3.4.1. Средства малой механизации
Средства малой механизации предназначены для облегчения ПРР, выполняемых вручную, в пунктах с небольшим грузооборотом. К ним относятся:
- роликовые ломы, цепи, тележки и дорожки;
- домкраты;
- вилочные тележки и погрузчики с ручным приводом;
- ручные тали;
- ступеньки и передвижные горки для поперечного наклона бортовых автомобилей.
Роликовые ломы (а) используют на площадках с твердым и ровным покрытием для горизонтального перемещения тяжеловесных грузов на несколько метров. Роликовый лом на изогнутом конце с насечкой имеет ось с двумя роликами на подшипниках качения. Три грузчика с роликовыми ломами могут перемещать груз массой до 2 т.
Роликовые тележки и цепи предназначены для горизонтального перемещения тяжеловесных грузов, но могут быть использованы и для выполнения погрузо-разгрузочных операций.
Роликовые дорожки (рольганги) (б) представляют собой устройства в виде рамы, на которой на неподвижных осях установлены ролики, вращающиеся под действием веса груза. Роликовые дорожки предназначены для горизонтального (или с небольшим уклоном) перемещения штучных грузов, имеющих плоскую опорную поверхность, а также других грузов, уложенных на специальные площадки или поддоны. Для изменения направления перемещения груза отдельные секции дорожек могут быть криволинейными.
Применяют также роликовые дорожки, у которых вместо роликов устанавливаются узкие катки, укрепленные на двух продольных балках (в). Они имеют меньшую массу, более удобны при монтаже, могут доставляться на автомобилях вместе с грузом и использоваться в любых пунктах по мере необходимости.
Домкраты используют для подъема тяжеловесных грузов на небольшую высоту при установке этих грузов на катки, тележки или роликовые цепи. Они бывают реечными, винтовыми и гидравлическими.
Лотки предназначены для спуска по наклонной плоскости, а также для погрузки на автомобиль грузов в ящиках, тюках и кипах, находящихся на втором и третьем этажах складов. Часто их изготавливают из досок и для уменьшения трения обивают кровельным железом. Груз по лотку перемещается под действием собственного веса.
Ручные тележки, как правило, двухколесные, применяют для погрузки-разгрузки и перемещения на небольшой площади штучных грузов.
Для погрузки-разгрузки на автомобили и перемещения в пределах склада штучных грузов, уложенных в пакеты на поддоны, используют ручные вилочные тележки (транспаллетты).
Транспаллетта состоит из рамы с подъемными вилами, на концах которых смонтированы ролики, гидронасоса с ручным приводом и двух передних поворотных колес. При помощи системы рычагов ролики соединены с подъемным устройством.
Перед подъемом груза вилки тележки устанавливают под поддон, после чего несколькими качаниями дышла приводят в действие насос, и подъемник поднимает вилы вместе с грузом на высоту 100 – 125 мм. В поднятом положении пакет груза транспортируют в пределах склада, доставляют в кузов автомобиля или разгружают из кузова, если уровень грузовой площадки склада совпадает с уровнем пола кузова автомобиля. Для опускания груза нажимают на установочный клапан гидроподъемника.
Ручные вилочные погрузчики предназначены для погрузки и разгрузки преимущественно пакетированных штучных грузов. В отличие от авто- и электропогрузчиков ручные погрузчики не имеют собственного механизма передвижения; привод гидронасоса осуществляется вручную.
Ручные тали представляют собой простейшие подъемные устройства из нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых цепью. Редуцирующим звеном в талях являются обычно червячная или зубчатая передача, а также канатный или цепной полиспаст.
Тали подвешивают к козлам, балкам и т.д. Для горизонтального перемещения груза таль может быть подвешена к тележке, передвигающейся вручную по монорельсу.
Ручные лебедки используют для работы с тяжелыми грузами. При вертикальном подъеме или опускании груза канат перебрасывают через подвесной блок. Используются ручные лебедки также для подтаскивания груза по специальным трапам.
Консольные ручные краныиспользуют для выполнения ПРР со штучными и тяжеловесными грузами, а также и контейнерами в пунктах с небольшим объемом работ.
Кран состоит из горизонтально расположенной и шарнирно закрепленной на стене или колонне двутавровой балки (консоли) с поддерживающей ее тягой и грузоподъемного приспособления в виде ручной тали с тележкой или лебедки.
Для выгрузки навалочных сыпучих грузов из бортовых автомобилей применяют передвижные горки и ступеньки, обеспечивающие при наезде на них наклон автомобилей на угол до 30°.
При перевозках навалочных, обычно сельскохозяйственных грузов, могут быть использованы разгрузочные щиты и сетки, перевозимые на автомобилях.
Перед погрузкой груза щит устанавливают вплотную к переднему борту, а сетку расстилают по всей площади платформы и закрепляют со стороны заднего борта. К свободным концам сетки или щиту крепятся канаты, которые в местах выгрузки груза привязывают к надежным упорам. При движении автомобиля вперед находящийся в кузове груз сбрасывается щитом или сеткой.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература