87. Научно обоснованные нормы труда и их расчет
Нормирование труда предполагает установление меры труда для выполнения исполнителем соответствующей квалификации конкретной работы в определенных организационно - технических условиях.
Научно обоснованными, нормами труда называют нормы, устанавливаемые для определенных организационно - технических условий работы, рационального, экономически обоснованного технологического процесса и научной организации труда. Кроме научно обоснованных существуют еще опытно - статистические нормы труда. Эти нормы устанавливают на основе отчетных данных о фактических затратах рабочего времени на выполнение тех или иных работ. Их база — суммарный принцип, который исключает анализ составных частей работы, выявление производственных возможностей оборудования, использование резервов роста производительности труда и достижений передовых рабочих. В настоящее время поставлена задача повсеместного внедрения научно обоснованных норм труда и замена ими опытно - статистических.
В техническом нормировании погрузочно-разгрузочных работ приняты следующие показатели меры труда: норма времени, комплексная норма времени, норма выработки и комплексная норма выработки.
Нормой времени называют время, необходимое рабочему на перегрузку 1 т груза. Нормой времени определяют трудоемкость выполняемой работы, оно выражается на погрузочно-разгрузочных работах в человеко-часах на 1 т груза (чел - ч/т).
Комплексной нормой времени устанавливается время, которое следует затратить всей бригаде на перегрузку 1 т груза. Комплексной нормой времени определяются средние затраты рабочего времени на перегрузку 1 т груза, она выражается в часах на тонну груза (ч/т).
Нормой выработки назначается количество тонн груза, которое рабочий должен перегрузить за единицу времени. На погрузочно-разгрузочных работах норму выработки определяют для одного рабочего в тоннах на смену (т/чел. - смен).
Комплексной нормой выработки устанавливается число тонн груза, которое должна перегрузить бригада за одну смену в определенных производственных условиях, выражается она в тоннах на смену (т/смен).
Норма времени НВр, чел. - ч/т и норма выработки так же, как и комплексная норма времени и комплексная норма выработки КНВр, ч/т, находятся в обратно пропорциональной зависимости:
; (114)
, (115)
Где tсм — время смены (нормы рассчитаны на смену продолжительностью 7 ч), ч;
НВ — норма выработки, т/чел. - смену;
КНВ — комплексная норма выработки, т/смену
Все разновидности норм труда имеют общее — в них выражены совокупные затраты рабочего времени (оперативного, времени подготовительно - заключительных работ, обслуживания рабочего места, перерывов на отдых и личные надобности, технологических перерывов) на единицу или полный объем работы.
Помимо норм труда существуют микронормативы и нормативы труда: первые устанавливают затраты времени на выполнение отдельных рабочих движений, например наклон рабочего к мешку; вторые — время на выполнение рабочих приемов, например застропка груза. Микронормативы и нормативы служат исходными . данными для расчетов норм труда. Основным методом технического нормирования в социалистическом производстве является аналитический, сущность которого заключается в том, что нормируемую работу расчленяют на ряд составных элементов. Каждый элемент подвергают анализу с точки зрения его целесообразности и рационального включения в тот или иной процесс. Основой аналитического метода является изучение и обобщение передового опыта исполнителей, творчески реализуемого в проектируемой технологии и научно обоснованных нормах.
Последовательность расчета научно обоснованных норм на погрузочно-разгрузочные работы следующая:
Проводят многократную фотографию рабочего дня для одних я тех же условий технологического процесса.
Проводят анализ использования рабочего времени и разрабатывают мероприятия, позволяющие увеличить долю нормируемого времени и максимально исключить ненормируемые простои. Устанавливают режим рабочего времени.
Расчленяют технологический процесс на отдельные составные части. Так, технологическую схему разделяют на отдельные технологические операции, каждую операцию — на рабочие приемы, каждый рабочий прием — на рабочие движения. Проводят анализ составляющих элементов технологического процесса согласно рациональности методов последовательности их выполнения. Затем намечают рациональный поэлементный технологический процесс.
Выбирают действующие микронормативы (для рабочих движений), нормативы (для рабочих приемов) или проводят натурные наблюдения для установления этих величин, чтобы рассчитать нормы.
Рассчитывают техническую производительность каждой технологической операции технологического процесса.
Устанавливают лимитирующую по производительности технологическую операцию.
Рассчитывают комплексную норму выработки, т/см,
(116)
Где — техническая производительность лимитирующей операции, т/ч;
tоп — оперативное время смены, ч.
Оперативное время смены определяют по данным фотографии рабочего дня,
Рассчитывают комплексную норму времени, ч/т,:
, (117)
Где tсм — время смены, ч.
Рассчитывают число рабочих в бригаде
, (118)
Где — число рабочих на каждой операции.
Для выполнения той или иной операции требуется или постоянное, нерасчетное, или переменное число рабочих. Технологически постоянное число рабочих для операций: кордонной — один крановщик и один сигнальщик; передаточной — один - два перецепщика для застропки, отстропки готовых подъемов; трюмной (только при перегрузке контейнеров) — два рабочих. Для операций с технологически переменным числом рабочих существует зависимость между производительностью труда и количеством рабочих. К таким операциям относят: вагонную, складскую, трюмную, внутрипортовую транспортную.
Основной принцип формирования механизированных линий —производительность операций технологического процесса должна быть одинаковой и равна производительности лимитирующей операции. Тогда число рабочих на технологической операции с переменным числом исполнителей
, (119)
где - производительность на лимитирующей операции, т/ч;
Pi - производительность на операции, для которой определяется число рабочих, т/ч;
n'i — число рабочих в одном звене технологической операции.
Величину n'i определяют по Нормативам на погрузочно-разгрузочные работы в морских портах или из соображений охраны труда и технологической целесообразности расстановки, рабочих в звене в соответствии с проведенными натурными наблюдениями.
Определяют норму выработки, т/чел - смену
, (120)
Где КНВ—комплексная норма выработки бригады, т/см;
- количество рабочих в бригаде,
норму времени, чел - ч/т
, (121)
Рассчитывают экономическую эффективность внедрения новых норм.
Проводят опытную проверку вновь рассчитанные нормы, если они экономически целесообразны.
Вносят соответствующие коррективы в новые нормы на базе опытной проверки.
Вводят нормы в практику работы порта.
- 2007 Г.
- 2. Организационно-производственная структура морских портов
- 3. Структура и основные функции отделов управления порта
- 4. Организация управления грузовым районом порта
- 5. Производственные связи порта
- 6. Грузооборот порта
- 7. Пропускная способность порта
- 8. Специализация производственных мощностей портов
- Глава 2 технологический процесс порта и факторы, его определяющие
- 9. Понятие о технологии перегрузочных работ
- 10. Характеристика и показатели технологического процесса перегрузочных работ
- 11. Условия технологического процесса
- 12. Классификация и транспортно-технологическая характеристика грузов
- 13. Технологическая характеристика транспортных средств и технология перевозок
- 14. Технологическая характеристика перегрузочных машин
- Глава 3 технологическая оснастка для перегрузочных работ.
- 15. Классификация и требования
- К технологической оснастке
- Съемные крановые грузозахватные приспособления.
- 17. Сменные крановые грузоздхватные механизмы
- 18. Грузозахватные устройства погрузчиков
- 19. Вспомогательные технологические приспособления
- Глава 4 технологическая подготовка производства и организация технологической работы в порту
- 20. Технологическая подготовка производства порта
- 21. Структура и функции технологических подразделений порта
- 22. Организация разработки, совершенствования и внедрения технологии и технологической оснастки
- 23. Система обеспечения перегрузочных работ технологической оснасткой
- 24. Технологическая дисциплина и система ее поддержания
- Глава 5. Разработка технологических процессов и технологическое проектирование портов
- 25. Содержание проекта технологического процесса
- 26. Разработка технологических схем и выбор перегрузочных машин и оснастки
- 27. Разработка технологических операций и расчет показателей и состава технологической линии
- 28. Выбор оптимального варианта и технико-экономическое обоснование технологического процесса
- 29. Понятие о технологическом проектировании портов
- Глава 6 технология перегрузки тарно-штучных грузов.
- 30. Общие условия технологических процессов с тарно-штучными грузами
- 31. Мешковые грузы
- 32. Ящичные грузы
- 33. Киповые грузы
- 34. Бочковые грузы
- 35. Бумага и картон в рулонах, кабель и трос в барабанах
- 36. Тюки, слабоспрессованные кипы и неупакованные тарно-штучные грузы
- 37. Пакеты
- Глава 7 технология перегрузки металлов
- 38. Общие условия технологических процессов перегрузки металлов
- 39. Чугун в чушках
- 40. Стальной прокат и трубы
- 41. Сталь в рулонах и крупногабаритные слитки цветных металлов в пакетах
- 42. Штучные металлогрузы
- Глава 8 технология перегрузки тяжеловесных грузов
- 43. Особенности технологических процессов перегрузки тяжеловесных грузов
- 44. Автотракторная техника
- 45. Малотоннажные контейнеры
- 46. Крупнотоннажные контейнеры
- 47. Тяжеловесное оборудование.
- 46. Особо тяжеловесные грузы
- 49 Загрузка и разгрузка судов с горизонтальной грузообработкой
- Глава 9 технология перегрузки навалочных и наливных грузов
- 50. Навалочные грузы на специальных комплексах
- Навалочные грузы на универсальных комплексах
- 52. Насыпные грузы на специальных комплексах
- 53. Насыпные грузы на универсальных комплексах
- 54. Наливные грузы
- Глава 10 технология перегрузки лесных и особых грузов
- 55. Транспортно-технологическая характеристика лесных грузов и особенности их перегрузки
- 56. Круглый пес
- 57. Пиломатериалы
- 58. Изделия из дерева
- 59. Щепа
- 60. Особые грузы
- Глава 11 Организация обработки судов.
- 61. Задачи портов по обработке судов.
- 62. Порядок обработки судов в портах
- 63. Стояночное и сталийное время судов
- 64. Действующая система норм для расчета времени обработки судов в портах
- 65. Расчет результатов отработки судна в порту.
- 66. Руководство обработкой судна в порту
- 67. Организация обработки судов на рейдах
- 68. Технологический план - график обработки судна
- Глава 12 организация обработки железнодорожных вагонов и автотранспорта
- 69. Задачи организации обработки железнодорожных вагонов в порту
- 70. Железнодорожные станции
- 71. Единый технологический процесс работы порта и железнодорожной станции, учет вагонов
- 72. Организация работы автотранспорта
- Глава 13 оперативное планирование работы порт и диспетчерская система руководства
- 73. Сущность и задачи диспетчерской системы оперативного руководства
- 74. Производственно - оперативное планирование
- 75. Организация работы порта в оптимальном режиме.
- 76. Непрерывное планирование
- 77. Диспетчерский контроль, учет и отчетность
- Глава 14 организация труда на перегрузочных работах
- 78. Особенности организации труда в портах
- 79. Квалификационные характериситки портовых рабочих
- 80. Комплексные бригады портовых рабочих
- 81. Бригадир комплексной бригады
- 82. Научная организация труда в портах
- Глава 15 основы технического нормирования и оплата труда на перегрузочных работах
- 83. Сущность технического нормирования
- И его задачи
- 84. Рабочее время и его структура
- 85. Изучение рабочего времени
- 86. Производственные процессы
- 87. Научно обоснованные нормы труда и их расчет
- 88. Нормирование труда портовых рабочих
- 89. Формы и системы оплаты труда
- 90. Оплата труда портовых рабочих
- Список принятых сокращений
- Список использованной литературы