28. Выбор оптимального варианта и технико-экономическое обоснование технологического процесса
В процессе проектирования технологии зачастую рассматривают несколько вариантов. В результате их сопоставления выбирают наилучший по комплексу показателей или по основному показателю. Такой вариант принято называть оптимальным, а показатель, по которому его выбирают, — критерием оптимальности. Независимо от того, производят сопоставление проектных вар антов, а если нет такой необходимости, так как технология определена однозначно, то выполняют технико-экономическое обоснование разработанного технологического процесса путем сравнения его с базовым (существующим, известным, широко распространенным).
Проектные варианты между собой, а также выбранный с базовым сопоставляют по различным критериям, изложенным в п.26, а также с учетом доступности реализации, которая оценивается, исходя из конкретных условий работы порта. Экономическая эффективность является важнейшим показателем технологического процесса и, как правило, служит критерием его оптимальности, поскольку наиболее полно отражает уровень затрат трудовых и материальных ресурсов.
С точки зрения экономической эффективности оптимальный вариант любого технологического решения выбирают по минимуму удельных приведенных затрат Зуд, р./(т - год), которые представляют собой сумму эксплуатационных расходов и капиталовложений, приведенных к году эксплуатации через нормативный коэффициент экономической эффективности капиталовложений:
Зуд == Эуд + ЕКуд = min, (43)
Где: Эуд—удельные годовые эксплуатационные расходы, р./(т - год);
Е — нормативный коэффициент экономической эффективности капиталовложений (Е=0,15);
Куд—удельные капиталовложения, р./т.
Величина, обратная нормативному коэффициенту экономической эффективности, является нормативным сроком окупаемости капиталовложений:
t = 1/E=6,7 года. (44)
Оптимальный вариант, выбранный по минимуму удельных приведенных затрат, проверяется по сроку окупаемости;
ΔК/ΔЭ < 6,7, (45)
Где: ΔК — дополнительные капиталовложения при внедрении нового варианта, р.;
ΔЭ — экономия эксплуатационных расходов за счет внедрения нового варианта, р./год.
Дополнительные капиталовложения и экономию эксплуатационных расходов определяют в результате сопоставления проектного варианта с базовым:
ΔK==Q(Kд - K,); (46)
ΔЭ=Q(Э- Э), (47)
Где: Q — годовой объем перегрузочных работ, тонно - операции.
Экономический эффект от внедрения проектной технологии:
ΔЗ = Q(З– З). (48)
При определении удельных эксплуатационных расходов учитывают, что изменение производительности технологической линии приводит к изменению расходов не только в самом порту, но и на флоте, а также в смежных видах транспорта, так как меняется стояночное время транспортных средств под грузовыми операциями и связанные с этим расходы по их содержанию на стоянке. В связи с этим в общем случае:
Эуд = Э+Э; (49)
Где: Э— удельные эксплуатационные расходы по перегрузочным работам в порту, р./(т.год);
тс
Э— удельные эксплуатационные расходы по транспортным средствам за время перегрузочных работ, р./(т.год).
Величину Эуд определяют как сумму удельной основной и дополнительной зарплаты докеров, удельных отчислений на социальное страхование и удельных эксплуатационных расходов на перегрузочное оборудование и технологическую оснастку т.е.:
Э= Э+ Э+ Э+ Э+ Э. (50)
Удельная величина основной зарплаты
Э= ТФ, (51)
Где: Т—трудоемкость перегрузки одной тонны груза, из (14);
Ф — тарифная ставка докера за 1 ч работы на соответствующем грузе и технологическом процессе.
Удельную величину дополнительной зарплаты и доплат докерам определяют как долю от основной зарплаты:
Э= Кд.з Э, (52)
Где: Кд.з — коэффициент, показывающий отношение доплат и дополнительной заработной платы к основной зарплате, начисленной по нарядам (определяют по статистической отчетности порта).
Аналогичным образом удельное отчисление на социальное страхование:
Э=Кс (Э+ Э), (53)
Где: Кс.— коэффициент отчислений от зарплаты докеров на социальное страхование (Кс=0,1).
Удельные эксплуатационные расходы на перегрузочное оборудование вычисляют как сумму удельных расходов по машинам каждого типа, входящим в состав технологической линии:
Э= Ci/Pмi • (54)
Где: Ci — стоимость одного машино - часа работы машины i - го типа, р./машино - ч;
Pмi — производительность машины i - го типа определяют из выражения (15),т/смену.
Величину Сi определяют по калькуляциям порта или вычисляют по формуле:
Сi = (Са+ Сп + Си)/tм + Ст + Сэ, (55)
Где: Са — отчисления на амортизацию и текущий ремонт (р./год);
Си — расходы на малоценный и быстроизнашиваемый инвентарь, которые принимают по отчетным данным порта, а при их отсутствии могут быть определены в размере 0,5% стоимости машины, р./год;
Сп — зарплата персонала, занятого техническим обслуживанием перегрузочного оборудования (р./год);
tм — время работы машины i - го типа за год (определяют как отношение: Q/Рмi), ч;
Ст — расходы на топливо за 1 ч работы машины;
Сэ — расходы на электроэнергию за 1 ч работы машины.
Расходы на топливо:
Ст = 1,05N и gт Цт (56)
Где: 1,05 — коэффициент расходов на смазочные материалы;
N — мощность двигателя, кВт;
и = 0,9 — коэффициент использования мощности двигателя;
gт — расход топлива за 1 ч работы машины, кг/ч;
Цт — стоимость 1 кг топлива, р.
Расходы на электроэнергию
Сэ =l,15о и Ns Цэ (57>
Где: 1,15 —коэффициент расходов на смазочные и обтирочные материалы;
о — коэффициент одновременной работы электродвигателей,
о = 0,40,6;
и — коэффициент использования мощности двигателей, для электропривода и =0,75;
Ns — установленная мощность электродвигателей, кВт;
Цэ—стоимость 1 кВт электроэнергии, р.
Отчисления на амортизацию и текущий ремонт определяются как процент от стоимости машины:
Са = Цм (Ка + Кр) / 100, (58)
Где: Цм — стоимость перегрузочной машины, р.;
Ка., Кр — коэффициенты нормативных отчислений на амортизацию и текущий ремонт для машин соответствующего типа.
Если перегрузочные машины данного типа используют для перегрузки нескольких грузов, то соответствующую долю отчислений на амортизацию и текущий ремонт определяют пропорционально занятости машин на перегрузке рассматриваемого груза:
Саi = Са tмi / tмi. (59)
Расходы по зарплате персонала, занятого техническим обслуживанием перегрузочных машин,
Сп = [1 + Кд.з + (1 + Кд.з) Кс] tм Фо То/24 (60)
Где: Фо — тарифная ставка для рабочих, занятых техническим обслуживанием, р./чел. - ч;
То — нормативная трудоемкость обслуживания машины в сутки, чел.ч/суг или нормо - ч/сут.
Удельные эксплуатационные расходы на технологическую оснастку
Э=тi, (61)
где: m — число типов технологической оснастки;
Стi — отнесенная на 1 т груза стоимость i - го типа технологической оснастки представляющей собой малоценный инвентарь, или расходы на амортизацию и текущий ремонт оснастки, относящейся к основному оборудованию.
Удельные эксплуатационные расходы по транспортным средствам за время перегрузочных работ зависят от стояночного времени и стоимости содержания транспортных средств на стоянке:
Э= tcтi Kcтi / qi, (62
Где: tcтi — время стоянки транспортного средства i - го типа в процессе перегрузочных работ, сут;
Kcтi — себестоимость содержания транспортного средства i - го типа на стоянке, р./сут;
qi — загрузка транспортного средства i - го типа, т.
Расходы по вагонам и автотранспорту весьма незначительны по сравнению с расходами по флоту и порту. Поэтому при сравнении вариантов их в большинстве случаев можно не учитывать
Удельные капиталовложения определяют как сумму удельных капиталовложений в перегрузочные машины Куд.м и технологическую оснастку Куд.т:
Куд = Куд.м + Куд.т, (63)
•при этом
Куд.м. = (Цмi / Рмi tКи.м) (64)
Где: Цмi;—стоимость машины i - го типа, р.;
Рмi — производительность машины i - го типа [определяют из выражения (15)] т/смену;
t — годовой бюджет рабочего времени i - го типа, ч;
Ки.м — коэффициент использования бюджета рабочего времени машин i - го типа, зависящий от условий организации производства и определяемый по нормативам или по отчетным данным порта.
Удельные капиталовложения в технологическую оснастку определяются из выражения
Куд.т= Цоi / Q, (65;
Где: Цоi — отнесенная на перегрузку данного груза стоимость технологической оснастки i - го типа, р.;
В случае если для реализации технологического процесса требуется проведение работ по строительству или реконструкции зданий или сооружений, в эксплуатационных расходах учитывают дополнительную амортизацию и ремонт, а в капиталовложениях — соответствующие затраты.
Расчеты по сравнению вариантов и определение экономической эффективности ведут только по изменяющимся в результате внедрения технологического процесса статьям затрат, остальные разделы опускают и не учитывают.
- 2007 Г.
- 2. Организационно-производственная структура морских портов
- 3. Структура и основные функции отделов управления порта
- 4. Организация управления грузовым районом порта
- 5. Производственные связи порта
- 6. Грузооборот порта
- 7. Пропускная способность порта
- 8. Специализация производственных мощностей портов
- Глава 2 технологический процесс порта и факторы, его определяющие
- 9. Понятие о технологии перегрузочных работ
- 10. Характеристика и показатели технологического процесса перегрузочных работ
- 11. Условия технологического процесса
- 12. Классификация и транспортно-технологическая характеристика грузов
- 13. Технологическая характеристика транспортных средств и технология перевозок
- 14. Технологическая характеристика перегрузочных машин
- Глава 3 технологическая оснастка для перегрузочных работ.
- 15. Классификация и требования
- К технологической оснастке
- Съемные крановые грузозахватные приспособления.
- 17. Сменные крановые грузоздхватные механизмы
- 18. Грузозахватные устройства погрузчиков
- 19. Вспомогательные технологические приспособления
- Глава 4 технологическая подготовка производства и организация технологической работы в порту
- 20. Технологическая подготовка производства порта
- 21. Структура и функции технологических подразделений порта
- 22. Организация разработки, совершенствования и внедрения технологии и технологической оснастки
- 23. Система обеспечения перегрузочных работ технологической оснасткой
- 24. Технологическая дисциплина и система ее поддержания
- Глава 5. Разработка технологических процессов и технологическое проектирование портов
- 25. Содержание проекта технологического процесса
- 26. Разработка технологических схем и выбор перегрузочных машин и оснастки
- 27. Разработка технологических операций и расчет показателей и состава технологической линии
- 28. Выбор оптимального варианта и технико-экономическое обоснование технологического процесса
- 29. Понятие о технологическом проектировании портов
- Глава 6 технология перегрузки тарно-штучных грузов.
- 30. Общие условия технологических процессов с тарно-штучными грузами
- 31. Мешковые грузы
- 32. Ящичные грузы
- 33. Киповые грузы
- 34. Бочковые грузы
- 35. Бумага и картон в рулонах, кабель и трос в барабанах
- 36. Тюки, слабоспрессованные кипы и неупакованные тарно-штучные грузы
- 37. Пакеты
- Глава 7 технология перегрузки металлов
- 38. Общие условия технологических процессов перегрузки металлов
- 39. Чугун в чушках
- 40. Стальной прокат и трубы
- 41. Сталь в рулонах и крупногабаритные слитки цветных металлов в пакетах
- 42. Штучные металлогрузы
- Глава 8 технология перегрузки тяжеловесных грузов
- 43. Особенности технологических процессов перегрузки тяжеловесных грузов
- 44. Автотракторная техника
- 45. Малотоннажные контейнеры
- 46. Крупнотоннажные контейнеры
- 47. Тяжеловесное оборудование.
- 46. Особо тяжеловесные грузы
- 49 Загрузка и разгрузка судов с горизонтальной грузообработкой
- Глава 9 технология перегрузки навалочных и наливных грузов
- 50. Навалочные грузы на специальных комплексах
- Навалочные грузы на универсальных комплексах
- 52. Насыпные грузы на специальных комплексах
- 53. Насыпные грузы на универсальных комплексах
- 54. Наливные грузы
- Глава 10 технология перегрузки лесных и особых грузов
- 55. Транспортно-технологическая характеристика лесных грузов и особенности их перегрузки
- 56. Круглый пес
- 57. Пиломатериалы
- 58. Изделия из дерева
- 59. Щепа
- 60. Особые грузы
- Глава 11 Организация обработки судов.
- 61. Задачи портов по обработке судов.
- 62. Порядок обработки судов в портах
- 63. Стояночное и сталийное время судов
- 64. Действующая система норм для расчета времени обработки судов в портах
- 65. Расчет результатов отработки судна в порту.
- 66. Руководство обработкой судна в порту
- 67. Организация обработки судов на рейдах
- 68. Технологический план - график обработки судна
- Глава 12 организация обработки железнодорожных вагонов и автотранспорта
- 69. Задачи организации обработки железнодорожных вагонов в порту
- 70. Железнодорожные станции
- 71. Единый технологический процесс работы порта и железнодорожной станции, учет вагонов
- 72. Организация работы автотранспорта
- Глава 13 оперативное планирование работы порт и диспетчерская система руководства
- 73. Сущность и задачи диспетчерской системы оперативного руководства
- 74. Производственно - оперативное планирование
- 75. Организация работы порта в оптимальном режиме.
- 76. Непрерывное планирование
- 77. Диспетчерский контроль, учет и отчетность
- Глава 14 организация труда на перегрузочных работах
- 78. Особенности организации труда в портах
- 79. Квалификационные характериситки портовых рабочих
- 80. Комплексные бригады портовых рабочих
- 81. Бригадир комплексной бригады
- 82. Научная организация труда в портах
- Глава 15 основы технического нормирования и оплата труда на перегрузочных работах
- 83. Сущность технического нормирования
- И его задачи
- 84. Рабочее время и его структура
- 85. Изучение рабочего времени
- 86. Производственные процессы
- 87. Научно обоснованные нормы труда и их расчет
- 88. Нормирование труда портовых рабочих
- 89. Формы и системы оплаты труда
- 90. Оплата труда портовых рабочих
- Список принятых сокращений
- Список использованной литературы