logo
ответы тт

13. Закономерности изменения технического состояния автомобиля по его наработке (закономерности тэа первого вида)

У значительной части узлов и деталей процесс изменения технического состояния в зависимости от времени или пробега автомобиля носит плавный, монотонный характер, приводящий к возникновению так называемых постепенных отказов. При этом характер зависимости может быть различным (рисунок 3.1). В случае постепенных отказов изменение параметра технического состояния конкретного изделия или среднего значения для группы изделий аналитически достаточно хорошо может быть описано двумя видами функций:

целой рациональной функцией n-го порядка

(3.1)

и степенной функцией

(3.2)

где а0 – начальное значение параметра технического состояния; а1, а2, а3, …, ап, b – коэффициенты, определяющие характер и степень зависимости у от L.

В практических вычислениях по формуле (3.1), как правило, достаточно использовать функции первого – четвертого порядка. Таким образом, зная функцию у = φ(L) и предельное упр или предельно допустимое упр.д значение параметра технического состояния, можно аналитически определить из уравнения L = ƒ(у) ресурс изделия или периодичность его обслуживания.

Рисунок 3.1 – Возможные формы зависимости параметра технического состояния у от наработки L

Достаточно часто закономерности изменения параметров (например, зазора между накладками и тормозными барабанами, свободного хода педали сцепления и др.) описываются линейными уравнениями:

(3.3)

где а1 – интенсивность изменения параметра технического состояния, зависящая от конструкции и условий эксплуатации изделий.

Закономерности первого вида характеризуют тенденцию изменения параметров технического состояния, а также позволяют определить средние наработки до момента достижения деталью, механизмом, агрегатом предельного или заданного состояния.