logo
ответы тт

46.Влияние затрат на шины, на себестоимость перевозок.

Сегодня принято определять экономическую эффективность шин исходя из двух параметров — ходимости и стоимости. Такая оценка является неполной, поскольку не отражает влияния сопротивления качению шины на расход топлива и соответственно на ее экономическую эффективность. Максимальная ошибка возникает при междугородных и международных перевозках, так как на них используются тяжелые автопоезда с большой силой сопротивления качению. Ее доля в балансе сил, действующих при движении, у таких машин больше, чем у других типов автомобилей, работающих на дорогах с твердым покрытием. Исследования НАМИ показали, что доля затрат на топливо в себестоимости международных перевозок может достигать 20%. В этих затратах на сопротивление качению шин может приходиться до 30%.

В качестве иллюстрации приводим результаты расчетов, позволяющие сопоставить оценку затрат с учетом расхода топлива, и по традиционному методу. Для сравнения взяты шины-аналоги: три импортные (новые) шины размерностью 295/ 80R22.5 и две импортные шины той же размерности после восстановления. Покрышки отличаются друг от друга фирмой-изготовителем, техническими характеристиками и ценой. Для получения сопоставимых данных они поочередно устанавливались на один и тот же автопоезд с тягачом Мерседес-Бенц 1735 и трехосным полуприцепом. Полная масса машины составляла 34 400 кг (полезная нагрузка 20 000 кг), она двигалась по дороге с подъемами и спусками, характерными для магистральных автоперевозок. Режим движения — максимально быстрый (при ограничении скорости 85 км/ч). В расчетах использовались некоторые эксплуатационные данные крупных автотранспортных предприятий, научно-исследовательских институтов и зарубежных фирм (цена, ходимость и сопротивление качению шин, цена топлива, программное обеспечение). Цены соответствуют концу 1998 года.

Расчеты свелись к двум независимым этапам:

определение влияния коэффициента силы сопротивления качению шин на эксплуатационные расходы топлива;

определение влияния расхода и цены топлива, цены шины и ее ходимости на переменные статьи расходов в себестоимости.

Для выполнения каждого из них использовалась специальная программа отечественной разработки. С первой из них наши постоянные читатели уже хорошо знакомы по рубрике «Виртуальный тест».

Результаты расчетов сведены в таблицы. Первая из них содержит исходные данные. Во вторую собраны результаты сравнительных расчетов, отдельно выделены эксплуатационные затраты на топливо, на восстановление и ремонт шин, а также показана экономическая эффективность (или неэффективность) четырех шин в сравнении с шиной фирмы Taurus, наиболее близкой по своим характеристикам к отечественной продукции. Третья таблица — результаты оценки экономической эффективности шин традиционным методом.

Заметим, что коэффициент силы сопротивления качению шин почти не встречается в технической литературе. Здесь использованы данные испытаний на Центральном автополигоне в Дмитрове по методике НАМИ. Протестированные восстановленные шины по сопротивлению качению не уступали новым, что говорит о высоком качестве наварного протектора и основы. Шина фирмы Taurus по этому показателю уступает четырем расчетным аналогам.