6.1 Организация лицензирования перевозочной деятельности
Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных вздержках. Однако, стихийный рынок не может полностью удовлетворить потребности государства особенно на первых этапах его развития, т. к 1) свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок я недостатку предложений, а, следовательно, монополизму в других; 2) есть социально-значимые услуги (перевозка детей, инвалидов, ветеранов, студентов и др.), которые при свободном рынке никто выполнять не будет вследствие их убыточности; 3) погоня за прибылью при свободном рынке ставит на второй план вопросы обеспечения БД, что в свою очередь приводит к резкому увеличению аварийности и потерь от ДТП.
Все это вызвало необходимость введения лицензирования некоторых видов деятельности в том числе и на автомобильном транспорте.
Под лицензированием понимается выдача компетентным органом от имени Государства предприятиям, организациям, учреждениям, фирмам, предпринимателям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности лицензий.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Лицензия выдается только тем соискателям, которые соблюдают установленные нормативные требования и оказывают качественные услуги. Тем самым Государство получает возможность регулировать усилия предпринимателей в желательном для потребителя услуг направлении, учитывая при этом необходимость выполнения социально-зачимых видов услуг, стимулировать деятельность производителей услуг на повышение качества и номенклатуры услуг, создания конкуренции и предотвращения монополизма
Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта являются «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
«Федеральный закон …» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. «Положение о лицензировании…» конкретизирует действие указанного закона на автомобильном транспорте, определяет порядок лицензирования перевозок автомобильным транспортом, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок приостановления и аннулирования лицензии.
Лицензированию на АТ подлежат: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Дорожное движение, его компоненты
Данный раздел призван ознакомить будущих специалистов АТ с проблемами БД и основными направлениями их решения.
Проблема обеспечения БД автомобилей возникла практически с появления автомобиля. Автомобиль появился в 1886 г. (немецкий инженер Бенц сконструировал и изготовил трехколесный автомобиль с ДВС, а в 1987 году Даймлер разработал уже 4-ч колесный автомобиль), начав таким образом эру автомобилизации. Нужно отметить, что автомобиль быстро приобрел популярность и стал интенсивно использоваться как транспортное средство благодаря своим преимуществам перед другими видами транспорта (достаточно высокая скорость доставки грузов, небольшие капитальные затраты для осуществления перевозок, способность доставки грузов ²от ворот до ворот²).
Если в начале виделись в основном преимущества автомобильного транспорта, то по мере автомобилизации общества все острее ощущались негативные его качества - это:
- загрязнение окружающей среды (60 % всех вредных выбросов в атмосферу дает автомобиль, из 200 веществ образуемых при сгорании бензина 100 являются токсичными);
-шум от работающих двигателей, движущихся автомобилей также вредно влияет на здоровье людей ;
-занятие полезной площади, потребление природных ресурсов, и ряд других отрицательных качеств.
Однако наибольшее отрицательное влияние оказывает потери от ДТП. Ежегодно в мире регистрируется 55 млн. ДТП. В них около 300 тыс. чел. погибает и около 7 млн. чел. получают ранения, увечья, травмы. Так в США первое ДТП со смертельным исходом зарегистрировано в 1899 году и за 100 лет суммарные потери в ДТП составили свыше 2,5 млн. чел. Это в 4 раза превышает потери во всех войнах, которые США вели за 200 лет существования своего государства ( в войнах погибло 640 тыс. чел.). Ежегодные потери от ДТП в США составляют около 50 тыс. чел.
Велики и материальные потери от ДТП. Так в США они составляли в 1958 году 5,3 млрд. $ в год, 1968 - 11, в настоящее время - около 13.
К сожалению, эти потери велики и в нашей стране. По официальной статистике ежегодно в ДТП погибает около 30 тыс. человек (около 82 чел. ежедневно). Во Владимирской области ежегодно погибает около 500 чел.
Обеспечение безопасности дорожного движения при организации автомобильных перевозок является одной из главных задач коллективов автотранспортных организаций и предприятий, осуществление которых возлагается на инженерно-технических работников этих предприятий.
Целью изучения дисциплины “Безопасность движения² является: - ознакомление будущих специалистов в автомобильного транспорта с основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, ее проблемами, перспективами развития и совершенствования, а также получение практических навыков по некоторым вопросам организации безаварийной работы на предприятиях автомобильного транспорта.
Следовательно, первой задачей изучения дисциплины является ознакомление с проблемами БД в нашей стране и за рубежом. Проблема обеспечения БД носит комплексных характер, основным ядром которой является система “автомобиль - водитель - дорога - среда движения² (В-А-Д-С). Это определяет вторую задачу дисциплины - изучить требования, касающиеся БД по каждому из элементов системы.
Вопросы обеспечения БД решаются различными организациями и службами, входящими в Государственную систему обеспечения БД, деятельность которых основывается на отечественных нормативных документах. Соответственно третьей задачей дисциплины является изучение основных положений, определяющих деятельность служб БД, и основных нормативных документов, которыми обязаны руководствоваться в своей практической деятельности работники автомобильного транспорта.
Аварийность характерна для всех видов транспорта, но на автомобильном транспорте эта проблема наиболее актуальна вследствие следующих причин:
- Недисциплинированность участников движения водителей, пешеходов, пассажиров. Как одной из причин этого можно отметить массовость профессии водителя. В стране ежегодно около 2-х млн. чел. получают водительские удостоверения. При такой массовости трудно обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной подготовки. Замечено, что наибольшее количество ДТП совершают водители в течение первых 3-х лет работы в течение которых сказываются все недостатки обучения. Вместе с тем надежность водителя является решающим фактором обеспечения БД. 70 % всех ДТП происходят вследствие ошибочных действий водителей;
- Недостаточная изоляция автомобильного транспорта от других участников движения. Автомобили особенно в населенных пунктах движутся вместе с тракторами, тягачами, гужевым транспортом, пешеходными потоками. Изоляция пешеходных потоков позволит значительно сократить потери в ДТП;
- Недостаточная обеспеченность АТ соответствующими по своим параметрам дорогами при этом на усовершенствованных автомобильных дорогах аварийность в 3-5 раз ниже, чем на обычных дорогах;
- Тяжелые условия труда и отдыха водителей и отсутствие контроля за их режимом труда.
Изучение дисциплины необходимо начать с уяснения основных понятий по организации движения
- Организация перевозок грузов и пассажиров
- 1.Транспортно-дорожный комплекс (тдк) россии
- Классификация перевозок
- 1.2. Транспортный процесс и его элементы
- 1.2 Классификация грузовых перевозок
- Транспортная работа цикла перевозок Простой цикл перевозок
- Совмещенный цикл перевозок
- 1.5. Производительность подвижного состава
- Т огда учитывая выражения (1, 2, 6 ), имеем
- 2. Основы организации перевозок грузов
- 2.1Грузопотоки. Маршруты движения
- 2.2. Виды и характеристика маршрутов движения
- 2.3. Расчет потребного числа подвижного состава на маршруте
- 3. Основы оптимизации перевозочного процесса
- 3.1. Общие положения выбора подвижного состава
- Подвижного состава для перевозки данного вида груза
- 3.2. Обоснование выбора подвижного состава
- 3.3. Эффективность применения специализированного подвижного состава
- И специализированного автомобиля Оптимизация грузопотоков с применением матрицы транспортных связей
- Разработка рациональных маршрутов перевозок массовых грузов на основании заявок договорной клиентуры
- Требуется: построить эпюру грузопотоков; разработать рациональные маршруты; составить схемы маршрутов; определить потребное число автомобилей на маршруте.
- Суточный объем перевозок
- Показатели работы автомобиля
- Расстояние между грузопунктами
- Матрица №1 Зашифрованный план перевозок грузов
- Матрица № 2 Расчетная матрица
- Матрица № 3 Улучшенный план перевозок
- Матрица № 4 Совмещенный план перевозок
- 4.1. Тара и маркировка грузов
- Классификация грузов
- Классификация тары
- 4.2 Организация погрузочно-разгрузочных работ
- 4.2.1. Классификация погрузочно-разгрузочных средств
- 4.2.2. Производительность погрузочно-разгрузочных механизмов
- 4.2.3. Погрузочно-разгрузочные пункты и их производительность
- А) боковой; б) торцевой; в) ступенчатый
- 4.2.4. Согласование работы транспортных и погрузочных средств
- 4.2.5. Согласование работы автомобилей-самосвалов с экскаваторами при перевозке массовых навалочных грузов
- 4.3 Особенности перевозки некоторых видов грузов
- При перевозке скоропортящихся грузов ( молоко, мясо, колбасы и пр.)
- 5. Основы органзации пассажирских
- 5.1Транспортная подвижность населения
- 5.2. Автобусные маршруты и их организация
- На передвижение от длины перегона
- 5.3 Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте
- 5.4. Организация движения автобусов и труда водителей на маршруте
- 5.5. Оценка качества пассажирских перевозок
- 6.1 Организация лицензирования перевозочной деятельности
- 5.1. Компоненты дорожного движения
- 5.2. Качества дорожного движения
- 6.1. Выявление закономерностей дорожного движения
- 6.2. Причины дтп
- 6. 3. Механизм дтп
- 6.4. Учет дтп.
- Раздел 7. Водитель и безопасность движения.
- 7.1. Профессиограмма водителей включает:
- 3. Реакции.
- Время реакции
- Раздел 8. Транспортные средства и безопасность
- 2. Устойчивость автомобиля.
- Допустимые значения осевой массы на каждую ось
- Вероятность совершения дтп рдтп
- А) положение рук на рулевом колесе, б) положение тела.
- Раздел 9. Дорожные условия и безопасность движения.
- Раздел 10. Государственная система управления Безопасностью движения.
- Раздел 11. Организация работы по предупреждению аварийности на атп.