logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двига­телем

ПРМ и устройства с двига­телем позволяют интенсифицировать ПРР по сравнению с уст­ройствами с ручным приводом. К таким устройствам относятся электрические тали (тельферы), электрические лебедки, механи­ческие лопаты и т.д. Они работают, как правило, от электродви­гателя небольшой мощности, питаемого от сети.

Тельферы используются для вертикального подъема, опус­кания, а также горизонтального перемещения грузов. Они могут применяться как самостоятельные грузоподъемные механизмы, так и в качестве исполнительных механизмов некоторых видов кранов (мостовых, козловых и др.).

Тельфер, в отличие от тали, имеет приводное устройство в виде электродвигателя с редуктором и барабаном, которые под­вешиваются к тележке, перемещаемой вручную или с помощью собственного привода по монорельсу.

Управление тельфером дистанцион­ное, с помощью кнопочного пускателя. Для ограничения высоты подъема крюка и пути передвижения тележки по монорельсу пре­дусмотрены конечные выключатели.

Пневматические тали предназначены для использования в пожароопасных помещениях. Они обеспечи­вают подъем груза на крюке за счет хода поршня пневматиче­ского цилиндра.

Электрические лебедки, как и тельферы, могут приме­няться в качестве самостоятельных грузоподъемных механизмов, однако наибольшее распространение они получили в составе раз­личных ПРМ и устройств (краны, механиче­ские лопаты и др.).

Электрическая лебедка со­стоит из барабана, электродвига­теля с редуктором, тормозного устрой­ства и механизма управле­ния.

Кран-укосина представляет собой подъемный механизм, со­стоящий из электрической лебедки, консольной фермы-стрелы (выполненной в виде укосины) и блоков для тягового каната. Укосина шарнирно крепится к специальной колонне или стене здания. Поворот укосины производится вручную.

В качестве грузоподъ­емного устройства, помимо лебедок, у кранов-укосин могут применяться ручные и электрические тали.

Механические лопаты применяют для выгрузки сыпучих грузов (например, зерна из бортовых автомобилей, железнодо­рожных вагонов и других транспортных средств).

Основными узлами механических лопат являются:

- электрическая лебедка с одним или двумя барабанами;

- скребки (один или два), прикрепляемые к свободному концу тягового троса;

- направляющие блоки.

Управление механической лопатой осуществляет рабо­чий, находя­щийся у скребка, или отдельный оператор.

Наиболее производительными являются сдвоенные механи­ческие лопаты, обеспечивающие раз­грузку од­новременно двух автомобилей.

Механические лопаты могут устанавливаться стационарно или на тележках. Работают они, как правило, в комплексе с лен­точными конвейерами.

Конвейеры предназначены для перемещения сыпучих, кус­ковых и легких штучных грузов в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях.

Их используют в основном как средства внутрицехового и внутризаводского транспорта, а также в качестве основных эле­ментов ПРМ и установок (в зернопогрузчиках, буртоукладчиках, бункерных установках и др.). Как самостоятельные механизмы для погрузки и разгрузки автомобилей конвейеры применения не получили.

По конструкции грузонесущего органа конвейеры разделя­ются на следующие типы:

- ленточные (а), с РО в виде бесконечной гибкой ленты;

- пластинчатые (б), с РО в виде пластин, прикрепленных к бес­конечной цепи;

- скребковые (в), с РО в виде скребков, прикрепленных верти­кально к бесконечной цепи;

- ковшовые, с РО в виде ковшей, прикрепленных к беско­нечной цепи. Ковшовые конвейеры для вертикального подъема груза называют нориями (г);

- винтовые, с РО в виде специальных винтовых устройств. Винтовой конвейер, рабо­тающий в желобе или ко­жухе, называется шнеком (д).

Из всех типов кон­вейеров в качестве само­стоятельных ПРС могут быть использованы в основном ленточные и пластинчатые конвейеры.

Конвейеры бывают стационарные и передвижные.

Многие передвижные конвейеры оборудуются устройст­вами для регулирования высоты подачи груза, а значит, и угла наклона. При этом предельный угол наклона зависит от вида и состояния (сухой, влажный) груза. Для увеличения угла наклона применяются специ­альные ленты с поперечными выступами или рейками.

Для увеличения длины применяют телескопические ленточ­ные конвейеры. Они также могут быть и стационарными, и передвижными. Такие конвейеры используются на почтовых предприятиях, торговых базах и магазинах для погрузки тарно-штучных грузов.