Тема № 13. Финансовые расчеты в системе международной торговли услугами предприятий морского транспорта.
Субъектами международного транспортного процесса являются:
грузоотправитель;
грузополучатель;
грузовладелец;
частные перевозочные компании;
сопровождающие компании;
сопутствующие субъекты;
национальные органы государственного управления транспортом;
международные транспортные организации и специализированные органы.
В зависимости от типа экономики между ними складываются определенные производственные отношения.
При плановой экономике предпочтение отдаётся производителю.
При рыночной экономике наиболее заинтересованным субъектом транспортных отношений является потребитель, а транспортник является подчиненным.
Финансирование транспорта при рыночной экономике распределяется следующим образом:
75%- развитие транспортных сетей;
25%- развитие транспортных средств.
Финансирование при плановой экономике распределяется следующим образом:
60%- развитие транспортных средств
40%- развитие транспортных сетей.
В зависимости от вида экономики меняется и структура перевозок.
При плановой экономике 50-60% грузооборота составляют сырье и топливо (из-за преимущественного развития промышленности группы “А”). При рыночной экономике в основном перевозятся товары, компоненты, полуфабрикаты и т.п.
При переходе от плановой экономике к рыночной грузооборот падает, и в структуре перевозок становится больше генеральных грузов, чем массовых. А это приводит к изменению цены, т.к. цена является денежным выражением стоимости товара (продукции, услуг). Она всегда колеблется вокруг цены производства (превращенной формы стоимости единицы товара, равной сумме затрат производства и средней прибыли) и отражает уровень общественно необходимых затрат труда.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Сущность рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.
Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании национального богатства страны.
Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.
В-третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.
В-четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.
Первая функция цен дает возможность определить величину стоимости и отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным измерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ - с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.
Стимулирующая функция плановых цен проявляется через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства.
Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения' и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по-разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое, - когда происходит реализация товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда обращается должное внимание.
Функция перераспределения национального дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).
Регулирующая функция. Цена используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.
Сущность этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.
Спрос - это потребность в определенном количестве товаров, которые потребители желают и могут купить по разным ценам в течение определенного периода времени. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, т.е. снижение цены приводит к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот, что отражает закон спроса.
Предложение показывает разные количества товара (ресурса), которые производитель (собственник ресурсов) желает и способен произвести (предложить к продаже) по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастет величина предложения, и наоборот, что отражает закон предложения.
Избыток продукции приводит к снижению цены на нее, а нехватка (дефицит) вызывает повышение цены. Когда при цене в 3 единицы нет ни дефицита, ни избытка — это реальная цена, которую называют ценой рыночного клиринга, или равновесной ценой (рис. 1). При ней величина предложения и величина спроса уравновешиваются (равновесное количество равно 7 единицам товара), т.е. решения производителя о продаже и потребителя о покупке по данной цене взаимно согласуются. Точка пересечения (А) кривой спроса и предложения показывает равновесные цену и количество продукции.
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, когда решения о купле и продаже синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Когда цены не могут выполнять функцию распределения ограниченных благ (товаров, ресурсов) между конкурирующими потребителями, возникает дефицит этих благ, т.е. фиксация цены является причиной дефицита. Повышение цены на редкое благо побуждает производителя выпускать его больше, а стабильная цена — сокращать производство.
- Предназначение транспорта.
- Виды транспорта
- Технико-экономические особенности основных видов транспорта. Морской
- Железнодорожный
- Морской транспортный комплекс Украины
- Координация и взаимодействие различных видов транспорта
- Субъекты внешнеэкономической деятельности в Украине
- Принципы внешнеэкономической деятельности
- Режимы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Субъекты международного транспортного процесса. Их эволюция при переходе к рыночной экономике.
- Участие морского флота Украины в совершении внешнеторговой деятельности
- Основные характеристики линейного судоходства.
- Линейное судоходство
- Основные характеристики трампового судоходства
- Виды фрахтования трампового тоннажа.
- Фрахтование на время (договор имущественного найма)
- Расходы
- Базисные условия купли - продажи услуг морского транспорта
- Чартер и его основные условия
- Чартерный и линейный коносаменты. Функции и виды коносаментов
- Тема 3. Международные транспортные операции По данной теме лекции планируются проводиться по учебному пособию “Мировой фрахтовый рынок”.
- Тема 4. Научно-технический прогресс (нтп) и развитие судоходства на его основе. Нтп на транспорте.
- Кроме того, существуют следующие типы контейнеров:
- Научно - технический прогресс при перевозке массовых грузов (технологическая маршрутизация). Современные технологии массовых перевозок.
- Пример с перевозкой цемента в сша.
- Безостановочная погрузка и выгрузка.
- Научно- технический прогресс при перевозке генеральных грузов (контейнерные перевозки).
- Создание принципиально новых и модернизация существующих типов судов,
- В настоящее время на водном транспорте с успехом функционируют следующие виды ттс:
- Ттс на водном транспорте позволяют совершать режим экономии в таких направлениях:
- Виды эффекта, которые получают предприятия морского транспорта от внедрения нтп
- Основные методические положения расчета экономического эффекта от внедрения достижений нтп на предприятиях
- Тема 5. Часть 1.
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности портов
- Правила работы портов должна обязательно соответствовать законам и нормативным актам страны, а положения правил работы порта зависит от их цели.
- Запрещается:
- 19 Апреля 1991 года в Вене оон приняла Конвенцию об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле.
- Известны следующие виды обычаев:
- Международные морские сообщения.
- Тема 5. Часть 2. Управление территорией порта
- Тема 6. Способы государственной поддержки
- Предприятий морского транспорта
- Влияние экономического механизма на процесс
- Развития морского транспорта, хозяйственную деятельность предприятий и их рентабельность
- Процессы бюджетирования производственно-хозяйственной деятельности на предприятиях морского транспорта. Сущность и виды планирования
- Макроэкономическое планирование (программирование) (продолжение)
- Возможная структура индикативного плана Финансовая и кредитная политика государства
- Планирование перевозок грузов и пассажиров (продолжение)
- Планирование производственной деятельности предприятий морского транспорта (продолжение)
- Тема 8. Бюджетирование финансовой деятельности предприятий Характеристика финансовой деятельности.
- Основными задачами финансовой деятельности любого объекта хозяйствования являются:
- Структура хозяйственных средств
- Активы Пассивы
- Классификация источников финансирования
- Тема 8 (продолжение) Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия Сущность и показатели прибыли.
- Источники прибыли и ее исчисление.
- 2. Выплата постоянного
- 1. Выплата дивидендов с ежегодным определенным ростом
- 3. Направление на дивиденды установленной (нормативной) доли чистой прибыли
- Тема № 9. Производительность, мотивация и оплата труда
- Методы измерения и показатели уровня производительности труда
- Функции заработной платы
- Государственное регулирование оплаты труда реализовывается с помощью установления:
- Государственное регулирование социальной защиты реализовывается с помощью:
- Основы организации оплаты труда
- Применяемые формы и системы оплаты труда
- Формы заработной платы
- Системы оплаты труда
- Доплаты и надбавки к заработной плате и организация премирования персонала
- Первая:
- Вторая:
- Третья:
- Принципы построения системы премирования
- Тема 10. Производственные фонды предприятий и эффективность их использования
- 1.Здания
- Для ускорения скорости оборота оборотных средств нужно:
- Тема 11. Эксплуатационные затраты и себестоимость продукции предприятий морского транспорта
- Пути снижения затрат на производство продукции
- Классификация и группировка эксплуатационных расходов предприятий морского транспорта
- Себестоимость морских перевозок и пути ее снижения
- Калькуляция себестоимости морских перевозок
- Пути снижения себестоимости перевозок
- Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ
- Порядок определения расходов на погрузочно-разгрузочные работы
- Тема № 13. Финансовые расчеты в системе международной торговли услугами предприятий морского транспорта.
- График равновесий цены
- Цены классифицируют по различным направлениям:
- Структурные элементы цены единицы продукции
- Методы ценообразования
- Задания и особенности ценообразования на водном транспорте (продолжение лекции №13)
- Тарифы на каботажные перевозки
- Тарифы на экспортно-импортные перевозки
- Тема 14. Экономическая оценка деятельности предприятий морского транспорта в рыночных условиях
- Конкуренцию также делят на:
- Понятие продукции транспортных предприятий относительно конкурентной среды.
- Определение уровня конкурентоспособности порта. Методы оценки .
- Модуль №5.
- Тема 15.Инвестиционные решения и методы оценки их эффективности.
- Характеристика инвестиций
- Характеристика инвестиций