logo
ТОППР

78. Особенности организации труда в портах

Основной задачей порта, как транспортного узла, является передача груза с одного вида транспорта на другой, т. е. перегрузка (перемещение) груза.

Специфика перегрузочных работ обусловливает ряд особенностей в организации труда портовых рабочих.

К таким особенностям относят:

  1. Бригадный характер труда. В отличие от промышленных предприятий, где рабочее место ограничено небольшим участком производственной площади у станка, на погрузочно-разгрузочных работах груз (предмет труда) перемещают на значительные расстояния. Например, из трюма в склад или в вагон. Так как процесс перемещения груза складывается из ряда последовательно выполняемых производственных операций (трюмный, крановой, передаточной, складской или вагонной), на каждой из которых рабочие выполняют определенную работу, для завершения всего процесса все рабочие должны быть в составе одной бригады. Следует, однако, отметить, что бригадный метод работы, как наиболее совершенный, сейчас внедряют на многих промышленных предприятиях.

  2. Комплексный характер бригад. Для выполнения работ по перемещению груза в состав бригад должны входить рабочие разных специальностей: крановщики, водители погрузчиков, машинисты трюмных, вагонных и складских машин, стропальщики, сигнальщики и т. п. На современном этапе организации труда и непрерывного роста общеобразовательного и технического уровня портовых рабочих каждый из членов бригады совмещает несколько профессий, поэтому портовые рабочие называются докерами механизаторами, а бригады — комплексными. Комплексная бригада портовых рабочих может своими силами перегружать любые грузы по любым технологическим схемам.

  3. Переменный характер труда. Комплексные бригады портовых рабочих не имеют постоянного рабочего места, так как им приходится работать по различным вариантам работ. Кроме того, рабочие, входящие в состав бригады, имея несколько профессий, могут выполнять работы в трюме, на складе и в вагоне, работая на машинах или вручную с разными грузами. Переменный характер труда комплексных бригад осложняет организацию труда. В современных условиях все больше растет роль специализации бригад на перегрузке определенных грузов, что позволяет повысить производительность труда.

  4. Сменный режим рабочего времени. Работу в порту ведут непрерывно в три смены без выходных и праздничных дней. Чередование смен бригад не должно ослаблять интенсивность обработки транспортных средств и снижать работоспособность рабочих. Продолжительность рабочей недели не должна превышать 41 ч, а смены — 8ч.

  5. Работа на открытом воздухе в любое время года. Портовые рабочие перегружают грузы в любое время года и в ряде случаев на открытом воздухе. Трюмные, вагонные и складские звенья работают также при температуре наружного воздуха. Поэтому необходимо в организации труда докеров-механизаторов предусматривать выполнение требований по снижению воздействия внешней среды на работоспособность и здоровье рабочих.

  6. Порт, как транспортный узел, с точки зрения проведения перегрузочных работ является зоной повышенной опасности. При организации труда бригад рабочих, особенно на перегрузке оборудования, тяжеловесных и длинномерных грузов, следует соблюдать особое внимание и осторожность — все меры, предусмотренные правилами безопасности труда. Важное значение имеет и расстановка бригад по объектам работ, которую осуществляет сменный диспетчер, выдающий наряд-задание и производящий инструктаж по технике безопасности.