82. Научная организация труда в портах
Научной организацией труда на грузовых работах в портах называется система научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих совершенствование организации труда и наиболее эффективное использование оборудования, рабочей силы и рабочего времени при перегрузке грузов и направленных на всемерное облегчение труда портовых рабочих и на повышение его производительности. Основная база НОТ — точный научный расчет, основанный на полной, достоверной, систематически поступающей и быстро обрабатываемой информации о состоянии производства. НОТ способствует систематическому и быстрому росту производительности труда наряду со всесторонним развитием и использованием умственных и физических способностей трудящихся.
Для выполнения этих главных целей необходимо решение целого комплекса взаимосвязанных задач.
Совершенствование форм разделения и кооперации труда. Разделение труда означает, что каждый работник выполняет сравнительно узкий круг четко ограниченных операций. Это достигается путем соответствующей кооперации труда, т. е. установления планомерной производственной взаимосвязи между отдельными подразделениями предприятия, отдельными рабочими местами и рабочими в бригадах.
В морских портах названный принцип проявился в создании УКБ, состоящих из нескольких звеньев, выполняющих одну задачу. В УКБ широко применяют совмещение профессий, новую технику и технологию, а также специализацию звеньев бригады и рабочих в звеньях.
Профессиональная подготовка кадров и повышение их квалификации. Применительно к портам следует указать, что значительно вырос культурный, общеобразовательный и технический уровень рабочих. Раньше в бригадах портовых рабочих не было рабочих-механизаторов, их оперативно вводили в бригаду на одну смену. Теперь УКБ состоят из докеров-механизаторов, умеющих управлять сложной перегрузочной техникой. В системе подготовки специалистов для портов предусмотрено получение рабочими широких знаний в области овладения сложной техникой и методами перегрузки грузов.
Высококвалифицированные кадры для УКБ готовят в ПТУ и мореходных училищах.
Организация рабочего места. Этот элемент НОТ имеет целью установить наиболее рациональную физическую, нервную и умственную нагрузку на организм работника, создать соответствие между возможностями человека и применяемыми техническими устройствами, оборудованием и инструментом.
В портах этот принцип достигается путем специализации причалов, складов и оснащения их специальным оборудованием и приспособлениями. Такая организация обеспечивает сокращение времени на подготовительные и заключительные операции, повышает производительность труда.
Санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. Высокая работоспособность зависит от этих условий. Главная задача научного обоснования санитарно-гигиенических и эстетических условий труда — сведение к минимуму вредного воздействия производственной среды на человека и в первую очередь искоренение профессиональных заболеваний и травматизма.
Типовыми правилами безопасности труда и внутреннего трудового распорядка для работников морских портов установлены нормы массы груза для поднятия и переноски его вручную, нормы освещенности, нормы содержания в воздухе газов, паров, пыли и методы безопасной перегрузки грузов. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха — не менее 42 ч. Сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях.
Рационализация режимов труда и отдыха. Определение порядка чередования труда и отдыха в течение года, месяца, недели, смены в зависимости от условий труда, его темпа и напряженности — основное содержание этой задачи.
Нормирование труда. В основе его должны быть технически обоснованные нормы труда, по которым планируют численность работников и правильную их расстановку, учитывают наиболее эффективное использование техники и возможности людей, выявляют резервы рабочего времени, изучают передовые приемы труда и т. п.
Рационализация приемов и методов труда. Согласно НОТ должны выявляться и изучаться существующие и разрабатываться новые приемы и методы труда и внедряться в производство. Целью разработки новых методов и приемов труда является устранение излишних рабочих движений, замена ручного труда механизированным и комплексно - механизированным, внедрение приспособлений, облегчающих труд.
Применение материальных и моральных стимулов. В НОТ предусмотрено широкое использование различных стимулов для повышения производительности и привлекательности труда. Для этого проверке и обоснованию подлежит соответствие материального и морального стимулирования технической оснащенности предприятия, условиям труда и формам его организации. В настоящее время в портах введена сдельно-прогрессивная система оплаты труда, соответствующая основным требованиям времени - сокращению сроков обработки транспортных средств и повышению производительности труда.
Воспитание у трудящихся коммунистического отношения к труду, сознательной трудовой дисциплины. Это одна из важнейших задач НОТ. Твердая трудовая и технологическая дисциплина, соблюдение норм трудового права, выполнение приказов, инструкций и правил внутреннего распорядка — основное условие организации любого производства, полного использования рабочего времени.
- 2007 Г.
- 2. Организационно-производственная структура морских портов
- 3. Структура и основные функции отделов управления порта
- 4. Организация управления грузовым районом порта
- 5. Производственные связи порта
- 6. Грузооборот порта
- 7. Пропускная способность порта
- 8. Специализация производственных мощностей портов
- Глава 2 технологический процесс порта и факторы, его определяющие
- 9. Понятие о технологии перегрузочных работ
- 10. Характеристика и показатели технологического процесса перегрузочных работ
- 11. Условия технологического процесса
- 12. Классификация и транспортно-технологическая характеристика грузов
- 13. Технологическая характеристика транспортных средств и технология перевозок
- 14. Технологическая характеристика перегрузочных машин
- Глава 3 технологическая оснастка для перегрузочных работ.
- 15. Классификация и требования
- К технологической оснастке
- Съемные крановые грузозахватные приспособления.
- 17. Сменные крановые грузоздхватные механизмы
- 18. Грузозахватные устройства погрузчиков
- 19. Вспомогательные технологические приспособления
- Глава 4 технологическая подготовка производства и организация технологической работы в порту
- 20. Технологическая подготовка производства порта
- 21. Структура и функции технологических подразделений порта
- 22. Организация разработки, совершенствования и внедрения технологии и технологической оснастки
- 23. Система обеспечения перегрузочных работ технологической оснасткой
- 24. Технологическая дисциплина и система ее поддержания
- Глава 5. Разработка технологических процессов и технологическое проектирование портов
- 25. Содержание проекта технологического процесса
- 26. Разработка технологических схем и выбор перегрузочных машин и оснастки
- 27. Разработка технологических операций и расчет показателей и состава технологической линии
- 28. Выбор оптимального варианта и технико-экономическое обоснование технологического процесса
- 29. Понятие о технологическом проектировании портов
- Глава 6 технология перегрузки тарно-штучных грузов.
- 30. Общие условия технологических процессов с тарно-штучными грузами
- 31. Мешковые грузы
- 32. Ящичные грузы
- 33. Киповые грузы
- 34. Бочковые грузы
- 35. Бумага и картон в рулонах, кабель и трос в барабанах
- 36. Тюки, слабоспрессованные кипы и неупакованные тарно-штучные грузы
- 37. Пакеты
- Глава 7 технология перегрузки металлов
- 38. Общие условия технологических процессов перегрузки металлов
- 39. Чугун в чушках
- 40. Стальной прокат и трубы
- 41. Сталь в рулонах и крупногабаритные слитки цветных металлов в пакетах
- 42. Штучные металлогрузы
- Глава 8 технология перегрузки тяжеловесных грузов
- 43. Особенности технологических процессов перегрузки тяжеловесных грузов
- 44. Автотракторная техника
- 45. Малотоннажные контейнеры
- 46. Крупнотоннажные контейнеры
- 47. Тяжеловесное оборудование.
- 46. Особо тяжеловесные грузы
- 49 Загрузка и разгрузка судов с горизонтальной грузообработкой
- Глава 9 технология перегрузки навалочных и наливных грузов
- 50. Навалочные грузы на специальных комплексах
- Навалочные грузы на универсальных комплексах
- 52. Насыпные грузы на специальных комплексах
- 53. Насыпные грузы на универсальных комплексах
- 54. Наливные грузы
- Глава 10 технология перегрузки лесных и особых грузов
- 55. Транспортно-технологическая характеристика лесных грузов и особенности их перегрузки
- 56. Круглый пес
- 57. Пиломатериалы
- 58. Изделия из дерева
- 59. Щепа
- 60. Особые грузы
- Глава 11 Организация обработки судов.
- 61. Задачи портов по обработке судов.
- 62. Порядок обработки судов в портах
- 63. Стояночное и сталийное время судов
- 64. Действующая система норм для расчета времени обработки судов в портах
- 65. Расчет результатов отработки судна в порту.
- 66. Руководство обработкой судна в порту
- 67. Организация обработки судов на рейдах
- 68. Технологический план - график обработки судна
- Глава 12 организация обработки железнодорожных вагонов и автотранспорта
- 69. Задачи организации обработки железнодорожных вагонов в порту
- 70. Железнодорожные станции
- 71. Единый технологический процесс работы порта и железнодорожной станции, учет вагонов
- 72. Организация работы автотранспорта
- Глава 13 оперативное планирование работы порт и диспетчерская система руководства
- 73. Сущность и задачи диспетчерской системы оперативного руководства
- 74. Производственно - оперативное планирование
- 75. Организация работы порта в оптимальном режиме.
- 76. Непрерывное планирование
- 77. Диспетчерский контроль, учет и отчетность
- Глава 14 организация труда на перегрузочных работах
- 78. Особенности организации труда в портах
- 79. Квалификационные характериситки портовых рабочих
- 80. Комплексные бригады портовых рабочих
- 81. Бригадир комплексной бригады
- 82. Научная организация труда в портах
- Глава 15 основы технического нормирования и оплата труда на перегрузочных работах
- 83. Сущность технического нормирования
- И его задачи
- 84. Рабочее время и его структура
- 85. Изучение рабочего времени
- 86. Производственные процессы
- 87. Научно обоснованные нормы труда и их расчет
- 88. Нормирование труда портовых рабочих
- 89. Формы и системы оплаты труда
- 90. Оплата труда портовых рабочих
- Список принятых сокращений
- Список использованной литературы