирования вагонного комплекса, обеспечивающего ремонт и содержание грузового подвижного состава.

Главными задачами, решаемыми в ходе реформирования вагонного комплекса, являются:

– формирование условий для развития конкуренции в сфере ремонта грузовых вагонов;

– создание организационно-правовых условий для участия сторонних инвесторов в развитии вагоноремонтных мощностей;

– оптимизация структуры управления вагонным комплексом ОАО «РЖД».

В рамках одобренной концепции в 2006 г. была завершена внутрикорпоративная реорганизация вагонного комплекса ОАО «РЖД», обеспечивающего эксплуатацию и ремонт грузового подвижного состава, путем организационного разделения на две части – инфраструктурную (эксплуатационную) и ремонтную.

Функциональная задача инфраструктурной (эксплуатационной) части комплекса – обеспечение бесперебойного перевозочного процесса (подготовка вагонов под погрузку, контроль за возникновением неисправностей вагонов в пути следования, технический осмотр вагонов в составе поездов, контроль за работоспособным состоянием автотормозов, допуск вагонов на пути общего пользования, текущий отцепочный ремонт). Данная услуга должна оказываться своевременно в обязательном порядке всем без исключения владельцам подвижного состава на недискриминационых условиях в период обращения грузовых вагонов на путях ОАО «РЖД».

Функциональная задача ремонтной части – обеспечение восстановления ресурса грузовых вагонов в целях обеспечения перевозочного процесса и повышения их потребительских свойств, а также модернизация вагонов для продления срока их полезного использования. Данные услуги должны оказываться конкурирующими вагоноремонтными компаниями всем владельцам вагонов на основе функционирования рыночных механизмов взаимоотношений заказчик – исполнитель.

Инициаторами эксперимента на сети по разделению вагонного хозяйства на ремонт и эксплуатацию выступили в 2003 г. Свердловская и Западно-Сибирская железные дороги.

Инфраструктурная часть вагонного комплекса сохранена в структуре ОАО «РЖД» и органично интегрирована в единую систему инфраструктурного обеспечения деятельности компаний-перевозчиков, функционирующих в сфере железнодорожного транспорта.

Такая интеграция позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности движения поездов, сократить время нахождения грузов в пути, создать равные конкурентные условия для компаний-перевозчиков.

Ремонтная часть вагонного комплекса обособлена в самостоятельный вертикально-интегрированный филиал ОАО «РЖД» – Центральную дирекцию по ремонту грузовых вагонов. В состав этого филиала ОАО «РЖД» были переданы все дорожные дирекции по ремонту грузовых вагонов. К примеру, Свердловская железная дорога передала имущественный комплекс, остаточная стоимость которого на момент передачи составляла около 1 млрд р.

Создание крупного формирования в сфере ремонта грузовых вагонов способствовало созданию условий для возникновения и развития конкуренции в вагоноремонтном бизнесе и позволило:

– обеспечить недискриминационный доступ собственников подвижного состава к ремонтным мощностям;

– создать условия для возникновения рыночного механизма ценообразования;

– повысить эффективность использования вагоноремонтных мощностей;

– создать условия для привлечения сторонних инвестиций на развитие производственных мощностей без отвлечения денежных средств от основной деятельности ОАО «РЖД»;

– повысить технический уровень производства и качество ремонта.

В 2011 г. Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов выделилась из состава ОАО «РЖД» в самостоятельные бизнес-структуры. На базе имущества дирекции созданы три вагоноремонтные компании (ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3) в форме открытых акционерных обществ – дочерних обществ ОАО «РЖД».

Проведенное разделение вагонного комплекса ОАО «РЖД» направлено на снижение совокупных экономических затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышение его доступности за счет повышения эффективности деятельности на основе развития конкуренции.

Основной задачей эксплуатационной деятельности вагонного хозяйства компании по-прежнему остается обеспечение бесперебойного перевозочного процесса исправным подвижным составом независимо от форм собственности. На сети железных дорог функционируют 82 эксплуатационных депо, являющихся структурными подразделениями железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».

В составе эксплуатационных депо 239 пунктов технического обслуживания вагонов (ПТО), 123 пункта подготовки вагонов под погрузку (ППВ), 30 эксплуатационных депо определены как базовые, из них 12 сформированы на базе ПТО сетевого значения, остальные 18 депо будут поэтапно оснащаться в соответствии с требованиями регламента по технической оснащенности депо.

Кроме того, в комплекс технического обслуживания грузовых вагонов входят пункты опробования автотормозов на станциях смены локомотива (ПОТ); пункты технической передачи вагонов на подъездные пути промышленных и других предприятий (ПТП); контрольные посты выявления неисправностей у вагонов на ходу поезда (КП); пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (ПТОР); промывочно-пропарочные станции (ППС). На сети дорог 17 основных ППС.

Существующая вагоноремонтная база ОАО «РЖД» включает в себя 101 ремонтное вагонное депо – входящие в состав вагоноремонтных компаний и 4 вагоноремонтных завода, входящих в холдинг в форме дочерних обществ.

Вагоноремонтные заводы в основном специализируются на ремонте вагонов для удовлетворения потребностей погрузочных дорог, расположенных в регионе. Барнаульский ВРЗ специализируется на ремонте полувагонов для Кузбасского угольного региона. Саранский ТРЗ – на цистернах, так как находится на стыке двух нефтеналивных дорог. Канашский ВРЗ, Рославльский ВРЗ специализируются на ремонте грузовых вагонов в европейской части России.

Вагоноремонтные заводы имеют развитую инфраструктуру, включающую конструкторско-технологическую подготовку производства, которая позволяет реализовывать инженерные задачи по освоению новых видов продукции, комплекс основных цехов, базу заготовительного и вспомогательного производства, включая литейные, кузнечные, механические и инструментальные цеха. Ремонт вагонов производится на поточно-конвейерных линиях по типам вагонов и стадиям технологического процесса.

Кроме того, капитальный и восстановительный для продления срока службы ремонты всех типов грузовых вагонов осуществляют вагоноремонтные заводы и вагоноремонтные предприятия, не входящие в состав холдинга ОАО «РЖД».

Деповский ремонт грузовых вагонов осуществляют ремонтные вагонные депо, входящие в состав Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД». Для выполнения ремонта в депо имеются вагоносборочные участки (ВСУ), ремонтно-заготовительные участки депо, вагонные колесные мастерские (ВКМ) и др. подразделения.

Разделение хозяйства позволило улучшить контроль за качеством работы. После разделения функций по управлению вагонным комплексом в границах железных дорог между вагонной службой и региональной дирекцией по ремонту вагонов контроль за качеством остался за службой. Все дорожные приемщики вагонов были переподчинены службе вагонного хозяйства. То же произошло и с приемщиками вагоноремонтных депо, которые перешли в «эксплуатацию». Более того, с сентября 2007 г. начало действовать положение, согласно которому все приемщики находятся в прямом подчинении вагонных служб. Это исключает случаи, когда в погоне за планом руководители ремонтных депо могут выпустить на линию вагон, не получивший ремонт в полном объеме. Право на разбраковку перешло от руководителей депо к дорожным приемщикам.

Складывающаяся в стране положительная тенденция к росту объемов промышленного производства и соответственно к увеличению объемов перевозок выдвигает задачу повышения эффективности работы вагонного комплекса путем внедрения современных технологий технического обслуживания и индустриальных методов ремонта вагонов. Это потребует повысить уровень технической оснащенности вагоноремонтных заводов, депо и структурных подразделений вагонного хозяйства холдинга ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями типового регламента