Раздел 8. Транспортные средства и безопасность
движения.
Начинать изучение этого раздела нужно с уяснения понятия ²безопасность автомобиля², которое включает в себя комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, обеспечивающих БД, т.е. предупреждение ДТП, а также снижение тяжести их последствий.
Различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля.
Под активной безопасностью автомобиля понимают его конструктивные
свойства, обеспечивающие надежность движения во всех эксплуатационных условиях, то есть направленные на предотвращение ДТП.
Под пассивной - его конструктивные свойства, предотвращающие или снижающие степень травмирования участников движения в процессе ДТП и обеспечивающие восстановление автомобиля после ДТП.
Под послеаварийной - его конструктивные свойства направленные на предотвращение усугубляющих последствий ДТП.
Первоначально в работу должны вступить качества активной безопасности автомобиля, если они по какой-то причине не срабатывают, то вступают в работу качества пассивной безопасности и снижают степень травмирова-ния участников ДТП. Затем вступают в работу качества послеаварийной безопасности, при помощи которых обеспечивается эвакуация людей, предотвращаются возгорания, взрывы автомобиля.
В отличие от названных качеств безопасности, которые включаются в работу в экстренных случаях, экологическая безопасность включается в работу с начала и до окончания эксплуатации автомобиля.
Активная безопасность автомобиля:
1. Тормозные свойства
Средняя скорость автомобиля, отражающая совокупность его динамических свойств в большой степени зависит от возможности быстро остановить автомобиль. Надежные и эффективные тормоза позволяют водителю уверенно вести автомобиль с большой скоростью и, вместе с тем, обеспечивают необходимую БД. Эффективность торможения зависит от конструкции и состояния тормозных устройств, конструкции и состояния шин, типа и состояния дорожного покрытия, величины нагрузки и ее распределения по осям, величины уклона дороги.
Согласно международной конвенции о дорожном движении 1948 гг. каждый автомобиль должен быть оснащен тремя типами тормозных устройств, которые выполняют следующие функции:
1 - рабочий тормоз - для замедления движения ТС и остановки его надежно, быстро, эффективно независимо от условий его загрузки и от того движется он на подъем или уклон;
2 - стояночный тормоз - для удержания ТС в неподвижном состоянии независимо от условий загрузки на подъеме или уклоне до 16 %;
3 - аварийный тормоз - замедление скорости ТС и остановки его на коротком расстоянии в случае выхода из строя рабочего тормоза.
Различают служебное и экстренное торможение.
Служебное - торможение для снижения скорости или остановки в заранее выбранном водителем месте.
Экстренное торможение - производится с целью остановки автомобиля на минимальном расстоянии для предотвращения наезда. Это торможение характеризуется остановочным путем и путем торможения
Величина пути торможения определяется из равенства кинетической энергии движущегося автомобиля и работой торможения. При торможении кинетическая энергия вращающихся масс ТС и его поступательно движущихся масс преобразовываются в работу торможения, переходящую в тепловую энергию.
где Е - кинетическая энергия ТС, Ат - работа торможения, Рт - тормозная сила, Sт - путь торможения, м, Gа – сила веса автомобиля, кг, j - коэффициент сцепления шин с дорогой, - скорость автомобиля, м/с. Значения j для сухой дороги - 0,6 - 0,7; мокрой - 0,4 - 0,5; за снеженной - 0,2 - 0,3; гололед - 0,1 - 0,2.
Заменив Е и Ат их эквивалентами получим:
Отсюда Данная формула применима для горизонтального участка дороги. При уклоне имеем:
,
где i - уклон дороги.
Однако, полученные формулы не точны, так как не учитывают массу транспортного средства и конструктивные свойства тормозов.
Поэтому вводят коэффициент Кэ - коэффициент эффективности торможения, который зависит от массы автомобиля и конструкции тормозов табл.1.
Окончательно величина тормозного пути: .
т а б л и ц а 1
Значения коэффициентов эффективности торможения.
Автомобили | Без нагрузки | С нагрузкой |
легковые грузовые Gа до 10 т и автобусы L до 7 м. грузовые Gа > 10 т . и автобусы, L > 7 м. | 1 - 1,12 1,1 - 1,3
1,2 - 1,4 | 1,1 - 1,15 1,2 - 1,5
1,4 - 1,6
|
Для практической оценки возможности остановки автомобиля, например, с целью предотвращения ДТП более приемлема величина остановочного пути - пути который проходит автомобиль с начала обнаружения препятствия до остановки ТС.
Величина остановочного пути, кроме пути торможения, включает пути за время реакции водителя , срабатывания тормозного привода , нарастания давления в тормозной системе tн (рис. 4). Приняв, что за время tp, tcp, 0,5 , автомобиль продолжает двигаться со скоростью , получаем величину So.
(2)
Рис. 4. Схема для определения остановочного пути
Время реакции водителя отсчитывается от обнаружения препятствия до начала нажатия на тормозную педаль, зависит от его физиологических качеств, меняется в широких пределах от 0,3 до 1,5 с. и в расчетах обычно принимается 0,7 - 0,8 с.
Время срабатывания тормозов отсчитывается с начала нажатия на тормозную педаль до возникновения тормозного момента на колесах, зависит от технического состояния тормозной системы, типа привода и колеблется от 0,05 до 0,15 с. для гидравлического привода и от 0,2 до 0,4 для пневматического.
Время нарастания давления в тормозной системе отсчитывается от начала его увеличения до достижения максимального значения, зависит от типа транспортного средства, типа и состояния тормозной системы, усилия на тормозную педаль и в расчетах принимается 0,1 - 0,3 с.
- Организация перевозок грузов и пассажиров
- 1.Транспортно-дорожный комплекс (тдк) россии
- Классификация перевозок
- 1.2. Транспортный процесс и его элементы
- 1.2 Классификация грузовых перевозок
- Транспортная работа цикла перевозок Простой цикл перевозок
- Совмещенный цикл перевозок
- 1.5. Производительность подвижного состава
- Т огда учитывая выражения (1, 2, 6 ), имеем
- 2. Основы организации перевозок грузов
- 2.1Грузопотоки. Маршруты движения
- 2.2. Виды и характеристика маршрутов движения
- 2.3. Расчет потребного числа подвижного состава на маршруте
- 3. Основы оптимизации перевозочного процесса
- 3.1. Общие положения выбора подвижного состава
- Подвижного состава для перевозки данного вида груза
- 3.2. Обоснование выбора подвижного состава
- 3.3. Эффективность применения специализированного подвижного состава
- И специализированного автомобиля Оптимизация грузопотоков с применением матрицы транспортных связей
- Разработка рациональных маршрутов перевозок массовых грузов на основании заявок договорной клиентуры
- Требуется: построить эпюру грузопотоков; разработать рациональные маршруты; составить схемы маршрутов; определить потребное число автомобилей на маршруте.
- Суточный объем перевозок
- Показатели работы автомобиля
- Расстояние между грузопунктами
- Матрица №1 Зашифрованный план перевозок грузов
- Матрица № 2 Расчетная матрица
- Матрица № 3 Улучшенный план перевозок
- Матрица № 4 Совмещенный план перевозок
- 4.1. Тара и маркировка грузов
- Классификация грузов
- Классификация тары
- 4.2 Организация погрузочно-разгрузочных работ
- 4.2.1. Классификация погрузочно-разгрузочных средств
- 4.2.2. Производительность погрузочно-разгрузочных механизмов
- 4.2.3. Погрузочно-разгрузочные пункты и их производительность
- А) боковой; б) торцевой; в) ступенчатый
- 4.2.4. Согласование работы транспортных и погрузочных средств
- 4.2.5. Согласование работы автомобилей-самосвалов с экскаваторами при перевозке массовых навалочных грузов
- 4.3 Особенности перевозки некоторых видов грузов
- При перевозке скоропортящихся грузов ( молоко, мясо, колбасы и пр.)
- 5. Основы органзации пассажирских
- 5.1Транспортная подвижность населения
- 5.2. Автобусные маршруты и их организация
- На передвижение от длины перегона
- 5.3 Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте
- 5.4. Организация движения автобусов и труда водителей на маршруте
- 5.5. Оценка качества пассажирских перевозок
- 6.1 Организация лицензирования перевозочной деятельности
- 5.1. Компоненты дорожного движения
- 5.2. Качества дорожного движения
- 6.1. Выявление закономерностей дорожного движения
- 6.2. Причины дтп
- 6. 3. Механизм дтп
- 6.4. Учет дтп.
- Раздел 7. Водитель и безопасность движения.
- 7.1. Профессиограмма водителей включает:
- 3. Реакции.
- Время реакции
- Раздел 8. Транспортные средства и безопасность
- 2. Устойчивость автомобиля.
- Допустимые значения осевой массы на каждую ось
- Вероятность совершения дтп рдтп
- А) положение рук на рулевом колесе, б) положение тела.
- Раздел 9. Дорожные условия и безопасность движения.
- Раздел 10. Государственная система управления Безопасностью движения.
- Раздел 11. Организация работы по предупреждению аварийности на атп.