67. Организация обработки судов на рейдах
Под морским рейдом понимают прибрежное водное пространство, свободное от навигационных опасностей, с достаточными глубинами и грунтом дна, пригодными для надежной якорной стоянки.
Грузы на рейдах перегружают при незначительном объеме грузооборота, когда невыгодно строить дорогостоящие гидротехнические и другие сооружения или по своей характеристике судно не может быть пришвартовано к причалу.
Различают рейды открытые и закрытые, внешние и внутренние. Наиболее удобными для грузовых - работ следует считать рейды, достаточно защищенные от волнения, без навигационных опасностей, имеющие ровное дно, достаточные глубины и грунт, обеспечивающий надежную якорную стоянку. Акватория рейда должна быть свободной и не иметь течений и колебаний уровня воды.
Рейдовые портпункты, расположенные на незащищенном берегу, должны» иметь сооружения для обработки плавсредств кг ковши (защищенную акваторию) для их укрытия.
Плавсредства, применяемые для рейдовых перегрузочных работ, можно подразделить на перегрузочные и транспортные. К перегрузочным плавсредствам относят плавкраны и плавучие зерноперегружатели. Транспортные средства бывают самоходные и несамоходные. Самоходные плавсредства чаще всего применяют при перегрузках навалочных или зерновых грузов с крупнотоннажных судов, которые по своим характеристикам не могут стать у причала порта. Например, крупнотоннажные суда с зерном выгружаются плавкранами или плавучими зерноперегружателями на рейде в речные суда типа «Волго-Балт». К несамоходным средствам, используемым для рейдовых перегрузочных работ, относят баржи, плашкоуты, лихтеры, кунгасы. Буксировку несамоходных плавсредств осуществляют буксиры и буксирные катера. Плавсредства и буксиры должны отвечать высоким мореходным качествам, а также иметь каюты для укрытия рабочих и экипажа от непогоды, удобные грузовые помещения для загрузки - разгрузки, аварийный запас продовольствия, швартовные, буксирные и бросательные концы, кранцы, спасательные и пожарные средства.
На рейдовую перегрузку оказывает влияние волнение. Так, при волнении 3 - 5 баллов интенсивность грузовых работ снижается на 20%, а свыше 5 баллов работы вообще прекращают. Практика показывает, что простои судов на рейде по метеопричинам составляют до 30% стояночного времени. Так как из-за метеорологических причин и волнения судно вообще может уйти из порта, не выгрузив или не погрузив груз, интенсивность грузовых работ на рейде должна быть высокой. При рейдовой перегрузке груз переваливают дважды (у борта транспортного судна и на берегу), поэтому количество рабочих должно быть большим, чем при работе у причала с тем же грузом. К рейдовым перегрузочным работам предъявляют высокие требования по безопасности труда.
Работу на рейде осуществляют плавкранами, судовыми кранами или судовыми стрелами грузоподъемностью 3 - 10 т (обычные) и 15 - 100 т (тяжеловесные). Обычными стрелами перегрузку ведут «на телефон» — груз передается двумя лебедками с одной стрелы на другую. При этом обе стрелы одного люка объединены в систему: одна стрела вываливается за борт, другая устанавливается над люком. Вылет каждой стрелы создается топенантом, ноки стрел соединены оттяжкой, грузовые шкентели стрел — трехзвенником, и вся система закреплена. Перегрузка тяжеловесной стрелой основана на поднятии груза и вываливании стрелы за борт судна путем изменения длины оттяжек правого и левого бортов судна. При работе тяжеловесной стрелой длина топенанта и оттяжек изменяется лебедками, а обычной — вручную.
Учитывая особенности обработки судов в рейдовых условиях, в подготовку к приему судна включают следующие мероприятия:
Выбор надежного места якорной стоянки в пределах рейда. Капитан судна выбирает место совместно с руководством рейдового портпункта, так как расстояние между судном и берегом определяет организацию работы, количество плавсредств и интенсивность грузовых работ.
Выбор плавсредств для доставки груза от борта судна к берегу. При этом учитывают удобство грузовых работ, возможность разгрузки судна через два люка одновременно без перешвартовок. Плавсредства должны иметь большое раскрытие люков, достаточную грузоподъемность, что уменьшает количество их перестановок во время работы.
Выбор наиболее рациональной схемы расстановки плавсредств у Сорта судна. Конкретно для каждого случая с учетом состояния моря, силы и направления ветра с целью наибольшего удобства проведения грузовых работ выбирают схему расстановки. В зависимости от линейных характеристик и метеообстановки плавсредства можно расставить у каждого люка или в районе двух люков с одного борта или с обоих бортов, а также в шахматном порядке. Маневровые операции с плавсредствами у борта зависят от вылета стрелы и грузовых судовых средств. При малом вылете стрелы плавсредства необходимо перекантовывать — швартовать одним, а затем другим бортом.
Расчет количества плавсредств и буксиров. Успешная обработка судна на рейде зависит от интенсивности грузовых работ у борта и на берегу, продолжительности перехода плавсредств от берега к судну и обратно, скорости буксиров с гружеными и порожними плавсредствами, а также от количества одновременно обрабатываемых на судне люков.
Очевидно, что минимальное время обработки судна в целом будет равно времени обработки наибольшего по трудоемкости отсека при условии, что этот отсек судна обрабатывают непрерывно. Остальные отсеки судна обрабатывают так, что продолжительность их загрузки - разгрузки не превышает времени обработки наибольшего отсека.
Количество плавсредств для обработки судна:
; (80)
Где: nл —количество люков на судне;
Кн.т—коэффициент конструктивной неравномерности трюмов;
tр.пс—продолжительность рейсооборота плавсредства, ч;
tст.с—время нахождения плавсредства у борта судна, ч.
Для конкретного случая загрузки судна коэффициент конструктивной неравномерности трюмов
; (81)
Где: —количество груза на судне, т;
—количество груза в наибольшем грузовом помещении (отсеке), т.
Продолжительность рейсооборота плавсредства:
; (82)
Где l - расстояние между судном и берегом, мили;
- средняя скорость движения плавсредства, уз;
; (83)
Здесь vгр, vп - скорость движения плавсредства соответственно в грузу и порожнем, уз.
Время стоянки плавсредства у борта судна:
; (84)
где - количество груза на одном плавсредстве, т;
- средняя часовая производительность судовых грузовых средств при загрузке - разгрузке одного плавсредства, т/ч;
- время швартовных операций с одним плавсредством у борта судна, ч.
Время стоянки плавсредства у берега:
; (85)
где - средняя часовая производительность береговых грузовых средств при загрузке - разгрузке одного плавсредства, т/ч;
- время швартовных операций с одним плавсредством у берега, ч.
Расчет количества буксиров для подачи плавсредств к борту судна:
; (86)
Где - время рейсооборота буксира, ч;
- число плавсредств, одновременно буксируемых буксирным катером.
Время загрузки - разгрузки транспортного судна в целом на рейде, как указывалось, равно времени обработки наибольшего отсека. Отсюда время стоянки судна в рейдовом порту, ч,
; (87)
Где - время вспомогательных операций, не совмещенных с грузовыми работами, ч.
Особое внимание при работе на рейде уделяют безопасной перевозке людей к месту работы, надежному креплению плавсредств к борту судна, застропке тяжеловесных и длинномерных грузов. Для избежания поломки судовых стрел при волнении застропку и отстропку груза рекомендуется производить в момент самого нижнего положения плавсредства по отношению к борту транспортного судна.
Места работ и швартовных операций должны быть хорошо освещены. От носа до кормы вдоль борта судна крепят трос - бурундук, который помогает при швартовке и перетяжке плавсредств. У борта судна должен находиться дежурный буксир.
- 2007 Г.
- 2. Организационно-производственная структура морских портов
- 3. Структура и основные функции отделов управления порта
- 4. Организация управления грузовым районом порта
- 5. Производственные связи порта
- 6. Грузооборот порта
- 7. Пропускная способность порта
- 8. Специализация производственных мощностей портов
- Глава 2 технологический процесс порта и факторы, его определяющие
- 9. Понятие о технологии перегрузочных работ
- 10. Характеристика и показатели технологического процесса перегрузочных работ
- 11. Условия технологического процесса
- 12. Классификация и транспортно-технологическая характеристика грузов
- 13. Технологическая характеристика транспортных средств и технология перевозок
- 14. Технологическая характеристика перегрузочных машин
- Глава 3 технологическая оснастка для перегрузочных работ.
- 15. Классификация и требования
- К технологической оснастке
- Съемные крановые грузозахватные приспособления.
- 17. Сменные крановые грузоздхватные механизмы
- 18. Грузозахватные устройства погрузчиков
- 19. Вспомогательные технологические приспособления
- Глава 4 технологическая подготовка производства и организация технологической работы в порту
- 20. Технологическая подготовка производства порта
- 21. Структура и функции технологических подразделений порта
- 22. Организация разработки, совершенствования и внедрения технологии и технологической оснастки
- 23. Система обеспечения перегрузочных работ технологической оснасткой
- 24. Технологическая дисциплина и система ее поддержания
- Глава 5. Разработка технологических процессов и технологическое проектирование портов
- 25. Содержание проекта технологического процесса
- 26. Разработка технологических схем и выбор перегрузочных машин и оснастки
- 27. Разработка технологических операций и расчет показателей и состава технологической линии
- 28. Выбор оптимального варианта и технико-экономическое обоснование технологического процесса
- 29. Понятие о технологическом проектировании портов
- Глава 6 технология перегрузки тарно-штучных грузов.
- 30. Общие условия технологических процессов с тарно-штучными грузами
- 31. Мешковые грузы
- 32. Ящичные грузы
- 33. Киповые грузы
- 34. Бочковые грузы
- 35. Бумага и картон в рулонах, кабель и трос в барабанах
- 36. Тюки, слабоспрессованные кипы и неупакованные тарно-штучные грузы
- 37. Пакеты
- Глава 7 технология перегрузки металлов
- 38. Общие условия технологических процессов перегрузки металлов
- 39. Чугун в чушках
- 40. Стальной прокат и трубы
- 41. Сталь в рулонах и крупногабаритные слитки цветных металлов в пакетах
- 42. Штучные металлогрузы
- Глава 8 технология перегрузки тяжеловесных грузов
- 43. Особенности технологических процессов перегрузки тяжеловесных грузов
- 44. Автотракторная техника
- 45. Малотоннажные контейнеры
- 46. Крупнотоннажные контейнеры
- 47. Тяжеловесное оборудование.
- 46. Особо тяжеловесные грузы
- 49 Загрузка и разгрузка судов с горизонтальной грузообработкой
- Глава 9 технология перегрузки навалочных и наливных грузов
- 50. Навалочные грузы на специальных комплексах
- Навалочные грузы на универсальных комплексах
- 52. Насыпные грузы на специальных комплексах
- 53. Насыпные грузы на универсальных комплексах
- 54. Наливные грузы
- Глава 10 технология перегрузки лесных и особых грузов
- 55. Транспортно-технологическая характеристика лесных грузов и особенности их перегрузки
- 56. Круглый пес
- 57. Пиломатериалы
- 58. Изделия из дерева
- 59. Щепа
- 60. Особые грузы
- Глава 11 Организация обработки судов.
- 61. Задачи портов по обработке судов.
- 62. Порядок обработки судов в портах
- 63. Стояночное и сталийное время судов
- 64. Действующая система норм для расчета времени обработки судов в портах
- 65. Расчет результатов отработки судна в порту.
- 66. Руководство обработкой судна в порту
- 67. Организация обработки судов на рейдах
- 68. Технологический план - график обработки судна
- Глава 12 организация обработки железнодорожных вагонов и автотранспорта
- 69. Задачи организации обработки железнодорожных вагонов в порту
- 70. Железнодорожные станции
- 71. Единый технологический процесс работы порта и железнодорожной станции, учет вагонов
- 72. Организация работы автотранспорта
- Глава 13 оперативное планирование работы порт и диспетчерская система руководства
- 73. Сущность и задачи диспетчерской системы оперативного руководства
- 74. Производственно - оперативное планирование
- 75. Организация работы порта в оптимальном режиме.
- 76. Непрерывное планирование
- 77. Диспетчерский контроль, учет и отчетность
- Глава 14 организация труда на перегрузочных работах
- 78. Особенности организации труда в портах
- 79. Квалификационные характериситки портовых рабочих
- 80. Комплексные бригады портовых рабочих
- 81. Бригадир комплексной бригады
- 82. Научная организация труда в портах
- Глава 15 основы технического нормирования и оплата труда на перегрузочных работах
- 83. Сущность технического нормирования
- И его задачи
- 84. Рабочее время и его структура
- 85. Изучение рабочего времени
- 86. Производственные процессы
- 87. Научно обоснованные нормы труда и их расчет
- 88. Нормирование труда портовых рабочих
- 89. Формы и системы оплаты труда
- 90. Оплата труда портовых рабочих
- Список принятых сокращений
- Список использованной литературы