Время реакции
Вариативность или изменчивость основных показателей реакции. Следует отметить, что с возрастом время реакции увеличивается (рис. ). Также следует отметить, что утомление водителя оказывает влияние практически на все его физиологические качества. Замедляется время реакции, снижается точность двигательных реакций, снижается острота и поле зрения, ухудшается способность к цветоразличению.4.Внимание - является важнейшей
функцией человека, обеспечивающей правильное принятие и переработку информации. Невнимательность - наиболее часто встречающаяся причина ДТП.
Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы или явления окружающей действительности. Все то на что направленно внимание воспринимается яснее, отчетливее, лучше осмысливается и запоминается. Важнейшими качествами внимания необходимыми водителю являются: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.
Устойчивость - это способность сосредоточения в процессе работы в течение длительного времени. Она определяется временем, в течение которого интенсивность (напряженность) внимания остается неизменной.
Концентрация внимания - сосредоточение его только на одном объекте с одновременном отключением от остальных.
Объем внимания - характеризуется количеством предметов которые могут быть восприняты одновременно. Человек одновременно может охватить 4 - 6 разных объектов, если условия их восприятия не слишком сложны. У опытных водителей объем внимания больше (дорога, движущиеся транспортные средства, тротуары, дорожные знаки, пешеходы и т.д.).
Распределение внимания - это способность человека к одновременному успешному выполнению нескольких различных действий. Обычно человек может успешно распределить внимание между двумя разнородными действиями, если одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, выполняя необходимые движения рук и ног автоматически. В условиях аварийной обстановки требования к распределению внимания повышаются: водитель должен одновременно воспринимать, обдумывать, принимать решения и их выполнять . Только успешное сочетание этих действий обеспечивает предупреждение ДТП.
Качества внимания как и другие физиологические качества не являются неизменными их можно развивать, совершенствовать за счет тренировок.
5. Мышление - определяет способность водителя к правильным и быстрым решениям в острых ситуациях и основываются на знании, умении, навыках. Знания, навыки и умения составляют физиологические компоненты мастерства в любой деятельности в том числе и водителей.
Знания - это совокупность усвоенных сведений о том или ином явлении, предмете, процессе. Без знаний устройства, работы и эксплуатации автомобилей, ПДД, основ БД нельзя овладеть профессией водителя, однако этих сведений еще мало, необходимо приобрести еще умение и навыки.
Умение характеризует степень подготовленности водителя к выполнению своих обязанностей.
Навык - автоматизировано выполняемое действие, представляющее собой составную часть сознательной деятельности человека.
По психологическому содержанию различают навыки:
- сенсорные - в которых главную роль играет деятельность органов чувств в сочетании с осмысливанием (быстро воспринимать и оценивать обстановку);
- двигательные - в которых преобладающую роль играет выполнение и сочетание трудовых движений (выполнение рабочих движений рычагами, педалями по управлению автомобилем);
- умственные в которых ведущее место занимают процессы мышления. Это способность баз дополнительного обдумывания применять имеющиеся знания для решения умственных задач (применение торможения или объезда в конкретном случае для предотвращения ДТП);
- сенсорно-двигательные - благодаря которым достигается строгое согласование выполняемых трудовых движений с непрерывно воспринимаемыми результатами действия (водитель координирует силу нажатия на педаль тормоза контролируя скорость автомобиля, состояние дороги).
Моделирование в деятельности водителя.
Основную нагрузку при работе водителя несет его нервная система, так как все его действия обусловлены поступлением непрерывного потока информации от органов чувств и вызываемыми этой информацией реакциями.
Прежде чем решить ту или иную задачу (выполнить то или иное действие) человек должен построить в своем сознании предметы внешнего мира. Например при поиске деталей на одной из полок стеллажа (накладка сцепления) человек должен представить общий вид этой детали, ее форму, цвет; кроме того мысленно воспроизвести полки стеллажа и наметить ту из них, на которой вероятнее нахождение детали. После этого он подходит к стеллажу и начинает сравнивать построенную в сознании модель с реальными деталями. При их совпадении задача считается решенной.
Построенные в голове человека предметы ничего общего с реальными не имеют, а строятся в нервных клетках мозга, вернее записываются на частицах нервных клеток с помощью определенного кода. Такие записи могут быть названы информационными моделями предметов внешнего мира в сознании человека. Внутренняя работа с этими информационными моделями подготавливает решение задачи, страхует от неверных поступков.
Психология как раз является наукой о построение и работе информационных моделей в сознании человека.
Водитель может не останавливать автомобиль, если проезжую часть переходит пешеход. Здесь в сознании водителя возникает модель движения автомобиля и пешехода. Динамика этих моделей обгоняет события. На модели водитель видит что траектория автомобиля и пешехода не пересекаются и не снижает скорость. Если траектории пересекаются, то водитель увеличивает или уменьшает скорость для предотвращения ДТП.
Таким образом, вся деятельность водителя основывается на информационном моделировании. Модели объектов внешней среды (пешеходов, автомобилей, неподвижных предметов), модель себя, как движущегося объекта среди других предметов, позволяют водителю выбрать оптимальный вариант решения.
Способность к безопасному вождению автомобиля приобретается в процессе профессиональной подготовки. Во время обучения в центральной нервной системе человека создаются особые связи, так называемые динамические стереотипы, которые составляют физиологическую основу формирования навыков.
Динамический стереотип - определенная последовательность решений и действий в заданной ситуации. В стереотип включается большое число разных движений, последовательно совершающихся в ходе работы и постоянно повторяющихся (переключение передач, торможение и др.).
В результате выработки динамического стереотипа обеспечивается выполнение того или иного действия без применения информационного моделирования.
Надежность водителя
Под надежностью понимают свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в установленных пределах в заданных условиях и в заданный период времени.
Этот термин часто используется при оценке работы узлов и агрегатов транспортных средств, технических устройств, дорог, отвечающих или нет требованиям безопасности ДД и редко используется при оценке работы человека.
В ряде случаев надежность по отношению к водителю подменяют понятием ²обученность². Вместе с тем водитель, владеющий необходимыми знаниями и навыками совершает ошибки которые допускают молодые, недостаточно опытные водители.
Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять ТС.
К основным факторам определяющим степень надежности водителя относятся:
- пригодность его к управлению ТС;
- подготовленность;
- работоспособность.
Пригодность определяется: 1) медицинским освидетельствованием состояния здоровья и функционированием органов чувств, 2) психо-физиологическом (ПФ) обследованием восприятия, внимания, реакции, эмоциональной устойчивости.
Подготовленность определяется: 1) формированием знаний, умений, навыков по управлению ТС, 2) формирование высоких моральных качеств, ответственности за жизнь и здоровье людей, сохранение окружающей среды.
Работоспособность определяется: 1) возможностью предупреждения состояния организма, увеличивающих вероятность ошибок.
Пригодность в настоящее время устанавливается путем медицинского освидетельствования лиц претендующих на получение водительского удостоверения и освидетельствования водителей в последующем 1 раз в 3 года.
Мед. комиссией не оцениваются такие важнейшие для профессии водителя качества восприятия, как способности к темновой и световой адаптации, характеристиках внимания, особенностях восприятия, времени, реакции, эмоциональной устойчивости.
Все это ограничивает возможность точной оценки ПФ качеств будущих водителей и их пригодность к управлению ТС. Кроме того, как уже отмечалось, ПФ качества значительно изменяются с возрастом человека. Следовательно, в процессе профессиональной деятельности водителей кроме периодического медицинского переосвидетельствования необходимо систематически контролировать их ПФ характеристики.
Подготовленность - определяется высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате обучения и психологической подготовки, т.е. целенаправленном формированием у водителей профессиональных способностей, психических свойств, которые обеспечивают ему успешную работу в любых условиях.
Психологическая подготовленность подразумевает наличие быстрого и точного восприятия, хорошей реакции, внимания, эмоциональной устойчивости, самообладания, умение прогнозировать изменение дорожной обстановки, быстрого принятия правильных решений в острых ситуациях, а главное избегать, предупреждать такие ситуации.
Уровень подготовленности необходимо оценивать после длительных перерывов в работе водителя (болезнь, отпуск) в течение которых утрачиваются профессиональные навыки в управлении автомобилем, чего водитель часто не замечает.
Работоспособность водителя - состояние при котором он может выполнять заданные функции (безошибочно управлять автомобилем) - зависит от состояния водителя (болезненное, утомление, алкогольное опьянение, заторможенное состояние, стресс).
Утомление - временное снижение работоспособности органов, наступающих в процессе работы. Накапливание утомления в результате несоответствия между временем работы и отдыхом приводит к болезненному состоянию, переутомлению. Сущность утомления - изменение динамики нервных процессов (увеличивается время реакции, снижается точность, координация движения, снижается острота зрения и др. ПФ характеристики, влияющие на БД.
Предупреждение утомления - правильный режим труда и отдыха, рациональная конструкция органов управления и положения водителя при управлении автомобилем обеспечивающем минимальный затрат энергии, оптимальный микроклимат кабины.
Итак, водитель, воспринимая большой поток информации (например в условиях интенсивного городского движения), должен её переработать, произвести анализ, принять соответствующее решение и на основе принятого решения произвести действие. Весь процесс от восприятия до совершения ответного действия требует определенных затрат времени, у каждого человека это время различно, зависит от его психофизиологических и личностных качеств и составляет от 0,2 до 2 с. Даже у одного и того же человека это время в одних и тех же ситуациях различно и зависит от его настроения, самочувствия, степени усталости; кроме того, все физиологические качества человека значительно изменяются с возрастом. В профессии водителя даже десятые доли секунды могут иметь решающее значение. Так, при скорости 70 км/ч автомобиль за 1 с проходит около 20 м, следовательно за 0,1 с он пройдёт 2 метра. При быстром изменении дорожно-транспортной ситуации водителю зачастую не хватает времени на переработку и анализ информации и он может совершать ошибочные действия, которые могут привести к ДТП.
Проблема определения пригодности человека к управлению ТС в сложных условиях современного дорожного движения сталкивается с решением все более усугубляющегося противоречия:
- высокие скорости и интенсивность движения, постоянное воздействие многих помех, напряженность, связанная с опасностью совершения ДТП, вызывают повышение требований к ПФ состоянию водителя. С другой стороны автомобилизация общества требует все большего количества людей, овладевших профессией водителя.
В России, как и во всем мире, идут по пути более точного определения недостатков в ПФ состоянии человека, которые не совместимы с управлением ТС и усовершенствования ТС и средств регулирования дорожного движения, компенсирующие те или иные ПФ недостатки (ручное управление, допуск к управлению людей с нарушением слуха).
Однако далеко не все ПФ характеристики могут быть компенсированы. Во ВНИИБД проведено исследование возможности получения профессии водителя для группы учащихся претендующих на получение водительских удостоверений. Получено, что:
- 20 % учащихся усваивают программу с опережением графика и с первого раза сдают экзамен;
- 70 % с некоторым разбросом по срокам и качеству в целом способны овладеть профессией водителя.;
- 10 % не пригодны к управлению ТС или нуждаются в особом режиме обучения и последующей работы.
Медицинская комиссия эти 10 % не улавливает, практически это потенциальные участники ДТП.
Исключительное значение в деятельности водителя имеет его эмоциональное состояние, которое во многих случаях определяет правильность и точность действий. Поэтому эмоциональным особенностям профессиональной деятельности водителя следует уделять достаточное внимание.
Вопросы для самоконтроля.
-
Особенности работы водителя, как оператора сложной системы.
-
Модель деятельности водителя.
-
Профессиограмма водителя.
-
Физиологические качества, отличие восприятия от ощущений.
-
Какова роль мышления в безопасности дорожного движения?
-
Моделирование в процессе управления автомобилем.
-
Надежность труда водителя.
-
Недостатки в действующей системе оценки пригодности водителя.
-
Работоспособность водителя, способы ее повышения.
- Организация перевозок грузов и пассажиров
- 1.Транспортно-дорожный комплекс (тдк) россии
- Классификация перевозок
- 1.2. Транспортный процесс и его элементы
- 1.2 Классификация грузовых перевозок
- Транспортная работа цикла перевозок Простой цикл перевозок
- Совмещенный цикл перевозок
- 1.5. Производительность подвижного состава
- Т огда учитывая выражения (1, 2, 6 ), имеем
- 2. Основы организации перевозок грузов
- 2.1Грузопотоки. Маршруты движения
- 2.2. Виды и характеристика маршрутов движения
- 2.3. Расчет потребного числа подвижного состава на маршруте
- 3. Основы оптимизации перевозочного процесса
- 3.1. Общие положения выбора подвижного состава
- Подвижного состава для перевозки данного вида груза
- 3.2. Обоснование выбора подвижного состава
- 3.3. Эффективность применения специализированного подвижного состава
- И специализированного автомобиля Оптимизация грузопотоков с применением матрицы транспортных связей
- Разработка рациональных маршрутов перевозок массовых грузов на основании заявок договорной клиентуры
- Требуется: построить эпюру грузопотоков; разработать рациональные маршруты; составить схемы маршрутов; определить потребное число автомобилей на маршруте.
- Суточный объем перевозок
- Показатели работы автомобиля
- Расстояние между грузопунктами
- Матрица №1 Зашифрованный план перевозок грузов
- Матрица № 2 Расчетная матрица
- Матрица № 3 Улучшенный план перевозок
- Матрица № 4 Совмещенный план перевозок
- 4.1. Тара и маркировка грузов
- Классификация грузов
- Классификация тары
- 4.2 Организация погрузочно-разгрузочных работ
- 4.2.1. Классификация погрузочно-разгрузочных средств
- 4.2.2. Производительность погрузочно-разгрузочных механизмов
- 4.2.3. Погрузочно-разгрузочные пункты и их производительность
- А) боковой; б) торцевой; в) ступенчатый
- 4.2.4. Согласование работы транспортных и погрузочных средств
- 4.2.5. Согласование работы автомобилей-самосвалов с экскаваторами при перевозке массовых навалочных грузов
- 4.3 Особенности перевозки некоторых видов грузов
- При перевозке скоропортящихся грузов ( молоко, мясо, колбасы и пр.)
- 5. Основы органзации пассажирских
- 5.1Транспортная подвижность населения
- 5.2. Автобусные маршруты и их организация
- На передвижение от длины перегона
- 5.3 Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте
- 5.4. Организация движения автобусов и труда водителей на маршруте
- 5.5. Оценка качества пассажирских перевозок
- 6.1 Организация лицензирования перевозочной деятельности
- 5.1. Компоненты дорожного движения
- 5.2. Качества дорожного движения
- 6.1. Выявление закономерностей дорожного движения
- 6.2. Причины дтп
- 6. 3. Механизм дтп
- 6.4. Учет дтп.
- Раздел 7. Водитель и безопасность движения.
- 7.1. Профессиограмма водителей включает:
- 3. Реакции.
- Время реакции
- Раздел 8. Транспортные средства и безопасность
- 2. Устойчивость автомобиля.
- Допустимые значения осевой массы на каждую ось
- Вероятность совершения дтп рдтп
- А) положение рук на рулевом колесе, б) положение тела.
- Раздел 9. Дорожные условия и безопасность движения.
- Раздел 10. Государственная система управления Безопасностью движения.
- Раздел 11. Организация работы по предупреждению аварийности на атп.