logo
ОП и БД 2009

2.2. Виды и характеристика маршрутов движения

Перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется по заранее разработанным маршрутам.

Маршрутом перевозки называется целенаправленно выработанный путь движения автомобиля от начального пункта до возврата в него.

При перевозках грузов различают два вида маршрутов: маятниковый и кольцевой, а также их разновидности.

Вид маршрута выбирается в зависимости от размещения пунктов производства и потребления продукции, размеров партии грузов, грузоподъемности подвижного состава, размещения (местонахождения) АТП.

Наиболее часто применяют маятниковые маршруты.

Различают три вида маятниковых маршрутов:

- с обратным не груженым пробегом (рис. 7,а), где - количество перевозимого груза за ездку; , - соответственно первый и второй нулевой пробеги; - груженый пробег; - холостой пробег;

Рис. 7. Схемы маятниковых маршрутов

Кольцевым маршрутом - называется путь следования ПС по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки и разгрузки.

Кольцевые маршруты (рис. 8) применяются с целью увеличения коэффициента использования пробега в случае невозможности организации маятниковых маршрутов с пробегом с грузом в обоих направлениях.

Кольцевой маршрут будет рационален, если

Рис. 8. Схема кольцевого маршрута

Время оборота на кольцевом маршруте определяется по формуле

Развозочные (сборные) маршруты - это особая разновидность кольцевого маршрута, и им называется маршрут, на котором происходит постепенная разгрузка (погрузка) грузов. За один оборот на таком маршруте автомобиль совершает одну ездку.

Если количество груза, погруженного в каждом последующем пункте маршрута, постепенно увеличивается, то маршрут называется сборным (рис. 9), а при одновременном развозе и сборе грузов - развозочно-сборным (например перевозка контейнеров).

Рис. 9. Схема сборного маршрута

Время одного оборота на развозочном маршруте определяется по формуле:

,

где - время заезда; - число пунктов заезда.