logo
Лекции

Задания и особенности ценообразования на водном транспорте (продолжение лекции №13)

Ценообразование - это один из более главных экономических процессов. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями стоит задание назначения цены на свои товары, работы, услуги.

Цена выступает в значительном количестве разных видов. За жилье вносится квартирная плата. Оплата коммунальных услуг выполняется по тарифам. Банк за предоставленную ссуду берет проценты, за страхование грузов, пассажиров, имущества и проч., платятся страховые взносы. За написанную книгу, прочитанную лекцию, выступление перед аудиторией получают гонорар. За перевозку грузов и пассажиров получают плату в виде тарифа и фрахта. За предоставленные услуги порты получают плату в виде сборов, а за перегрузочные работы - в виде аккордных и стивидорных ставок. Исторически цены устанавливали покупатели и продавцы во время переговоров один с другим. Продавцы обычно просили цену выше той, что надеялись получить, а покупатели ниже той, которые надеялись заплатить. После торгов они приходили к соглашению. Установление одинаковой для всех покупателей цены идея относительно новая. Распространение она получила только в конце XIX века с возникновением больших предприятий розничной торговли, то есть в условиях монополизации продажи больших групп товаров или услуг. Наибольшее распространение она имела в условиях государственной монополии на торговлю в бывшем СССР.

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом. Оно находится под воздействием многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые изделия и услуги, которые уже выпускаются, для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения рентабельности производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга.

Продукция предприятий эксплуатационной деятельности водного транспорта является товаром и как любой другой товар имеет себестоимость, стоимость и цену. Ценообразование на водном транспорте представляет собой процесс исследования и выбора экономической базы цены, обоснование ее уровня и формирования правил использования в хозяйственной деятельности.

Важнейшие задания обоснования уровня цен на водном транспорте такие:

  1. Уровень цен должен стимулировать эффективность хозяйственных решений.

  2. Цены должны способствовать рациональному делению грузопотоков между разными видами транспорта с учетом технико-экономических особенностей каждого у них.

  3. Уровень цен должен способствовать более эффективному использованию транспортного флота и технических средств портов.

  4. Цены на перевозки и погрузочно-разгрузочные и другие работы должны возмещать расходы предприятий водного транспорта и обеспечивать поступление необходимого для их развития размера накоплений.

Ценообразование на водном транспорте отличается несколькими специфичными особенностями, которые отображают место судоходных предприятий и портов в народнохозяйственном комплексе и условия эксплуатации флота на мировом фрахтовом рывке, а таких необходимость обслуживания иностранного флота в национальных портах.

К этим особенностям относятся:

Учитывая, что предприятия и организации водного транспорта, как и вся экономика Украины все шире используют рыночные отношения, рассмотрим методические основы установления цены в условиях рынка.

В общем виде методику установления исходной цены можно представить в виде шести этапов:

  1. Постановка задания ценообразования.

  2. Определение спроса.

  3. Оценка расходов.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

6. Установление окончательной цены.

Основные рассуждения при определении цены:

Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции (работ, услуг), максимальная - свойствами продукции (работ, услуг). Цены конкурентов имеют средний уровень возможной цены.

Предприятие, решая проблему ценообразования, избирает методику расчета цен, в которой учитывается, как минимум, одно из этих соображений.

На водном транспорте наиболее часто используются такие методы ценообразования:

  1. средние расходы (себестоимость) плюс прибыль;

  2. анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

  3. на основании уровня текущих цен.

Наиболее простым и часто используемым является первый метод. В то же время учитываются цены конкурентов. Цены на перевозку грузов и пассажиров имеют две разновидности - тариф и фрахт.

Тариф - предварительно объявленная для всех грузовладельцев цена на перевозку, которая действует на протяжении более или менее длительного времени.

Фрахт - цена, которая установлена в договорном порядке на определенную перевозку и обязательная только для двух сторон, которые договариваются.

Тариф используется во внутреннем (каботажном) плавании, на общих с другими государствами линиях, на конференционных линиях.

Фрахт используется в рейсовом плавании.