Методы ценообразования
Методы расчета цен весьма многообразны. Рассмотрим основные из них.
Затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины.
Один из наиболее распространенных - метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная его трудность – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы.
Метод - минимальных затрат. Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне. Подобная политика ценообразования рациональна при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда следует ожидать значительного увеличения объемов продаж товара в результате предложения его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расширению сбыта.
Но при неумелом использовании рассматриваемой методики фирме грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко отказывается приобретать данный товар.
Метод - надбавки к цене. Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости по формуле: Себестоимость единицы продукции = цена продажи X (1 + повышающий коэффициент). Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость.
Метод - целевого ценообразования. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. При этом методе цена подсчитывается исходя из интересов продавца, и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет.
Поэтому столь важно определение цены с ориентацией на спрос, с учетом состояния конкуренции на рынке. Хотя и хочется, чтобы рассчитываемая цена покрывала себестоимость и целевую прибыль, но если она была определена с игнорированием изменений и требований спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данное обстоятельство нередко становится причиной срыва планов финансовой деятельности фирмы.
Важную роль играет далее определение цены с ориентацией на конкуренцию. Когда фирма занимает монопольную позицию на рынке, она способна получать наибольшую прибыль. В условиях зрелости рынка появилось много фирм, активно развивающих конкуренцию за счет осуществления стратегии дифференциации и диверсификации. В подобных условиях при определении цены продажи эффективен метод, учитывающий конкурентное положение фирмы и данного товара или услуги, а также всю конкурентную ситуацию на рынке. В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа и сравнения возможностей товаров данной фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравнение сложившихся на рынке цен.
Метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены. Здесь характерно, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке устанавливает цены, исходя из ценообразования и уровня цен, сложившихся здесь, не нарушая при этом традиций рынка. Данный метод применяется при определении цены на трудно дифференцируемые товары, например: цемент, сахар и т.д.
Метод - формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке, когда фирма конкретизирует свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей наибольшей рыночной долей. Фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, располагает самой высокой степенью доверия со стороны покупателей, а также широкими возможностями устанавливать на рынке цены на более выгодном для себя уровне, чем другие, способна свободно формировать цены с учетом конкуренции.
Ценообразование на основе цен, принятых на данном рынке. Здесь применяются цены, которые сохраняются на стабильном уровне в отношении определенных товаров в течение длительного времени на конкретном рыночном пространстве. Независимо от объема рыночной доли, занимаемой данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены, происходит резкое сокращение продаж соответствующих товаров. В качестве примера использования метода привычных цен можно назвать такие товары, как шоколад, сок в металлических банках. Чтобы отказаться от привычных цен и обеспечить их повышение, улучшают качество товара, его функциональные свойства, упаковку, стиль, дизайн, придают ему большую привлекательность, адаптируя его к рынку прогнозируемых покупателей.
Установление престижных цен. Примерами товаров такого рода ценообразования могут служить драгоценности, норковые шубы, черная икра, и т. д. Последнее время характерно расширение ассортимента престижных товаров. Если такого рода товары будут продаваться по низким ценам, они станут легкодоступными и потеряют свою главную привлекательность для рынка престижных покупателей. Вместе с тем, реально ожидать существенного увеличения продаж, если сбывать престижные товары по высоким ценам, но чуть ниже уровня, сложившегося на рынке. В отношении подобных товаров целесообразно устанавливать цены повыше. Это будет служить мощным стимулом для покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого товара, и послужит основой еще более высокого уровня продаж.
Чрезвычайно важное, значение приобретает использование комбинированной системы методов определения цены продажи, одновременно с решением задачи развития техники производства продукции, методов управления, которые обеспечили бы высокий уровень качества товаров и запланированную величину прибыли.
Первостепенное внимание в последние годы уделяется вопросам установления цены на новую продукцию и прогнозирования ценовой политики в расчете на все стадии жизненного цикла товара на внутреннем и мировом рынках. Определение цены на товары рыночной новизны - сложная и ответственная задача, поскольку торговая марка таких товаров еще неизвестна покупателям, как и их потребительские свойства, и технические характеристики. В связи с этим важно создать спрос на новые товары со стороны потребителей, что потребует существенных затрат.
Еще при проектировании нового товара в рамках научных исследований и разработок фирма осуществляет крупные инвестиции в целях достижения высокого рыночного эффекта от дальнейших продаж. Нацеленные на будущее капиталовложения будут тем больше, чем новее будет создаваемый товар, поэтому чрезвычайно важно добиться быстрой окупаемости товара и возвращения средств, вложенных в него до выхода товара на рынок и на стадии внедрения. На стадии внедрения товара на рынок на нем отсутствуют конкуренты или их очень мало. Фирма, внедряющая новый товар на рынок, обладает монопольным положением, позволяющим проводить политику высоких цен.
Цена в данном случае определяется так, чтобы оценить объем первоначальных капиталовложений в создание и продвижение нового товара на рынок и обеспечить их возмещение, она устанавливается на завышенном уровне с целью организации расширенного сбыта и повышения эффекта от быстрого возврата ранее вложенных в этот товар средств.
Политика “прорыва на рынок” предполагает обратное, фирма открывает продажу нового товара с низкой цены, чтобы товар быстрее достиг стадии роста и в сравнительно короткий срок для него был создан массовый рынок. Основой такой политики выступает формирование массовых товаропроводящих каналов сбыта. Установление цены с начала продаж нового товара на рынке на относительно низком уровне открывает возможность добиться быстрой окупаемости товара. Эта политика требует осторожности, неудача в ее проведении может привести к затруднениям в возмещении ранее осуществленных капиталовложений в разработку товара и продвижение его на рынок и к финансовым трудностям фирмы, тем более что повысить на данный товар цены в дальнейшем окажется чрезвычайно трудным, и их можно будет только снижать, чтобы удержать товар на рынке.
Расчет исходной цены товара включает шесть последовательных этапов:
Постановка задач ценообразования, т.е. реализацию каких целей предприятие предполагает осуществить в результате продажи товара: обеспечение выживаемости, максимизацию прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара.
Определение спроса на товар, который, как правило, обусловливает его максимальную цену в соответствии с законом спроса.
Оценка издержек производства, предопределяющих минимальную цену, которая должна полностью покрывать издержки производства и реализации товара, включая нормальную прибыль предпринимателя за приложенные усилия и риск.
Анализ цен и товаров конкурентов. Кроме спроса и издержек производства на установление цены товара влияют цены конкурентов и их рыночная реакция. Если предложенный товар аналогичен по качеству товару основного конкурента, то предприятие вынуждено будет назначить цену, близкую к цене этого товара.
Выбор метода ценообразования. Минимально возможную цену обусловливают издержки производства, максимальную — наличие у товара каких-то уникальных свойств. Цены на продукцию конкурентов и товары-заменители показывают тот уровень, на который следует ориентироваться при принятии решения о выборе метода ценообразования.
Установление окончательной цены. При этом необходимо учитывать качество товара и возможности сервисного обслуживания, требующие дополнительных затрат, и, соответственно, увеличивающие цену товара, а также психологию ценовосприятия потребителя. При установлении цены товара производственного назначения следует иметь в виду, что она зачастую не является решающим побудительным мотивом его приобретения. При выборе цены на отдельные товары, необходимые в производственном процессе, часто ориентируются на конечную стоимость изделия. При этом учитывают цены на другие компоненты, возможное количество отходов, стоимость обработки, затраты на электроэнергию и др.
- Предназначение транспорта.
- Виды транспорта
- Технико-экономические особенности основных видов транспорта. Морской
- Железнодорожный
- Морской транспортный комплекс Украины
- Координация и взаимодействие различных видов транспорта
- Субъекты внешнеэкономической деятельности в Украине
- Принципы внешнеэкономической деятельности
- Режимы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Субъекты международного транспортного процесса. Их эволюция при переходе к рыночной экономике.
- Участие морского флота Украины в совершении внешнеторговой деятельности
- Основные характеристики линейного судоходства.
- Линейное судоходство
- Основные характеристики трампового судоходства
- Виды фрахтования трампового тоннажа.
- Фрахтование на время (договор имущественного найма)
- Расходы
- Базисные условия купли - продажи услуг морского транспорта
- Чартер и его основные условия
- Чартерный и линейный коносаменты. Функции и виды коносаментов
- Тема 3. Международные транспортные операции По данной теме лекции планируются проводиться по учебному пособию “Мировой фрахтовый рынок”.
- Тема 4. Научно-технический прогресс (нтп) и развитие судоходства на его основе. Нтп на транспорте.
- Кроме того, существуют следующие типы контейнеров:
- Научно - технический прогресс при перевозке массовых грузов (технологическая маршрутизация). Современные технологии массовых перевозок.
- Пример с перевозкой цемента в сша.
- Безостановочная погрузка и выгрузка.
- Научно- технический прогресс при перевозке генеральных грузов (контейнерные перевозки).
- Создание принципиально новых и модернизация существующих типов судов,
- В настоящее время на водном транспорте с успехом функционируют следующие виды ттс:
- Ттс на водном транспорте позволяют совершать режим экономии в таких направлениях:
- Виды эффекта, которые получают предприятия морского транспорта от внедрения нтп
- Основные методические положения расчета экономического эффекта от внедрения достижений нтп на предприятиях
- Тема 5. Часть 1.
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности портов
- Правила работы портов должна обязательно соответствовать законам и нормативным актам страны, а положения правил работы порта зависит от их цели.
- Запрещается:
- 19 Апреля 1991 года в Вене оон приняла Конвенцию об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле.
- Известны следующие виды обычаев:
- Международные морские сообщения.
- Тема 5. Часть 2. Управление территорией порта
- Тема 6. Способы государственной поддержки
- Предприятий морского транспорта
- Влияние экономического механизма на процесс
- Развития морского транспорта, хозяйственную деятельность предприятий и их рентабельность
- Процессы бюджетирования производственно-хозяйственной деятельности на предприятиях морского транспорта. Сущность и виды планирования
- Макроэкономическое планирование (программирование) (продолжение)
- Возможная структура индикативного плана Финансовая и кредитная политика государства
- Планирование перевозок грузов и пассажиров (продолжение)
- Планирование производственной деятельности предприятий морского транспорта (продолжение)
- Тема 8. Бюджетирование финансовой деятельности предприятий Характеристика финансовой деятельности.
- Основными задачами финансовой деятельности любого объекта хозяйствования являются:
- Структура хозяйственных средств
- Активы Пассивы
- Классификация источников финансирования
- Тема 8 (продолжение) Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия Сущность и показатели прибыли.
- Источники прибыли и ее исчисление.
- 2. Выплата постоянного
- 1. Выплата дивидендов с ежегодным определенным ростом
- 3. Направление на дивиденды установленной (нормативной) доли чистой прибыли
- Тема № 9. Производительность, мотивация и оплата труда
- Методы измерения и показатели уровня производительности труда
- Функции заработной платы
- Государственное регулирование оплаты труда реализовывается с помощью установления:
- Государственное регулирование социальной защиты реализовывается с помощью:
- Основы организации оплаты труда
- Применяемые формы и системы оплаты труда
- Формы заработной платы
- Системы оплаты труда
- Доплаты и надбавки к заработной плате и организация премирования персонала
- Первая:
- Вторая:
- Третья:
- Принципы построения системы премирования
- Тема 10. Производственные фонды предприятий и эффективность их использования
- 1.Здания
- Для ускорения скорости оборота оборотных средств нужно:
- Тема 11. Эксплуатационные затраты и себестоимость продукции предприятий морского транспорта
- Пути снижения затрат на производство продукции
- Классификация и группировка эксплуатационных расходов предприятий морского транспорта
- Себестоимость морских перевозок и пути ее снижения
- Калькуляция себестоимости морских перевозок
- Пути снижения себестоимости перевозок
- Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ
- Порядок определения расходов на погрузочно-разгрузочные работы
- Тема № 13. Финансовые расчеты в системе международной торговли услугами предприятий морского транспорта.
- График равновесий цены
- Цены классифицируют по различным направлениям:
- Структурные элементы цены единицы продукции
- Методы ценообразования
- Задания и особенности ценообразования на водном транспорте (продолжение лекции №13)
- Тарифы на каботажные перевозки
- Тарифы на экспортно-импортные перевозки
- Тема 14. Экономическая оценка деятельности предприятий морского транспорта в рыночных условиях
- Конкуренцию также делят на:
- Понятие продукции транспортных предприятий относительно конкурентной среды.
- Определение уровня конкурентоспособности порта. Методы оценки .
- Модуль №5.
- Тема 15.Инвестиционные решения и методы оценки их эффективности.
- Характеристика инвестиций
- Характеристика инвестиций