logo
ОП и БД 2009

3.2. Обоснование выбора подвижного состава

Решающими факторами при выборе типа подвижного состава являются производительность автомобиля и себестоимость перевозки.

При выборе между автомобилями различной грузоподъемности целесообразно использование подвижного состава возможно большей грузоподъемности, что доказывается путем сравнения часовых производительностей рассчитанных по формуле

(т/ч)

Для сравнения выбирается произвольный маршрут, чаще маятниковый, где = 0,5.

Наиболее объективным оценочным параметром при выборе подвижного состава является себестоимость единицы транспортной работы. Себестоимость перевозок является обобщенным показателем. Экономически целесообразен тот подвижной состав, у которого величина себестоимости будет минимальной. Себестоимость перевозок рассчитывается для конкретных условий при заданных по формуле, руб./т:

,

где – переменные расходы на 1 км пробега, руб. (расход на топливо, шины, ТО и ТР и амортизацию, на капитальный ремонт); – расходы по заработной плате на ездку, руб.; – постоянные расходы на 1 час работы, руб. (накладные расходы и амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава).

Близким к себестоимости перевозок в оценке эффективности использования подвижного состава является рентабельность перевозок.

где Д – доходы от перевозок, исчисленные по действующим тарифам и правилам, руб./т; - эксплуатационные расходы, руб./т.

После того как сделан окончательный выбор рационального подвижного состава, потребное его количество определяется отношением

,

где – плановое задание по грузообороту; - сменная производительность автомобиля.