logo
Лекции

Тарифы на каботажные перевозки

Тарифы транспортного флота на внутренние (каботажные) перевозки грузов устанавливаются на основании себестоимости перевозки с учетом определенной доли накопления - прибыли.

Действующие тарифы на грузовые перевозки печатаются в специальном прейскуранте тарифов. Этот прейскурант кроме тарифов содержит правила их использования и другие данные, которые необходимы для правильного расчета провозных плат.

Уровень тарифных ставок дифференцирован по категориям грузов. Дифференциация тарифов выполняется с учетом неодинаковости в трудоемкости и себестоимости перевозки отдельных видов грузов.

По принципу увеличения платы на перевозку в связи с изменением расстояния различают тарифы подобные и дифференцированные.

По подобным тарифам плата за перевозку груза рассчитывается умножением ставки на 1 тонно-милю (тонно-километр) на расстояние, причем ставка остается неизменной при любых расстояниях.

По дифференцированным тарифам плата за перевозку также рассчитывается умножением ставки за 1 тонно-милю (тонно-километр) на расстояние, причем при увеличении расстояния ставка уменьшается.

Тарифы на внутренние перевозки преимущественно дифференцированы, что отвечает характеру изменения себестоимости в зависимости от расстояния: при увеличении расстояния при других одинаковых условиях себестоимость 1 тонно-мили (тонно-километра) уменьшается.

Существующая тарифная система предусматривает расчет платы за перевозку в каботажном плавании по двум элементным ставкам:

- подвижной, которая возмещает расходы по подвижной операции, отнесенные на 1 тонно-милю (тонно-километр);

- стояночной, которая возмещает расходы по стоянке суда, отнесенные на 1 т.

Главные ценообразующие факторы подвижной части тарифа - расстояние перевозки и кубатура груза, которая определяет трудоемкость перевозки.

Главным ценообразующим фактором стояночной операции является трудоемкость перегрузки грузов.

Провозная плата при этой системе построения тарифов рассчитывается путем суммирования стояночных ставок портов отправления и назначения с произведением подвижной ставки на расстояние за более коротким рекомендуемым курсом:

,

где f - полная тарифная ставка,

fп. - подвижная тарифная ставка,

L - расстояние между портами,

fст.п.о. - стояночная тарифная ставка порта отправления,

fст.п.н. - стояночная тарифная ставка порта назначения.