logo
ОП и БД 2009

Раздел 8. Транспортные средства и безопасность

движения.

Начинать изучение этого раздела нужно с уяснения понятия ²безопасность автомобиля², которое включает в себя комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, обеспечивающих БД, т.е. предупреждение ДТП, а также снижение тяжести их последствий.

Различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля.

Под активной безопасностью автомобиля понимают его конструктивные

свойства, обеспечивающие надежность движения во всех эксплуатационных условиях, то есть направленные на предотвращение ДТП.

Под пассивной - его конструктивные свойства, предотвращающие или снижающие степень травмирования участников движения в процессе ДТП и обеспечивающие восстановление автомобиля после ДТП.

Под послеаварийной - его конструктивные свойства направленные на предотвращение усугубляющих последствий ДТП.

Первоначально в работу должны вступить качества активной безопасности автомобиля, если они по какой-то причине не срабатывают, то вступают в работу качества пассивной безопасности и снижают степень травмирова-ния участников ДТП. Затем вступают в работу качества послеаварийной безопасности, при помощи которых обеспечивается эвакуация людей, предотвращаются возгорания, взрывы автомобиля.

В отличие от названных качеств безопасности, которые включаются в работу в экстренных случаях, экологическая безопасность включается в работу с начала и до окончания эксплуатации автомобиля.

Активная безопасность автомобиля:

1. Тормозные свойства

Средняя скорость автомобиля, отражающая совокупность его динамических свойств в большой степени зависит от возможности быстро остановить автомобиль. Надежные и эффективные тормоза позволяют водителю уверенно вести автомобиль с большой скоростью и, вместе с тем, обеспечивают необходимую БД. Эффективность торможения зависит от конструкции и состояния тормозных устройств, конструкции и состояния шин, типа и состояния дорожного покрытия, величины нагрузки и ее распределения по осям, величины уклона дороги.

Согласно международной конвенции о дорожном движении 1948 гг. каждый автомобиль должен быть оснащен тремя типами тормозных устройств, которые выполняют следующие функции:

1 - рабочий тормоз - для замедления движения ТС и остановки его надежно, быстро, эффективно независимо от условий его загрузки и от того движется он на подъем или уклон;

2 - стояночный тормоз - для удержания ТС в неподвижном состоянии независимо от условий загрузки на подъеме или уклоне до 16 %;

3 - аварийный тормоз - замедление скорости ТС и остановки его на коротком расстоянии в случае выхода из строя рабочего тормоза.

Различают служебное и экстренное торможение.

Служебное - торможение для снижения скорости или остановки в заранее выбранном водителем месте.

Экстренное торможение - производится с целью остановки автомобиля на минимальном расстоянии для предотвращения наезда. Это торможение характеризуется остановочным путем и путем торможения

Величина пути торможения определяется из равенства кинетической энергии движущегося автомобиля и работой торможения. При торможении кинетическая энергия вращающихся масс ТС и его поступательно движущихся масс преобразовываются в работу торможения, переходящую в тепловую энергию.

где Е - кинетическая энергия ТС, Ат - работа торможения, Рт - тормозная сила, Sт - путь торможения, м, Gа – сила веса автомобиля, кг, j - коэффициент сцепления шин с дорогой, - скорость автомобиля, м/с. Значения j для сухой дороги - 0,6 - 0,7; мокрой - 0,4 - 0,5; за снеженной - 0,2 - 0,3; гололед - 0,1 - 0,2.

Заменив Е и Ат их эквивалентами получим:

Отсюда Данная формула применима для горизонтального участка дороги. При уклоне имеем:

,

где i - уклон дороги.

Однако, полученные формулы не точны, так как не учитывают массу транспортного средства и конструктивные свойства тормозов.

Поэтому вводят коэффициент Кэ - коэффициент эффективности торможения, который зависит от массы автомобиля и конструкции тормозов табл.1.

Окончательно величина тормозного пути: .

т а б л и ц а 1

Значения коэффициентов эффективности торможения.

Автомобили

Без нагрузки

С нагрузкой

легковые

грузовые Gа до 10 т

и автобусы L до 7 м.

грузовые Gа > 10 т .

и автобусы, L > 7 м.

1 - 1,12

1,1 - 1,3

1,2 - 1,4

1,1 - 1,15

1,2 ­- 1,5

1,4 - 1,6

Для практической оценки возможности остановки автомобиля, например, с целью предотвращения ДТП более приемлема величина остановочного пути - пути который проходит автомобиль с начала обнаружения препятствия до остановки ТС.

Величина остановочного пути, кроме пути торможения, включает пути за время реакции водителя , срабатывания тормозного привода , нарастания давления в тормозной системе tн (рис. 4). Приняв, что за время tp, tcp, 0,5 , автомобиль продолжает двигаться со скоростью , получаем величину So.

(2)

Рис. 4. Схема для определения остановочного пути

Время реакции водителя отсчитывается от обнаружения препятствия до начала нажатия на тормозную педаль, зависит от его физиологических качеств, меняется в широких пределах от 0,3 до 1,5 с. и в расчетах обычно принимается 0,7 - 0,8 с.

Время срабатывания тормозов отсчитывается с начала нажатия на тормозную педаль до возникновения тормозного момента на колесах, зависит от технического состояния тормозной системы, типа привода и колеблется от 0,05 до 0,15 с. для гидравлического привода и от 0,2 до 0,4 для пневматического.

Время нарастания давления в тормозной системе отсчитывается от начала его увеличения до достижения максимального значения, зависит от типа транспортного средства, типа и состояния тормозной системы, усилия на тормозную педаль и в расчетах принимается 0,1 -  0,3 с.