logo
document

Вопрос 32

Определение технического состояния вагона на ходу поезда

В составе АСК ПС широко применяется система дистанционного контроля исправности вагонов на ходу поезда (ДИСК), в составе которой имеются подсистемы дефектов поверхности катания колес (ДИСК-К), контроля исправности тормозов (ДИСК-Т), обнаружения волочащихся деталей (ДИСК-В).

Аппаратура ДИСК-К предназначена для обнаружения на ходу поезда дефектов поверхности катания колес (ползуны, выщербины, навары, неравномерный прокат), вызывающих ударное воздействие колеса на рельс. Вследствие ударов колеса с перечисленными дефектами по рельсу в нем возникают ускорения, которые измеряются пьезоэлектрическими датчиками (пьезоакселерометрами). Они преобразуют динамическое воздействие колеса на рельс в электрический сигнал.

В аппаратуре ДИСК-В на пути размещается напольный электро-механический датчик. Если в вагоне имеется волочащаяся деталь, она механически воздействует на напольный датчик. В результате вырабатывается электрический сигнал, который по линии связи передается на станционную регистрирующую аппаратуру, где фиксируется информация о порядковом номере вагона с волочащейся деталью.

Кроме подсистем ДИСК-К и ДИСК-В к базовой подсистеме ДИСК-Б подключена также и подсистема ДИСК-Т для автоматического обнаружения на ходу поезда вагонов с неисправными тормозами. В этих случаях происходит длительное трение тормозных колодок о колесо или колеса о рельс, что вызывает повышенный нагрев в месте контакта. Датчики улавливают инфракрасное излучение от обода колеса или тормозного диска, нагретых выше предельного уровня.

В настоящее время на сети дорог РФ находятся в эксплуатации несколько разновидностей систем бесконтактного контроля состояния буксовых узлов на ходу состава. В их числе комплексы ПОНАБ-3, ДИСК-Б, КТСМ-01, КТСМ-01Д, КТСМ-02, установленные на станциях контролируемого участка. Принятая в 2009 г. в эксплуатацию микропроцессорная система контроля технического состояния подвижного состава КТСМ-02 имеет напольные камеры новой конструкции с креплением на рельс. Это повышает чувствительность и помехоустойчивость аппаратуры за счет сокращения расстояния от приемника теплового излучения до корпуса буксы. Более совершенные методы обработки и передачи данных позволяют обнаруживать на ходу поезда неисправные буксовые узлы на ранней стадии развития дефекта.